Чернов, Гелий Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Мстисла́в Андре́евич Черно́в ( укр. Мстислав Андрійович Чернов ; род. 1985 , Харьков ) — украинский режиссёр , военный корреспондент , видеограф , фотограф , фотожурналист и писатель .
Освещал Евромайдан , войну на востоке Украины , последствия сбития Boeing 777 Malaysia Airlines , гражданскую войну в Сирии , битвы при Мосуле в Ираке , российское вторжение на Украину 2022 года , включая блокаду Мариуполя .
За эту работу получил награды: Пулитцеровскую премию за служение обществу , Deutsche Welle Freedom of Speech Award, , Knight International Journalism Awards, Biagio Agnes Awards, Bayeux Calvados-Normandy Awards, Elijah Parish Lovejoy Awards, Free Media Awards, CJFE International Press Freedom Awards, Royal Television Society Television Journalism Awards по итогам 2022 года вошёл в рейтинги «Люди НВ 2022 в год войны» и «14 песен, фото и арт-объектов, ставшие символами украинского сопротивления» от Forbes Украина , Его видеоматериалы из Мариуполя стали основой фильма «20 дней в Мариуполе», ставшего номинантом премий «Оскар» и обладателем премии BAFTA ), сам Чернов получил премию Гильдии режиссеров Америки .
Журналист Ассошиэйтед Пресс и президент Украинской ассоциации профессиональных фотографов. Материалы Чернова были опубликованы и выпущены в эфире многих СМИ по всему миру, включая CNN , BBC , New York Times , Washington Post и других. Победитель многих конкурса. Обладатель премии Ливингстона, премии Рори Пека, премии Королевского телевизионного товарищества, премии DW «За свободу слова» , премии «За свободу прессы» (Press Freedom Prize) международной некоммерческой организации « Репортёры без границ » .
Чернов получил несколько ранений во время работы в зонах конфликтов. Член «Украинского ПЕН» .
Чернов начал свою карьеру фотографа в 2005 году, работая в местном харьковском информационном агентстве MediaPort . В 2008 году он получил 1 премию на местной фотовыставке «Харьков. Город глазами горожан». В том же году у него состоялась первая персональная выставка фотографий Musica per somnia, задуманная и организованная при содействии директора Харьковской филармонии Юрия Янко, который был поражен фотографиями японской скрипачки Саяка Шоджи, сделанные Черновым . В 2009 году Чернов получил ещё одну награду, заняв первое место на местной фотовыставке «Почти потерянный Харьков», для которой осветил примеры разрушения старой архитектуры города .
Начиная с 2008 года, Чернов работал с международным проектом «Детям Чернобыля», «Novick Cardiac Alliance», фотографируя операции на сердце . В 2012 году он жил в Камбодже , сосредоточившись на местных культурных и медицинских проектах .
К тому времени, в 2013 году творчество Чернова получило национальное признание. Его фотографии принесли ему первое место в конкурсе Фотограф года в номинации «Документальная фотография» . Тогда же Чернов стал победителем Pentax Awards Ukraine 2013 и конкурса «Лучший пресс-фотограф Украины» в номинации «Портрет». В то время Чернов фотографировал в более сорока странах и провел ещё одну персональную выставку в 2013 году — «Сезон дождей», на которой показал фотографии с Дальнего Востока .
В 2013 году Чернов стал президентом общественной организации «Украинская ассоциация профессиональных фотографов» . Его художественный проект-инсталляция «Заглядывая в окна», во время которого большие старинные фотографии были размещены в окнах заброшенных зданий, привлек внимание национальной печати и был повторен в последующие годы . В 2013 году Чернов был приглашен принять участие в международном проекте документальной фотографии Unframe .
Летом 2013 года, фотографируя в Стамбуле , Чернов оказался среди протестов в парке Гези и на площади Таксим . Проявления насилия поразили Чернова и послужили поводом для его перехода от художественной и документальной фотографии к освещению конфликтов и войн .
В конце 2013 года Киев был охвачен завершившимися кровопролитием массовыми акциями протеста, бегством Президента Виктора Януковича и Революцией достоинства . Чернов фотографировал события как корреспондент MediaPort и Unframe. При экскалации насилия на него несколько раз нападали и ранили. В начале декабря 2013 года милиционеры напали на представителей прессы, повредив Чернову руку, разорвали его удостоверение и уничтожили фотооборудование . В январе 2014 года, игнорируя отметки «Пресса», милиционер намеренно бросил в Чернова светошумовую гранату, ранившую ноги и глаза фотографа осколками .
