Interested Article - Дискриминация атеистов

Государства со смертной казнью за вероотступничество

Дискримина́ция атеистов (или атеофо́бия , антиатеи́зм ) включает в себя преследования атеистов из-за их убеждений в разных местах земного шара и в разные исторические эпохи.

В странах конституционной демократии правовая дискриминация атеистов встречается редко, но некоторые атеисты, особенно в Соединённых Штатах , протестовали против законов и правил , которые они рассматривают как дискриминационные. В некоторых исламских странах атеисты сталкиваются с дискриминацией , в том числе из-за отсутствия правового статуса, или им может угрожать даже смертная казнь в случае отступничества .

В древности

Историки, в том числе Люсьен Февр , считают, что атеизма в его современном понимании не существовало до конца XVII века . Однако до начала массовой секуляризации государственная власть опиралась на понятие божественного права. Платон утверждал , что атеизм (как мы понимаем его сегодня) представляет опасность для общества и должен быть причислен к преступлениям . Лица, которые стали атеистами, тогда как в прошлом были представителями некоторых конфессий христианства или мусульманами , подвергались юридическому преследованию .

Начало Нового времени и Реформация

В Новое время термин «атеист» использовался как оскорбление и применялся в значении «еретик» , а также по отношению к самоубийцам или людям, считавшимся аморальными . Атеистические убеждения воспринимались как угрожающие порядку и обществу, таковыми их, например, считал Фома Аквинский . Джон Локк , один из основателей современных представлений о свободе вероисповедания, утверждал, что атеисты (как и католики и мусульмане ) не могут быть полноценными гражданами . Во времена инквизиции несколько лиц, обвиняемых в атеизме и богохульстве , были подвергнуты пыткам и/или казнены . В их числе священник Джулио Чезаре Ванини , который был задушен и сожжён в 1619 году , и брестский дворянин Казимир Лыщинский , казнённый в Варшаве , а также француз Этьен Доле , который был казнён в 1546 году . Хотя в XIX веке их изображали [ кто? ] мучениками, некоторые [ какие? ] учёные считают, что убеждения Доле и Ванини нельзя назвать строго атеистическими в современном смысле слова .

Новое время

На протяжении XIX века британские атеисты подвергались дискриминации . Люди, которые не хотели клясться на Библии в ходе судебного разбирательства, не могли давать показания в суде . Это условие было отменено в 1869 и 1870 годах . Кроме того, поэт Перси Биши Шелли был исключён из Оксфордского университета после публикации эссе о необходимости атеизма . Атеист Чарльз Брэдлоу был избран членом британского парламента в 1880 году , но ему было отказано в праве принести присягу из-за его атеистических убеждений. Брэдлоу переизбирался трижды, прежде чем смог занять своё место в 1886 году , когда спикер палаты позволил ему присягнуть .

Нацистская Германия

В Германии времён нацизма в указе 1933 года говорилось:

Не относя себя к какому-либо конкретному вероисповеданию, мы восстановили веру в свои предпосылки, потому что мы убедились, что народ нуждается в вере и требует её. По этой причине мы предприняли борьбу с атеистическим движением, и не просто несколькими теоретическими заявлениями: мы растопчем его .

Режим решительно выступал против «безбожного коммунизма» , и большинство атеистических организаций свободомыслия в Германии были запрещены в том же году. Некоторые правые группы мирились с нацистами до середины 1930-х годов . 26 апреля 1933 года Гитлер заявил, что «существование светских школ недопустимо» .

Современность

Россия

Формы дискриминации

В России признаки дискриминации атеистов выражаются в следующих фактах:

События

  • 2 марта 2016 года Ставропольский суд приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении Виктора Краснова, которого обвиняют в оскорблении религиозных чувств верующих за комментарии о своём презрении к религии .
  • 11 августа 2016 известный российский видеоблогер Руслан Соколовский выложил на своём канале на YouTube , на котором он играл в Pokémon Go в храме . Также на своём канале он периодически выпускал видео, в которых открыто критиковал религию, в частности РПЦ. 2 сентября он был арестован и помещён в СИЗО за оскорбление чувств верующих. 11 мая 2017 года суд Екатеринбурга признал Соколовского виновным в возбуждении вражды, оскорблении чувств верующих, а также в незаконном обороте специальных технических средств и приговорил его к 3,5 года лишения свободы условно (см. Дело Соколовского ).

