Interested Article - Кодыма (город)
- 2020-09-29
- 1
Ко́дыма ( укр. Кодима ) — город в Подольском районе Одесской области Украины , административный центр . До 2020 года был административным центром упразднённого Кодымского района .
География
Кодыма расположена на севере Одесской области в долине одноимённой реки , являющейся притоком Южного Буга . Территория населённого пункта составляет 915 га. Город находится на железнодорожной магистрали Киев — Одесса и имеет железнодорожную станцию. Расстояние до Одессы по железной дороге составляет 242 километра. Автостанция города обеспечивает автобусные связи с Балтой , Винницей , Одессой , Подольском , Чечельником , Ольгополем . Действует городской автотранспорт (автобусы и такси).
Население
В Кодыме на начало 2019 года проживает 8 729 человек . Основная национальная группа — украинцы , свыше 91 %, русские — 4,7 %, молдаване — 2,7 %, другие национальности — 1,6 % (2001 год).
Происхождение названия города
Свое название город Кодыма получил от одноименной реки. Наименование реки, возможно, происходит от удмуртского куд «болото», «речка, протекающая по болотистой местности». Название могло быть принесено кочевыми племенами, в состав которых входили финно-угры. По другой версии, название было принесено кочевниками с Алтая, и происходит от монгольского хатын «женщина, царица».
Именно слово «кодыма» было известно ещё половцам (кипчакам) и значило «восток», а так, как оно касалось названия реки, которая имела «свою» дорогу, то это звучало, как «река, что течет к востоку». [ источник не указан 1649 дней ]
История
До XVII века
Есть свыше 80 памятников археологии района, 10 «Кодымски», благодаря исследованию которых стало известно, что местность в границах насёленного пункта заселялась в далёкие времена. Есть три древних поселения и семь стоянок, датируемых 33-10 тысяч лет до н. э. Также были поселения поздней бронзы Черняховской культуры .
Видимо, что в более поздние времена, в частности в VIII—XII веках, когда данные территории принадлежали Киевской Руси , и в последующие, когда здесь владычествовали Литва , Польша и Турция , тоже жили пращуры кодымчан.
Воинственные кочевые племена, подданные Турции, неоднократно проводили в этом крае грабительские нападения, и поселение, которое было пограничным между двумя империями, Польшей и Османской империей, испытывало разрушения.
XVII—XIX века
В конце XVII века Кодыма была известна как хутор, хозяевами которого были поляки.
В 1754 году князь Иосиф Любомирский дал распоряжение чтобы хутор, который относился к церковному приходу села Писаревки, перенесли в другое место, а на его месте было построено поселение. С этого года и ведёт своё летоисчисление Кодыма. Хозяевами в этом крае были большие землевладельцы Конецпольские и Варвара Замойская, и при них была «старая Кодыма».
Первая деревянная церковь в Кодыме была построена в 1780 году и была разрушена после разных перестроек в 30-е годы XX века большевиками. В 1850 году в Кодыме был построен костёл, в котором после Великой Отечественной войны стала действовать православная церковь.
С давнего времени Кодыма славилась садами и пасеками. Именно её звали «медовым хутором».
С 60-х годов XIX столетия при Крестовоздвиженском храме была школа грамоты, которая в 1888 году стала церковно-приходской школой.
Когда хозяином этого края стала Россия, местность в районе Кодымы интенсивно стала заселяться переселенцами из центральных и даже северных областей Украины. Много переселенцев из Черниговщины в селе Будеи.
Кодыма, которая с начала своей истории была «на чумацкой дороге», а позже на торговом пути из Подолья в Крым и Молдавию в конце XVII века имела свыше 600 жителей, среди которых были ремесленники, торговцы, купцы и дворяне. Меньше, чем через столетие, в Кодыме проживало свыше 2000 жителей. «Все они по народности украинцы, которые занимались преимущественно земледелием, а вторым по значению у них занятием была торговля.» Это не было странным, потому что в этот период почти половину населения составляли евреи. Кодыма, как другие местечки Подолья, была известным местом поселения евреев.