События в Киеве привлекли значительное международное внимание. Многие международные репортеры приехали освещать украинскую революцию , которая впоследствии перешла в российскую аннексию Крыма и войну на Донбассе . Чернов оказывал международным журналистам помощь и начал работать как переводчик и стрингер для Ассошиэйтед Пресс . Стал фрилансером для Ассошиэйтед Пресс в мае 2014 года .
В июле 2014 года Чернов уже работал независимым многоформатным (делал тексты, фото- и видеоматериалы) журналистом Ассошиэйтед Пресс . Российская вооруженная агрессия создала ещё одну конфликтную зону в Украине, которую Чернов освещал в 2014 году, став одним из немногих журналистов, которые сообщали о событиях с обеих сторон конфликта .
На третий день его независимой работы на Ассошиэйтед Пресс на Донбассе был сбит рейс Malaysia Airlines Flight 17 , и Чернов совершил первые фотографии инцидента. Этот репортаж сыграл существенную роль в освещении крушения со стороны Ассошиэйтед Пресс. За это освещение Чернов был награждён премией «Молодой талант года» от ( англ. ) .
В последующие годы как журналист Ассошиэйтед Пресс и военный корреспондент Чернов документировал войну в Сирии и битву за Мосул в Ираке , а также европейский миграционный кризис в Греции , Македонии , Словении , Хорватии , Венгрии , Австрии и Германии . В 2017 году в Мосуле пуля снайпера пробила камеру Чернова и застряла в его бронежилете . Иракские видеоролики Мстислава вошли в финал ( англ. ) в 2017 году и премии ( англ. ) в 2017 и 2018 годах.
Репортажи фотографа появлялись в СМИ по всему миру: The Independent , The Seattle Times , ( англ. ) , ( англ. ) , Washington Examiner , The Epoch Times . Фотографии Чернова также были опубликованы в The New York Times , Washington Post , Wall Street Journal , Forbes , The Guardian , The Daily Telegraph , Daily Mail , Le Monde , Deutsche Welle , Die Zeit и других. Его видео выходили в эфир на BBC , Euronews , CNN , Fox News Channel , Sky News , Al Jazeera и других ресурсах . В 2016 году жюри премии Королевского телевизионного общества так описало работу журналиста: «Учитывая диапазон, объём и глобальное распространение кадров [Чернова], в прошлом году, возможно, были дни, когда мы целый день пересматривали [репортажи Чернова]» .
Весной 2020 года Мстислав Чернов работает в Ливии , Сирии , освещает миграционный кризис в Турции. С мая по июль и с сентября по октябрь снимает ход пандемии COVID-19 в Украине . В августе 2020 года журналист работает в Беларуси , освещая выборы президента . После объявления Лукашенко победителем на выборах начались масштабные протесты . В Минске Чернова захватили и избили белорусские милиционеры . От избиения в автозаке фотограф потерял сознание. Пришел в себя уже в машине скорой помощи . Во время протестов Чернов зафиксировал момент, когда мужчина в окровавленной рубашке упал на землю. Позже было установлено, что это протестующий Александр Тарайковский . Фото и видео Чернова стали безоговорочным доказательством того, что Тарайковский был застрелен в упор сотрудниками спецподразделения 10 августа 2020 года в Минске, тогда как правительственные СМИ пытались изобразить инцидент как нечто, произошедшее по неосторожности протестующего . После этого Чернова депортировали из страны и не продлили аккредитацию .
В течение 2020 и 2021 годов работает также в Нагорном Карабахе , Афганистане , Литве , Армении .
24 февраля 2022 года в составе команды Associated Press приехал в Мариуполь , где в течение 20 дней снимал разрушения, обстрелы, работу врачей , многочисленные жертвы среди мирных жителей . Среди прочего, первым сделал видео разрушенного российской бомбой роддома в больнице № 3 . Журналисты покинули Мариуполь 15 марта через гуманитарный коридор . Об увиденном, в частности, о братских могилах в Мариуполе Чернов рассказал на Всемирном єкономическом форуме в Давосе . Журналисты Associated Press и команда ( англ. ) (канал PBS , США ) совместно основали проект War Crimes Watch Ukraine, собирающий доказательства военных преступлений российской армии , в частности, в Мариуполе. Чернов в составе команды проекта получил за эту работу премию Philip Meyer Journalism Award от организации Investigative Reporters and Editors .