Казахстан

По мнению журналиста Данияра Наурыза, в информационном отношении в Казахстане фактически наложен запрет на тему атеизма . Также за разжигание межрелигиозной вражды был арестован Александр Харламов . Его обвиняют в том, что он в своих публикациях о христианстве и о различных религиозных течениях занимался пропагандой атеизма, чем оскорбил чувства верующих .

Источники

  1. Evans, Robert (2012-12-09). . Reuters.com (англ.) . из оригинала 2 октября 2015 . Дата обращения: 4 января 2013 .
  2. Rafford, Robert L. (1987). . Religious Humanism . Vol. 21. Fellowship of Religious Humanists. p. 33. из оригинала 23 марта 2015 . Atheophobia is pathological, and similar in nature to homophobia. It is unconscious, internalized, and taught from early years on.
  3. Nash, Robert J. Inviting Atheists to the Table: A Modest Proposal for Higher Education (англ.) // (англ.) : journal. — N. Y. , 2003. — Spring ( vol. 30 , no. 1 ). — ISSN . — doi : .
  4. (амер. англ.) . Psych Times . Дата обращения: 8 июля 2023. 8 июля 2023 года.
  5. . Дата обращения: 9 февраля 2013. 13 февраля 2013 года.
  6. . Дата обращения: 9 февраля 2013. Архивировано из 27 января 2013 года.
  7. Davidson, Nicholas. Unbelief and Atheism In Italy // (англ.) / Michael Hunter; David Wootton. — Oxford University Press , 1992. — P. —86. — ISBN 978-0-19-822736-6 .
  8. Armstrong, Karen. (англ.) . — Random House, Inc. , 1994. — P. 286—287. — ISBN 978-0-345-38456-0 .
  9. Kelley, Donald R. (англ.) . — Yale University Press , 2006. — P. 115. — ISBN 978-0-300-12062-2 .
  10. Платон допускает, что неверие по существу есть некая одержимость болезнью, которая с возрастом проходит. … Платон видит наличие внушительного материалистического направления в философии, говоря о «странном учении», «которое большинство людей считает самым мудрым из всех» (речь идет о софистах). В чём же видит Платон сущность этого учения? В рассуждениях о том, что все вещи обязаны своим возникновением частью природе, частью искусству, частью случаю, а вовсе не уму или какому-нибудь божеству. О богах же эти люди утверждают: «Боги существуют не по природе, а в силу искусства и некоторых законов, причем в различных местах они различны сообразно с тем, какими каждый народ условился их считать при возникновении своего законодательства» (Платон, Соч.: В 3 т. М,, 1972. Т. 3, Ч. 2. С. 376, 380, 381, 382). Несколько ниже философ констатирует распространенность такого рода учений: если бы это было не так, «то не было бы нужды защищать учение о бытии богов. Но теперь это необходимо». Подчеркнем, что Платон связывает атеизм с материалистическими учениями: их приверженцы, пишет он, «смотрят на огонь, воду, землю и воздух как на первоначала всех вещей, и именно это-то они и называют природой. Душу же они выводят позднее из этих первоначал». От Платона же идет традиция теоретического обоснования необходимости наказаний тех, кто не признает веры в богов или в Бога. Людей, заблуждающихся по поводу богов, надо, по Платону, подвергнуть наказаниям. Платон выделяет, во-первых, тех, кто совершенно отрицает бытие богов, но не совершает дурных поступков; во-вторых, тех, «у кого к мнению, будто Вселенная лишена богов, добавляется невоздержанность