Ещё больше выросла роль Кодымы, когда в 1870 году она стала железнодорожной станцией и могла транспортировать в больших количествах хлеб и скот из окружающих сел Молдавии и Винничины. В 1893 году Кодыма стала местечком Балтского уезда Подольской губернии, и количество жителей выросло до 2500.
XX век
В период гражданской войны в результате своего географического положения Кодыма постоянно находилась под властью почти всех тех основных политических сил, которые действовали на Украине, а в феврале 1918 года в городе была провозглашена Советская власть, которая через два года окончательно закрепилась на 70 последующих лет.
В период НЭПа Кодыма стала экономически крепнуть. Работало много мелких полукустарных предприятий, действовало немало промартелей. Особенный взнос в её оживленную экономическую жизнь вносила еврейская община, старожилы которой свидетельствуют, что кодымское «местечко» (район Кодымы) в те времена даже называлось «малая Одесса».
В конце 20-х — начале 30-х годов Кодыма прошла период становления и победы коллективного строя, которое болезненно отразилось на судьбе многих кодымчан, которые были депортированы в Сибирь и в районы дальнего Севера.
В 1930 году Кодыма, которая предыдущее пятилетие находилась в , который был подчинён Молдавской автономии, сама стала районным центром. Из автономии она вышла в августе 1940 года и уже была райцентром в составе Одесской области . За два года до этого, в 1938 году , она была отнесена к разряду посёлков городского типа.
Новый статус Кодымы определил улучшение её экономического положения. Определённых успехов в довоенное время достиг местный колхоз «Коммунар», который стал крупным многоотраслевым хозяйством, как засвидетельствовали ряд довоенных районных сельскохозяйственных выставок. Имели место и успехи посёлка в промышленном и культурном развитии: были построенные кирпично-черепичный, известняковый заводы, фабрика по производству повидла (в настоящее время консервный завод). Перед войной работала районная стационарная больница, действовали районный Дом культуры им. Т. Г. Шевченко и Дом коллективиста.
Ровно через месяц после начала войны Кодыма была оккупирована фашистами, которые хозяйничали в ней до 22 марта 1944 года .
Приказом губернаторства « Транснистрия » от 6 сентября 1941 года было объявлено, что «к проведению аграрной реформы колхозы и совхозы останутся в прежнем функционировании», и Кодыма в решении сельскохозяйственных проблем действовала, как и при предыдущей власти.
В период оккупации Кодыма пережила два массовых расстрела евреев ( 30 августа 1941 года и 12 января 1942 года ) и массовые погромы в еврейских кварталах. Массового партизанско-подпольного движения город не знал и отношение к нему город стал иметь лишь в начале 1944 года, когда в район города и «лесных сёл» (Будеи, Пирижна) штабом партизанского движения десантировалось несколько военизированных групп, которые в сущности не были партизанскими, а подразделениями Красной Армии и войск НКВД .
22 марта 1944 года после ожесточенных боёв войска 2-го Украинского фронта под командованием командующего генерала армии Конева Ивана Степановича освободили город от оккупантов. В период боёв за Днестр и его форсирование КП фронта размещался в населённом пункте Кодыма, а затем когда форсировали Прут , для руководства операциями штаб фронта переместился в Молдавию.
С фронтов Великой Отечественной войны из 2295 кодымчан, участников боевых действий, не вернулось 317.
Послевоенные десятилетия — это становление и рост промышленности города, в первую очередь, увеличение мощностей консервного завода, продукция которого стала известной в целом ряду районов Советского Союза, особенно в Сибири, на Крайнем Севере. Весомый вклад в развитие сельскохозяйственного производства долгие годы вносил местный колхоз «Коммунар».
В 1979 году Кодыма из посёлка городского типа стала городом.
XXI век
27 сентября 2004 года Кодыма отметила свой 250-летний юбилей.
Примечания
- ↑ Чисельність наявного населення України на 1 січня 2019 року. Державна служба статистики України. Київ, 2019. стор.56
- Янко М. Т. Топонiмiчний словник України: Словник-довiдник. — Київ: Знання, 1998. — С. 180. — 432 с.
Ссылки
- Страница « » на сайте «Еврейское наследие Украины»
- 2020-09-29
- 1