Interested Article - Церковь Рождества Богородицы на Сенях

Це́рковь Рождества́ Пресвято́й Богоро́дицы (Мари́и) на Сеня́х ( Воскреше́ния Ла́заря ) — древнейший (если не считать подклета Благовещенского собора Кремля ) из частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы . Расположена в Московском кремле , входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца .

Церковь была часто посещаема царями, царицами и их детьми. Храмовыми праздниками являлись праздник Пресвятой Богородицы и празднование Фёдоровской иконы Божей Матери , когда литургию совершал патриарх со всем освящённым собором. В феврале 1667 и 1668 годов здесь служили в присутствии царя и всей его фамилии три патриарха. Царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева неоднократно во время нередких болезни своих детей , часто ходила в эту церковь на службу и приобщала здесь детей. Царь Алексей Михайлович бывал ежегодно на службе в лазареву субботу и нередко в другие дни. В церкви служили все московские патриархи. Царь Фёдор Алексеевич посещал церковь 8 сентября и нередко в день празднования Фёдоровской Богоматери.

В этой церкви было поставлено на некоторое время тело умершей 13 февраля 1693 года дочери царя Ивана V Алексеевича Марии .

История храма

Внутренний двор Большого Кремлёвского дворца. Золотой купол в центре фотографии — Рождественская церковь
Крест напрестольный. Москва. Мастерские Кремля. 1652. ГИМ. Вклад царя Алексея Михайловича и Марии Милославской в церковь Рождества Богородицы на Сенях в Кремле.

Церковь , сложенная из белого камня, была построена в 1393 1394 годах по заказу княгини Евдокии , вдовы Дмитрия Донского , на месте деревянного храма Воскрешения Лазаря .

Н. Н. Воронин полагал, что храм был заложен в память о Куликовской битве , и чудесного спасения великого князя, так как посвящён празднику Рождества Пресвятой Богородицы , который по церковному календарю совпадал с датой Куликовской битвы . Однако С. В. Заграевский показывал низкую вероятность заложения храма в честь 13-й («несчастливой») годовщины битвы . Летопись гласила: " Княгиня великая Овдотья Дмитриевна постави на Москве церковь камену зело чудну и украси ю сосуды златыми и серебряными.... и створила паче всех княгинь великих " .

Церковь находилась при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма великой княгини. Близ главного алтаря находился престол святого Лазаря . Возможно, что до постройки женского Вознесенского монастыря в Кремле, в главном соборе которого с 1407 по 1731 год находилась усыпальница великих и удельных княгинь и цариц, Рождественская церковь служила усыпальницей. Об этом свидетельствует летопись: " В лето 6907 (1397) 15 мая преставися Мария Семёновна Лугвениева в Литве, во Мстиславле, сестра великого князя; и привезше положиша на Москве, в Рождестве святые Богородицы в каменном ". Возможно, её останки были обнаружены за престолом при ремонте храма в XIX веке .

В 1533 году великий князь Василий III Иванович велел своему духовнику перед своею кончиною, служить божественную литургию в Лазаревской церкви и оттуда принести к себе Святые Дары для напутствия .

В XIX — начале XX века службы в храме совершались по воскресеньям и праздникам; их посещали высшие служащие дворца. Крестный ход перед Пасхальной заутреней совершался по узким дворцовым коридорам вокруг помещения церкви . 23 сентября 1862 года в церкви состоялось венчание Льва Толстого с Софьей Берс ; в качестве места для венчания придворная церковь была выбрана потому, что отец невесты служил врачом в Московской дворцовой конторе .

Архитектура

Храм XIV века

Церковь 1393—1394 годов сохранилась до половины высоты стен (до хор ) с главным порталом и частью окон. Это была четырёхстолпная трёхапсидная церковь, построенная из белого камня . Фасады церкви делятся лопатками на три прясла , центральное из которых шире боковых. Окна высокие, щелевидные; в северном членении западного фасада имеется восьмилепестковое окно-розетка. Круглые в плане западные столбы несут сводчатое перекрытие не сохранившихся хор. В храме имеется несколько внутристенных ниш-шкафов, а внутри северной стен находилась лестница на хоры, сообщавшаяся с небольшим помещением («затвором») в западной стене. Эта церковь — наиболее древнее из дошедших до нашего времени сооружений Московского Кремля .

Архитектура храма сочетает в себе черты владимиро-суздальской (круглые столбы, обрамление портала, лопатки) и раннемосковской (килевидные завершения портала и ниш, окна-розетки) архитектурных школ.

В 1395 году храм расписывали Феофан Грек и Симеон Чёрный с учениками . Летопись гласила: « …того же лета в 4-й день….начата бысть подписывати новая церковь каменная на Москве Рождество святые Богородицы, а мастеры бяху Феофан иконник, Гречин философ да Семён Чёрный и ученицы их ». Освящена церковь 01 февраля 1394 года в присутствии вдовствующей княгини, великого князя Василия I Дмитриевича , и других членов княжеской семьи — митрополитом Киприаном .

