Interested Article - Атеизм в Албании

Нерелигиозность , атеизм и агностицизм распространены среди албанцев наряду с доминирующими исламом и христианством . Большинство албанцев ведут светский образ жизни и отвергают религиозные предписания, которые могут существенно определять или определяют их образ жизни .

Нерелигиозность в Албании распространилось в период развития идей антиклерикализма и секуляризации, характерных для периода поздней Османской империи . Хотя тогдашние деятели и позволяли себе время от времени нападки в адрес религии, первым публичным противником всяких верований выступил в 1934 году , примеру которого в 1935 году последовал Анастас Пласари . Начиная с 1946 года, при коммунистическом режиме в Албании , религиозная деятельность сначала была ограничена , а в 1967 году с провозглашением Энвером Ходжей атеистического государства религиозная практика в стране была объявлена вне закона , хотя на частном уровне подобные практики сохранялись, пока не были введены дополнительные ограничения. Этот антирелигиозный режим был впервые ослаблен в 1985 году, а в 1990 году и вовсе упразднён при его преемнике Рамизе Алии . Опрос, проведённый ПРООН, показал, что подавляющее большинство албанцев согласны с тем утверждением, что национализм, недостаточная религиозность и запрет любого вероисповедания во время коммунистического режима помогли заложить основы современной религиозной терпимости в Албании .

Современные оценки численности нерелигиозного населения сильно разнятся. Количество албанцев, объявивших себя атеистами, составляет от 2,5 % до 8 % или 9 % , в то время как по другим оценкам, число нерелигиозных граждан составляет 39 %, из которых «атеистами» себя назвали 9 %, а «нерелигиозными» — 30 %, 61 % респондентов не согласились с тем, что религия «важна» для их жизни, и 72 % отметили, что «не практикуют» её . Многие албанцы, называющие себя мусульманами или христианами, соблюдают лишь некоторые из обрядов своей веры или вовсе не соблюдают никаких. На основании исследований, проведённых в 2008, 2009 и 2015 годах, Албания с 39 % нерелигиозного населения оказалась на 20-м месте среди наименее религиозных стран мира .

Религиозная идентичность в Албании обычно определяется семейным происхождением, а не личным практическим выбором . Несмотря на повсеместное отсутствие религиозной практики, опросы показали и отрицательное отношение части албанцев к людям, громко заявляющим о своём атеизме .

История

Фаик-бей Коница , деятель Албанского национального возрождения, который через два года после своего перехода из ислама в католицизм написал обличение против всех религий.
Энвер Ходжа буквально воспринял слова Пашко Васы, запретив публичные религиозные практики, хотя на частном уровне они продолжались.

В конце османской эпохи , для преодоления религиозных разногласий среди албанцев, делившихся в религиозном плане на мусульман -суннитов, православных христиан , мусульман-бекташей и католиков с самого своего появления призывали албанцев игнорировать религиозные различия, утверждая, что вызывающий разногласия сектантский религиозный фанатизм чужд албанской культуре. Они выступали за то, что некоторые историки называют «гражданской религией» албанизма . В известной своей поэме « » ( алб. O moj Shqypni ) Пашко Васа призвал албанцев "поклясться не обращать внимания [букв."смотреть «] на церковь или мечеть», потому что «вера албанца — это албанизм» ( алб. feja e shqiptarit është shqiptaria ) .

Деятели Албанского национального возрождения в XIX веке, такие как Фаик Коница , Яни Врето и Зеф Юбани , часто высказывали антирелигиозные мысли. Так Коница в 1897 году заявил, что «любая религиозная вера вызывает у него рвоту» ( алб. Më vjen për të vjellur nga çdo fe ) . Но первым апологетом атеизма в современной Албании традиционно считается , публицист и революционер , чья антирелигиозная полемическая работа 1934 года «Ссора с духовенством» ( алб. Grindje me Klerin ), стала одной из первых известных работ на албанском языке, выступавших против религиозного исповедания. За ней в 1935 году последовала «Болезнь религии» ( алб. Sëmundja Fetare ), ещё одна важная антирелигиозная полемика Анастаса . Стихотворение Blasfemi Мигени , которого многие считали атеистом, также относится к антирелигиозным . Ещё одной важной фигурой того времени был политик и мэр Гирокастры , дядя Энвера Ходжи, который имел репутацию «радикального атеиста и антиколониалиста». Его атеистические взгляды повлияли на мировоззрение племянника .