Работа Мстислава Чернова в 2022 году была включена в рейтинг Forbes Украина «30 побед украинцев в 2022-м» . В 2023 году стал одним из 50 героев первого печатного номера Vogue за время полномасштабной войны .
Вошел в состав капитулы (жюри) ( укр. ) в 2023 году .
Из видеоматериалов Чернова, собранных в Мариуполе , журналист вместе с командой Frontline (самой длинной в истории США программы выходящих на канале PBS документальных фильмов) создали документальную картину «20 дней в Мариуполе».
Материалы периодически направлялись в редакцию с единственного места в Мариуполе, где ещё была онлайн-связь — под лестницей у разбитого продуктового магазина. Так удалось передать 10 % отснятого материала. Остальные материалы, в частности, 30 часов видео Мстислава Чернова , 15 марта команда AP вывезла с собой из Мариуполя через гуманитарный коридор.
Премьера состоялась 21 января 2023 на крупнейшем в США фестивале независимого кино « Санденс » , где фильм попал в конкурсную программу «Мировое документальное кино» (Sundance Film Festival Grand Jury Prize for Best Documentary) и получил Приз зрителей (Sundance World Cinema Audience Award: Documentary) . Европейская премьера фильма состоялась на ( англ. ) (номинация F: ACT — журналистское расследование), который проходил 15-26 марта 2023 года .
Фильм также получил награду в категории Standing Up на 47-м Международном кинофестивале в Кливленде (США) и награду Cinema for Peace ( Германия ) как лучший документальный фильм года . На Международном фестивале документального кино IDFA 2023 года в Амстердаме фильм получил приз зрительских симпатий .
Картина вошла в конкурс фестиваля Docudays UA 2023 и получила главный приз . На фестивале 3 июня 2023 состоялась украинская премьера фильма .
На новозеландском фестивале документального кино ( англ. ) «20 дней в Мариуполе» награждены в двух номинациях: лучшая режиссура (Мстислав Чернов) и лучший монтаж (Мишель Мизнер) . На британском фестивале документальных фильмов ( англ. ) 2023 года картина получила премию Тима Гетерингтона .
В октябре фильм должен был показать на сербском фестивале Beldocs в Лазаревацком культурном центре в пригороде Белграда . 10 октября Сербская радикальная партия призвала отменить показ «антироссийского пропагандистского фильма киевского режима», который является «попыткой Запада изменить отношение сербского народа к братской России » . 12 октября администрация фестиваля отменила показ, подчеркнув, что «Beldocs не стоит за этим решением и не принимал в нём участия» .
Лента получила 100 % одобрительных отзывов критиков на сайте Rotten Tomatoes . В частности, Ник Аллен из Roger Ebert, увидевший фильм на фестивале «Санденс», считает, что «назвать „20 дней в Мариуполе“ одним из важнейших фильмов „Санденса“ — это недооценить его. Он, несомненно, станет одним из важнейших фильмов о понимании конфликта и его последствий для народа Украины, и это вдохновляющий призыв к вниманию и поддержке, которые необходимо предоставить» .
Лента вышла в ограниченный прокат в США 14 июля . В кинотеатрах Украины прокат начнется 31 августа . Допремьерные показы состоялись в Киеве (фестиваль Bouquet Kyiv Stage 2023) и Львове (ОО «Львовский медиафорум») . Фильм стал самым кассовым украинским документальным фильмом в истории .
Украинский оскаровский комитет выдвинул «20 дней в Мариуполе» от Украины на 96-ю премию « Оскар » в категории « Лучший фильм на иностранном языке » . Лента вошла в шортлист премии « Оскар », опубликованный 21 декабря 2023 года Академией кинематографических искусств и наук , сразу в двух номинациях: « Лучший фильм на иностранном языке » и « Лучший полнометражный документальный фильм » . На премии BAFTA фильм получил премию как «Лучший документальный фильм» и номинацию в категории « Фильм на иностранном языке » .