В 1479 году, вероятно, по причине пожара, верх здания обрушился. Летопись свидетельствовала: « у Рождества Пречистые, иже у Лазаря святого, верх впадеся….иконы поби и множество в казне великого князя судов изби » . Только в 1482 году храм был восстановлен и простоял без изменений до 1514 года, когда на его сводах была возведена новая церковь.

Храм XVI века

В 1514—1518 годах архитектор Алевиз Новый надстроил храм на уровне жилого яруса дворца новым объёмом, в котором разместился главный престол Рождества Богородицы. Новая церковь пятиглавая, из кирпича, в уровень с вновь отстроенным дворцом. Нижнюю часть древнего храма зодчий сохранил в качестве подклета , в котором был устроен придел Лазаря, ранее, видимо, располагавшийся в алтаре . Декор подклета, по-видимому, не претерпел существенных изменений . После перестройки от храма сохранились западная и северная сторона до сводов хор, частично южная сторона с апсидой и приделом святого Лазаря. Древняя кладка выполнена из крупных белокаменных блоков, а своды и восстановленные части стен из кирпича. Своды опираются на четыре столпа, причём два западных — редкой круглой формы. В храм вели три входа, только один западный, сохранил древнюю форму — это перспективный портал с килевидным завершением . Между храмом и новопостроенным дворцом были устроены переходы переходы с сенями, отчего и название всего храма получило дополнение «что у государя на сенях» .

Об облике алевизовского храма мы можем судить только по чертежу « Кремленаград » начала 1600-х годов, где он показан трёхглавым с тремя апсидами и двумя приделами (вероятно, появившимися не ранее второй половины XVI в.)

Московское разорение, наставшее после царя Василия Шуйского , коснувшееся царского дворца, надо полагать не пощадило отчасти и Рождественской церкви. В 1613—1614 годах Михаил Фёдорович давал средства на закупки сукна,на обивку окон и дверей, холста в Лазарев придел. В 1613 году в южной части церкви устроен новый придел во имя преподобного Никиты ; тогда же, вероятно, производились работы по возобновлению главного храма. В 1620-е годы упоминается ещё один придел Рождественского храма, Марии Магдалины . Пожар 1626 года, уничтоживший большую часть кремлёвских зданий, имел своим последствием возобновление Рождественской церкви. По свидетельству летописцев, по государеву указу были приставлены: « у каменных дел у Рождества Пречистые Богородицы и у праведного Лазаря, что у государя на сенях — жильцы Василий Симонов, князь Иван Болховский и Лука Чихачёв ». По историческим данным известно, что при соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в XVII веке было три придела — во имя преподобного Лазаря, преподобного Никиты Переяславского чудотворца (устроен не позже 1614 года) и святой равноапостольной Марии Магдалины (устроен не позже 1627 года) . В ходе перестроек первой половины XVII века храм на некоторое время становился одноглавым, о чём свидетельствуют впечатления побывавшего в Москве в 1655 году Павла Алеппского .

Современный храм

При царе Фёдоре Алексеевиче в 1681—1684 гг. здание было перестроено под руководством мастера Фёдора Тихонова: царь приказал со старой церкви « главы собрать и по сводам площадь выверстать наравне с той площадью, что у каменных хором ». Здание обрело современный облик, окончательно превратилось в кирпичную одноглавую церковь с прямоугольным алтарём и трапезной с западной стороны. Лазаревский придел при этом был упразднён. Храм располагался точно по оси Теремного дворца ; при этом был разобран северо-восточный угол, « что от Лазарева Воскресения выдался во дворец ». С западной стороны к нему была пристроена трапезная, сооруженная над проездом с Кормового на Сытный двор. В целом это была обычная для своего времени храмовая постройка «кораблём» с двухсветным четвериком и обходной галереей-гульбищем (в XIX веке вошедшей в общую систему дворцовых коридоров). Все части храма перекрыты сомкнутыми сводами. Практически без изменений дошёл до нашего времени барабан венчающего четырёхскатный четверик купола, декорированный рядом килевидных кокошников и аркатурно -колончатым поясом .

Освящение церкви состоялось 5 декабря 1682 года, тогда как антиминс к освящению выдан патриархом Иакимом ключарю Петру ещё 5 декабря 1681 года. В 1683—1684 годах ещё проводились работы по устройству церкви. Эти перестройки вызвали необходимость нового освящения церкви, которое было совершено 26 сентября 1685 года патриархом Иакимом со всеми митрополитами и освященным собором в присутствии царя Ивана Алексеевича .

Пожар 1701 года частично коснулся и Рождественской церкви. В этом же году указано: « которые иконы подпорчены — вычинить заново » .

В XVIII веке подклет превратился в складское помещение. В таком виде, с небольшими изменениями (в 1846 году в трапезной был сделан световой фонарь ), церковь сохранилась до настоящего времени.