Примечания

  1. . — ISBN 978-1-84511-308-7 . . Дата обращения: 31 мая 2022. Архивировано 12 января 2020 года.
  2. . Дата обращения: 31 мая 2022. 27 октября 2018 года.
  3. Jorgaqi, Nasho (2013-12-22). . Shqiptarja.com . из оригинала 9 ноября 2017 . Дата обращения: 31 мая 2022 .
  4. . Дата обращения: 31 мая 2022. 28 июля 2017 года.
  5. . Дата обращения: 31 мая 2022. 4 ноября 2016 года.
  6. Tarifa, Fatos. . — University Press of America, 2007. — P. 68. — ISBN 978-0-7618-3590-5 . . Дата обращения: 31 мая 2022. Архивировано 16 апреля 2017 года.
  7. . Country Data. Дата обращения: 31 мая 2022. 26 ноября 2015 года.
  8. Vickers, Miranda; Pettifer, James (2000), , NYU Press, pp. 99, 109, ISBN 081478805X , из оригинала 16 марта 2023 , Дата обращения: 31 мая 2022 . Дата обращения: 31 мая 2022. Архивировано 16 марта 2023 года.
  9. Mustafa, Mentor. What Remained of Religion in an "Atheist" State and the Return of Religion in Post-Communist Albania // MESS and RAMSES II. Vol. 7, Mediterranean Ethnological Summer School. — Univerza v Ljubljani, Filozofska fakulteta, 2008. — P. 67. — ISBN 978-961-237-279-8 .
  10. 45–46. Дата обращения: 31 мая 2022. 27 октября 2018 года.
  11. (алб.) . INSTAT (2011). Дата обращения: 31 мая 2022. 26 марта 2017 года.
  12. Atheism: Contemporary Numbers and Patterns // The Cambridge Companion to Atheism. — Cambridge University Press, 2006. — P. 47–66. — ISBN 9780521842709 .
  13. (2005). Дата обращения: 31 мая 2022. 14 июня 2007 года.
  14. . The Telegraph (англ.) . из оригинала 16 августа 2021 . Дата обращения: 31 мая 2022 .
  15. Hayden, Robert M (2002). "Antagonistic Tolerance. Competitive Sharing of Religious Sites in South Asia and the Balkans". Current Anthropology . 43 (2): 205–219 [208]. doi : .
  16. De Rapper, Gilles. «Religion in Post-Communist Albania: Muslims, Christians, and the idea of 'culture' in Devoll, Southern Albania». Anthropological Notebooks 14, 2(2008) : Pages 31-45. Page 33: «Notwithstanding the level of religious practice and feelings (which of course varies from one individual to another), everyone is aware of belonging — at least by family origin — to a particular 'religion' (fe), Muslim or Christian. It thus possible to say that in Devoll, as elsewhere in Albania and the Balkans, one belongs to a religious community by attribution rather than by adherence. Belonging to a religious community, or 'religion', is not only a matter of faith. The social implications of religious attribution are visible at different levels of social life.»
  17. . Discover . Архивировано из 9 января 2012 . Дата обращения: 31 мая 2022 .
  18. Ylli Rugova (2014-09-23). . Gazeta Express. из оригинала 18 августа 2017 . Дата обращения: 31 мая 2022 .
  19. Duijzings, Ger. «Religion and the Politics of 'Albanianism'». In Schwandler-Stevens and Jurgen, Albanian Identities: Myth and History . Pages 61-62. Page 62: «nationalist rhetoric declared it [religion/millet] to be unimportant (and that religious fanaticism to be alien to the Albanian soul)», page 61:"From the beginning, national ideologists propagated a kind of 'civil religion' of Albanianism, which was epitomized in Vaso Pasha’s famous and influential nationalist poem O moj Shqypni («O poor Albania»): «Awaken, Albanians, wake from your slumber. Let us all be brothers, swear an oath not to mind church or mosque. The faith of the Albanian is Albanianism!'»
  20. . Gazeta Shqip . 2014-09-11. из оригинала 9 апреля 2019 . Дата обращения: 31 мая 2022 .
  21. Pamfleti (2015-10-13). . Pamfleti (англ.) . из оригинала 24 февраля 2021 . Дата обращения: 31 мая 2022 .
  22. . 27.al (алб.) . 2016-04-13. из оригинала 1 марта 2021 . Дата обращения: 31 мая 2022 .
  23. GazetaBlic (2016-03-15). . GazetaBlic (англ.) . из оригинала 3 августа 2017 . Дата обращения: 31 мая 2022 .
Источник —

Same as Атеизм в Албании