Фильм победил в двух номинациях национальной премии «Киноколо» («Лучший документальный фильм» и «Открытие года») . Фильм выиграл премию Гильдии режиссёров Америки в категории «Выдающиеся режиссёрские достижения в документалистике».
Фильм показали перед заседанием Генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2023 года .
Независимые обозреватели отмечают глубокое сочувствие художника к человечеству, что делает его работы влиятельными. Они также констатируют широкий спектр творчества Чернова и его «исключительного взгляда на детали» .
Украинский фотограф и куратор фотовыставки в Харькове Владимир Оглоблин так комментирует работы Чернова: « У Мстислава очень глубокий взгляд… видно, что он сопереживает героям своих работ… [У него] хорошее чутьё на то, как передать увиденное, это редкий дар » .
Директор европейской секции новостей Ассошиэйтед Пресс Каро Криль так описывает Чернова: « Благодаря своему участию в ряде ключевых событий Чернов быстро зарекомендовал себя редким, многоформатным журналистом, обладающим сверхъестественной способностью развивать сюжет в самых сложных условиях. Он прирождённый визуальный рассказчик, и его фирменная черта — сострадание к человечеству, которым наполнено почти каждое изображение, — обеспечивает каждую его работу свойством производить мгновенное впечатлением » .
Судьи Королевского телевизионного общества отмечают, что « [у Чернова] есть исключительное внимание к деталям и полный набор в портфолио снимков, улавливающих эмоции и передающих страх, а иногда и панику, которые лежат в основе стольких новостных событий » .
Сам Чернов считает, что война должна быть не прославленной, а изображена такой, какой она есть. Комментируя свою работу, Чернов отметил, что он не обязательно наслаждается военной журналистикой , однако считает, что находится в нужном месте, хотя его деятельность может переходить в какой-то момент к другому виду фотографии, например, к задачам от National Geographic . Фотограф считает, что иногда нужно рисковать, чтобы сделать хорошее фото: « Приходится идти на компромисс: чтобы показать, что происходит, нужно быть в центре событий. Если ты бережешь себя, то никогда не снимешь самое важное » .
Чернов предпочитает работать с более простой, меньшей техникой, которая всегда может быть при нём и готова снимать в любое время. Он работает с небольшими камерами и обычно не использует штатив .
С 2013 года Чернов реализует в Киеве проект «Заглядывая в окна». В 2013 году дореволюционные портреты, преимущественно авторства харьковского фотографа Алексея Иваницкого , украсили окна дома по ул. Ярославов вал , 15. На большинстве фотографий были изображены харьковчане, в том числе автопортрет фотографа с внучкой. Партнером на этом этапе стал фотограф Владимир Оглоблин — использованные фото были из его коллекции .
В 2014 году вторая часть проекта была размещена в окнах дома по адресу ул. Шевченко, 5. Этот этап был посвящен 200-летию Тараса Шевченко . Для проекта были отобраны портреты поэта, написанные современными художниками Майдана .
В декабре 2020 года третьим этапом проекта стала выставка «Спящий дом» в партнерстве с ОО «Карта Реновации» — инсталляция с архивными фотографиями, интегрированными в окна «Каменицы с драконами» — заброшенного здания на бульваре Тараса Шевченко , 19. На фото были архивные портреты украинцев в традиционной одежде авторства украинского фотографа Ивана Карпова. На фотографиях людям закрыли глаза с помощью компьютерной графики, потому что люди все больше удаляются от реальности и погружаются в мир, созданный медиа и рекламой. Главным элементом экспозиции стал большой портрет Григория Сковороды .
В январе 2020 года Чернов представил психологический роман «Время снов», 500-страничное художественное произведение, задуманное и написанное в течение 8 лет . Ссылаясь на понятие « время сновидений » у австралийских аборигенов , роман изучает коллективный опыт общества («сновидения»), связанный с войной и конфликтом, и основанный на реальных событиях во время Войны на Донбассе , миграционного кризиса в Европе и других событиях, свидетелем которых был Чернов . Роман включает в себя четыре переплетенных сюжетных линий, события которых происходят на больших территориях от востока Украины до юга Европы и Юго-Восточной Азии , объединённые общей темой разрешения внутреннего конфликта . Роман был представлен в Киеве в качестве центрального объекта видео-выставки, посвященной роли медиа в создании публичного коллективного опыта . Роман был отмечен за его творческое литературное применение сновидений в изображении психики протагониста и «серьезную» и «филигранную прозу» . Роман попал в ТОП книг в 2020 году от волонтеров, писателей и военных журналистов о российско-украинской войне по версии «Армия FM» и в перечень «Книги несокрушимости. Двадцать изданий, посвященных войне в Украине» от Media Sapiens .
