Дворец кронпринцев
- 1 year ago
- 0
- 0
Потешный дворец ( палаты Милославского ) — дворцовая постройка Московского Кремля , расположенная у западной кремлёвской стены между Комендантской и Троицкой башнями на Дворцовой улице . Здание было построено в 1651 году как жилые палаты боярина Ильи Даниловича Милославского — тестя царя Алексея Михайловича , является единственным сохранившимся в Кремле образцом боярских палат.
Узкий участок между крепостной стеной и хозяйственной застройкой царской резиденции определил планировочное решение усадьбы Милославского. В центре участка расположилось само строение, с юга и севера соответственно парадный и хозяйственный дворы. Почти квадратное в плане здание имело в середине арочный проход, соединявший обе территории. Парадное крыльцо, выходившее на южный двор, замыкало пристройку, поставленную глаголем к основному объёму палат .
Здание строилось как жилые палаты боярина Ильи Даниловича Милославского на территории, которую с конца XVI века занимали различные хозяйственные постройки царского двора, и было закончено к 1651 году . После смерти Милославского усадьба в 1669 году перешла в царскую казну, после чего палаты соединили сначала деревянными, а затем каменными переходами с Царским дворцом. В 1672 году в палатах для царской семьи стали устраиваться потехи — первые на Руси театральные представления, в результате чего палаты стали именоваться Потешным дворцом . С 1679 года , когда здесь поселились члены царской семьи, дворец был расширен и частично перестроен .
Постройка Потешного дворца стала следующим, после Теремного , этапом развития каменного жилья, получившего вскоре широкое распространение в Москве. Поэтажное членение фасадов с белокаменным резным декором , близкое к анфиладному расположение жилых помещений роднят его с Теремным дворцом. Отличительной особенностью объёмно-планировочной структуры дворца является расположение домовой церкви Похвалы Богородицы, вписанной в объём здания. Она возвышается над средней частью восточного фасада. Мощные кронштейны, имитирующие машикули , выступающие на уровне парадного этажа, несут алтарь церкви, что помогло избежать неканонического расположения алтарной части храма над жилыми покоями. Плоская кровля с висячим садом с западной стороны служила папертью . 3 марта 1681 года царица Агафья Грушецкая на оклад образа Богородицы в церкви Потешного дворца пожертвовала со своей царской шубы 46 аламов (серебряная, вызолоченная бляха, кованая или чеканная) общим весом 12 фунтов 83 золотника .
При Петре I во дворце разместили , а в 1806 году здание приспособили под жилье и канцелярии коменданта Москвы. Перестройка дворца осуществлялась по проекту архитектора Ивана Еготова и предусматривала превращение восточного фасада, выходящего на вновь образованную Дворцовую улицу, в главный. С этой целью для симметрии было пристроено северное крыло, а фасад и интерьеры украшены модными псевдоготическими деталями. Домовая церковь при этом была упразднена и с неё сняты купола .
В 1874—1875 годах архитектор Николай Шохин сделал попытку частично вернуть сооружению древний вид, но это была лишь стилизация, отражавшая представления архитектора . На 1884 год в помещении был комендатский дом.
Если верить автобиографической повести Юрия Коринца «Привет от Вернера», в конце 1920-х годов в Потешном дворце жила Бронислава Генриховна Мархлевская — вдова Юлиана Мархлевского .
В настоящее время во дворце размещаются службы Комендатуры Кремля , по инициативе которой в 2000—2004 годах на памятнике проведены реставрационные работы, в основном по восстановлению отдельных фасадов церкви Похвалы Богородицы и дворца, также — некоторых интерьеров дворца. Одной из реставрационных находок стало обнаружение на наличниках парадного этажа уникальной белокаменной резьбы с сюжетами, редкими для декораций XVII века — цветами, реальными и фантастическими зверями и птицами, рыцарскими турнирами.