При начале строительства Большого Кремлёвского дворца верхняя часть была вновь перестроена (в частности, в трапезной пробили свод, устроив световой фонарь, а декор XVII века переделали в стиле эклектики ), в древнем же подклете по проекту архитектора Петра Герасимова была вновь устроена придельная церковь Воскрешения Лазаря. При этом Рождественская церковь почти целиком оказалась обстроена новыми стенами . В 1839 году три проходные арки между храмом и трапезной были украшены резьбой, росписью и позолотой; эти арки имитируют формы ренессансных порталов кремлёвских сооружений XVI века . Настенная живопись выполнена масляными красками под руководством Трофима Киселёва; остатки древней живописи были сбиты вместе со штукатуркой. Ложный вход оформили порталом в стиле XVII века. Тогда же, по Высочайшему указу, принято решение об изготовлении нового иконостаса по проекту Константина Тона , обкладке его серебром, починке или изготовлении новых икон. Подряд на серебряные работы получил московский фабрикант Полтавцев. Драгоценный металл собирали в Москве и Санкт-Петербурге. На украшение иконостаса ушло примерно 30 пудов (480 килограмм) серебра и 20 фунтов (8 килограмм) золота. Рисунки для иконостаса и серебряного оклада выполнял Фёдор Солнцев . Обкладка нижнего яруса была сплошной, а в киотах ещё и внутри. В верхних ярусах чеканным серебром закрывались карнизы, колонки, фронтоны и поля всех икон. Серебряные ризы иконостаса и икон не сохранились, в апреле 1922 года они были изъяты комиссией Гохрана .

Живописная работа по обновлению ветхого иконостаса велась сперва под руководством Алексея Малахова, а после его смерти — Николая Подключникова . Большинство икон переписаны в реалистическом стиле XIX века. Часть икон местного ряда выполнены вновь. Из работ этого периода наибольший интерес представляют изображения на боковых дверях, ведущих в алтарь — архидиаконов Лаврентия и Стефана . Почти все древние иконы находятся под тремя слоями разновременных записей. Исключение составляет несколько икон местного ряда и среди них прекрасные работы, выполненные в первой половине XVII века : царские врата , храмовая икона «Рождество Богоматери», « Фёдоровская Богоматерь », весьма чтимая в семье Романовых (данная икона — копия с Костромской иконы, которой мать царя Михаила Фёдоровича благославила на царство; оригинал находится в Богоявленском монастыре Костромы). Одной из лучших икон является «Рождество Богоматери с житийными клеймами». Иконописец, в отличие от живописца, сюжет изображения не выдумывал, он следовал определённому чётко выработанному канону . Слева от царских врат — список с Владимирской иконы Божией Матери ; третий справа от царских врат — чтимый образ Спаса Нерукотворного .

Нижняя, древнейшая часть храма была отреставрирована в 1923—1928 годах Д. П. Суховым и Н. Н. Померанцевым . В 1949—1952 годах была проведена капитальная реставрация всей церкви .

Современное состояние

Реставрационные и исследовательские работы, которые проводились в храме в 1920-е и 1940-е годы, показали, что древние росписи не сохранились даже фрагментарно. Вот почему стены и своды нижней церкви покрыты побелкой, что позволяет лучше почувствовать красоту пластики и мягкость очертаний круглых столпов, арок и сводов, монументальность и изысканность интерьера в целом. Росписи верхнего храма — орнаменты и изображения святых — относятся к XVIII—XIX векам. Лепной декор и две изразцовые печи выполнены в русском стиле . В иконостасе сохранились иконы XVII—XIX веков .

В настоящее время храм не действует, музейных экспозиций в нём нет, доступ в него перекрыт.

Примечания

  1. .
  2. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв. М., 1961—1962. Т. 2. С. 253.
  3. 12 октября 2006 года.
  4. М.Д. Приселков . Троицкая летопись . М.Л. 1950 г. стр. 443-444.
  5. , с. 329.
  6. , с. 34–43.
  7. , с. 127.
  8. , с. 430.
  9. . Дата обращения: 4 сентября 2011. 6 сентября 2011 года.
  10. ПСРЛ. Т. XXIII. 1910 г. стр. 180.
  11. , с. 330.
  12. , с. 329-330.

Литература

  • Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв. М., 1961—1962. Т. 2. С. 253—262.
  • Извеков Н. Московские кремлёвские дворцовые церкви и служащие при них лица в XVII веке. Церковн. археолог. исслед. — М. : Изд. А. И. Снегирёвой, 1906. — Т. 2. — С. 34—43. — 268 с.
  • Ильин М., Моисеева Т. Памятники искусства Советского Союза. Москва и Подмосковье : справочник-путеводитель. — М. : Искусство, 1979.
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы . — М. : Искусство, 1983. — 504 с.
  • Романюк С. Сердце Москвы : от Кремля до Белого города. — М. : Центрполиграф, 2013. — 908 с.
  • Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Новый путеводитель. — М. : Вече, Игорь Юдаков, 2010. — 208 с. — ISBN 978-5-9533-2395-6 .
  • Сост. Н. Вьюева . Большой кремлёвский дворец. Грановитая палата.Золотая царицына палата. Теремной дворец. Дворцовые церкви . Императорский дворец. Орденские залы. парадные апартаменты. Собственная половина. Изд. Красн. площ. 1995 г. ISBN 5-900743-05-5 .

Ссылки

Источник —

Same as Церковь Рождества Богородицы на Сенях