в удовольствиях и страданиях, хотя они и обладают сильной памятью и прекрасной восприимчивостью к наукам. Общая болезнь тех и других та, что они не признают богов; но первые творят меньше зла на пагубу остальных людей, чем вторые», исполненные коварства и злокозненные; из них, пишет Платон, выходят прорицатели, тираны, демагоги, основатели частных таинств, а также софисты; они, лицемеры, «заслуживают более чем смертной казни», люди же другой разновидности «нуждаются в увещании и тюремном заключении». Удел атеистов — тюрьма или насильственная смерть. от 16 мая 2013 на Wayback Machine
  11. Gey, Steven G. Atheism and the Freedom of Religion // / Martin, Michael. — Cambridge University Press , 2007. — С. 250—253, 260—2. — ISBN 978-0-521-84270-9 .
  12. Armstrong, Karen. (англ.) . — Random House, Inc. , 1994. — P. 98, 147. — ISBN 978-0-345-38456-0 .
  13. Laursen, John Christian; Nederman, Cary J. (англ.) . — University of Pennsylvania Press , 1997. — P. 142. — ISBN 978-0-8122-1567-0 .
  14. Brooke, John Hedley. (англ.) . — Oxford University Press , 2005. — ISBN 978-0-19-926897-9 .
  15. Kłoczowski, Jerzy. . — Cambridge University Press , 2000. — С. 155. — ISBN 978-0-521-36429-4 .
  16. Onfray, Michel. (англ.) . — (англ.) , 2007. — P. 24. — ISBN 978-1-55970-820-3 .
  17. Chadwick, Owen. (англ.) . — Oxford University Press , 2003. — ISBN 978-0-19-926578-7 .
  18. Larson, Timothy. Victorian England // / Cookson, Catharine. — New York: Routledge , 2003. — ISBN 0-415-94181-4 .
  19. Gey, Steven G. Atheism and the Freedom of Religion // / Martin, Michael. — Cambridge University Press , 2007. — С. 253—255. — ISBN 978-0-521-84270-9 .
  20. . Дата обращения: 4 марта 2020. 23 марта 2021 года.
  21. Smith, Christian. (англ.) . — Routledge , 1996. — P. 156—157. — ISBN 978-0-415-91405-5 .
  22. Stackelberg, Roderick. . — Routledge , 2007. — С. 136—138. — ISBN 978-0-415-30860-1 .
  23. Bock, Heike. Secularization of the modern conduct of life? Reflections on the religiousness of early modern Europe // / Hanne May. — VS Verlag fnr Sozialw, 2006. — С. 157. — ISBN 3-8100-4039-8 .
  24. Kaiser, Jochen-Christoph. / Christel Gärtner. — VS Verlag , 2003. — Т. Organisierter Atheismus. — С. 122, 124—6. — ISBN 978-3-8100-3639-1 .
  25. Ernst Helmreich, от 28 января 2017 на Wayback Machine . Detroit: Wayne State University Press , 1979, p. 241.
  26. . Дата обращения: 4 мая 2020. 15 августа 2020 года.
  27. . Дата обращения: 6 февраля 2014. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
  28. . Дата обращения: 28 февраля 2021. 27 февраля 2021 года.
  29. . Дата обращения: 23 октября 2015. 1 декабря 2017 года.
  30. Анастасия Чеповская. от 24 марта 2016 на Wayback Machine // Lenta.ru , 04.03.2016
  31. . Дата обращения: 2 апреля 2018. 24 марта 2016 года.
  32. (недоступная ссылка — ) . Дата обращения: 11 февраля 2013.
  33. Джоанна Лиллис. . EurasiaNet . Дата обращения: 8 июля 2023. 8 июля 2023 года.
  34. Дата обращения: 28 марта 2013. 5 апреля 2013 года.
  35. . Дата обращения: 28 марта 2013. 5 апреля 2013 года.
  36. . Дата обращения: 28 марта 2013. 5 апреля 2013 года.

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
Источник —

Same as Дискриминация атеистов