Литературовед, критикесса Татьяна Трофименко считает, что «Время снов» — неожиданно для дебютанта сильная и стилистически сформированная проза . Журналист, критик Юрий Володарский назвал роман первым в украинской литературе масштабным художественным текстом, в котором война на Донбассе показана с той стороны фронта. « Роман для дебюта на удивление яркий, но в стольких отношениях неудобный, что его предпочитают не замечать. „Время снов“ лишен как авторских оценочных суждений, так и трансляции „правильных“ взглядов устами героев. Чернов — прежде всего гуманист, в его прозе это проявляется не меньше, чем в фото из горячих точек » .
В марте 2021 года в издательстве «Саммит-книга» вышла украинская версия романа под названием «Часи сновидінь» с авторскими изменениями и дополнениями . В сентябре 2022 года в бостонском издательстве ASP вышел перевод романа на английский язык под названием «The Dreamtime» .
В 2022 году вышла фотокнига «Независимые» (издательство «Ваш автограф»), в которую вошли 144 снимка 60 украинских фотографов за последние 30 лет — от провозглашения независимости до пандемии . Автором идеи и текстов стал Мстислав Чернов, бильд-редактором — известный украинский фотограф Михаил Палинчак .
В октябре 2022 года Мстислав Чернов выступал от Украины на 74-й Франкфуртской книжной ярмарке .
26 сентября 2023 года Мстислав Чернов заявил, что издательство «Саммит-книга» через два года после издания романа так и не заплатило ему гонорар и отказывается отчитываться о продажах книги. Издательство принесло извинения и направило отчеты. Чернов запретил издательству в дальнейшем использовать его имя и книгу для рекламы .
Год | Награда | Категория | Результат | Ссылка |
---|---|---|---|---|
2024 | Премия Гильдии режиссёров Америки | Выдающиеся режиссёрские достижения в документалистике | Победа | |
2023 | Doc Edge (фестиваль документального кино) | Лучший режиссёр иностранного кино | Победа | |
2023 | Пулитцеровская премия | За служение обществу (в составе команды The Associated Press ) | Победа | |
2023 | Overseas Press Club Awards | Hal Boyle Award (лучшая газета, новостная служба или цифровые репортажи из-за границы) | Победа | |
2023 | Royal Television Society Television Journalism Awards | Оператор года | Победа | |
2023 | George Polk Awards | Награда за военный репортаж | Победа | |
2023 | Philip Meyer Journalism Award | (в составе команды The Associated Press и PBS FRONTLINE) | Победа | |
2023 | CJFE International Press Freedom Award | Победа | ||
2022 | Премия « Украинской правды » | Журналист года | Победа | |
2022 | Press Freedom Prize от « Репортеров без границ » | номинация «За влияние» | Победа | |
2022 | Oliver S. Gramling Awards | Journalism Awards (вместе с Евгением Малолеткой и Василисой Степаненко) | Победа | |
2022 | 27-й Международный фестиваль репортажа и медиа ( Сербия ) | Фото репортаж | Победа | |
2022 | Free Media Awards | Победа | ||
2022 | Elijah Parish Lovejoy Award for Courage in Journalism | Победа | ||
2022 | Bayeux Calvados-Normandy Award | Video Image Trophy | Победа | |
2022 | Bayeux Calvados-Normandy Award | Television Trophy | Победа | |
2022 | Royal Television Society | Оператор года | В шорт-листе | |
2022 | Royal Television Society | Освещение международных событий | В шорт-листе | |
2022 | Deutsche Welle Freedom of Speech Award | Победа | ||
2022 | Премия имени Георгия Гонгадзе | Победа | ||
2022 | Knight International Journalism Awards | Победа | ||
2022 | Biagio Agnes Award | International Prize | Победа | |
2020 | Премия Королевского телевизионного общества (Royal Television Society) | Оператор года | В шорт-листе | |
2019 | APME: Powerful Stories | Использование видео | Победа | |
2019 | Премия Ливингстона (Livingston Award) | Международный репортаж | В шорт-листе | |
2018 | Премия Королевского телевизионного общества (Royal Television Society) | Оператор года | В шорт-листе | |
2017 | Премия Королевского телевизионного общества (Royal Television Society) | Оператор года | В шорт-листе | |
2017 | Премия Рори Пека (Rory Peck Award) | В шорт-листе | ||
2016 | Премия Королевского телевизионного общества (Royal Television Society) | Оператор года | Победа | |
2015 | Украинский фотограф года (2014) | Репортаж | Победа | |
2015 | Премия Королевского телевизионного общества (Royal Television Society) | Молодой талант года | Победа | |
2014 | Украинский фотограф года (2013) | Репортаж | Победа | |
2014 | Humanity Photo Award (HPA) (2013) | В шорт-листе | ||
2013 | Pentax Awards, Украина | Победа | ||
2013 | PRESSzvanie Awards, Украина | Портрет | Победа | |
2013 | Конкурс портретной фотографии «International FIPP FREMANTLE», Австралия | Портрет | В шорт-листе | |
2013 | Украинский фотограф года (2012) | Документальная фотография | Победа | |
2013 | Фотоконкурс Panasonic , Украина | Победа | ||
2009 | Почти потеряный Харьков | Победа | ||
2008 | Харьков. Город глазами горожан | Победа |
Год | Название | Место | Ссылка |
---|---|---|---|
2022 | Ukraine: The Path to Freedom | Гронинген ( Нидерланды ) | |
2022 | MARIUPOL: Photographs & Video by Evgeniy Maloletka and Mstyslav Chernov | Нью-Йорк ( США ) | |
2022 | Ukraine, testify so you will not forget | Сагеней ( Канада ) | |
2022 | Obležení Mariupolu, poslední novináři v okupovaném městě | Прага ( Чехия ) | |
2022 | Спалах. Українська фотографія сьогодні | Киев ( Украина ) | |
2022 | Mariupol, Ukraine | Перпиньян ( Франция ) | |
2022 | Escape from Mariupol | Рим ( Италия ) | |
2022 | Лицо войны | Кельн ( Германия ) | |
2022 | Дом военных преступлений России (Российские военные преступления) |
Давос
(
Швейцария
),
Киев ( Украина ), Брюссель ( Бельгия ), Нью-Йорк ( США ), Лондон ( Великобритания ) |
|
2022 | Tragedy of the 21st century in the centre of Europe | Никосия , Сотира, Ларнака ( Республика Кипр ) | |
2022 | Ukraine Now: Darkness vs Light. Children Dream about Peace | Нью-Дели ( Индия ) | |
2022 | #StandWithUkraine. The Russian war of aggression against Ukraine: lives taken, destroyed cities, lost fortunes | Страсбур ( Франция ) | |
2022 | Украинская Герника | Тбилиси ( Грузия ) | |
2022 | Это приказ, SORRI | Майнц ( Германия ) | |
2022 | The Captured House |
Берлин
(
Германия
),
Рим
(
Италия
),
Амстердам ( Нидерланды ) |
|
2022 | Цена свободы | Хельсинки ( Финляндия ) | |
2022 | Мариуполь | Сараево ( Босния и Герцеговина ) | |
2020 | Спящий дом | Киев ( Украина ) | |
2020 | Продуцирование снов или Что предлагает современная медиамашина | Киев (вместе с Игорем Чекачковым) | |
2019 | Украинская революция | Хмельницкий ( Украина ) | |
2017 | Украина в огне | Дюссельдорф ( Германия ) | |
2015 | Майдан — мужество, воля и боль | Харьков ( Украина ) | |
2015 | Я волонтер по зову сердца | Сумы ( Украина ) | |
2014 | «Червоне», Международный Красный Крест | Киев ( Украина ) | |
2013 | Евромайдан : территория свободы | Рига ( Латвия ) | |
2013 | Сезон дождей | Харьков ( Украина ) | |
2008 | Musica per Somnia | Киев ( Украина ) |
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
ГГГГ-ММ-ДД
)
, Дата обращения:
7 декабря 2019
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|archive-date=
(
справка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
citation
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
ГГГГ-ММ-ДД
)
, Дата обращения:
10 марта 2020
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
and
|archive-date=
(
справка
)
;
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)