Interested Article - Русская древлеправославная церковь

Русская древлеправосла́вная церковь (сокращённо РДЦ , прежнее название — Новозыбковская архиепископия ) — одно из старообрядческих поповских согласий , действующих в Российской Федерации и некоторых иных странах.

История

Основу церкви составили беглопоповцы , принимавшие священство, переходящее от новообрядческой церкви и не признавшие белокриницкой иерархии .

В 1923 году значительная часть членов Церкви признала своим главой перешедшего к ним Саратовского архиепископа Николу (Позднева) ; с присоединением последнего к староверию из обновленчества (уже после того, как Патриарх Тихон запретил в священнослужении всех епископов, уклонившихся в обновленчество [ источник не указан 2888 дней ] ) у них появилась своя иерархия. В сентябре 1929 года к ним также присоединился «андреевский» единоверческий епископ Иргинский Стефан (Расторгуев) .

Первоначально центр был в Саратове (месте пребывания архиепископа). В 1924 году он был перенесён в Москву — при Никольском храме на Рогожском кладбище .

Кафедральный Спасо-Преображенский собор в Новозыбкове был закрыт в 1938 году; богослужения в нём возобновились в 1943 году, при немецкой оккупации, и с того времени не прекращались.

В 1945 году у советской власти возник проект объединения всех поповских старообрядческих согласий в одну церковную организацию. Предполагалось, что беглопоповцы войдут в подчинение Московской архиепископии (ныне РПСЦ), но с конца 1947 года со стороны беглопоповцев пошёл вал яростной критики в адрес белокриницкой иерархии. Причиной стало изменение вектора государственной политики. Глава Совета по делам религиозных культов И. В. Полянский писал в письме от 26 февраля 1948 года: «Нельзя рассматривать старообрядцев беглопоповцев и старообрядцев белокриницкого согласия как одно целое. Они из себя представляют пока два самостоятельных культа». Это резко противоречило всему тому, что И. В. Полянский писал и говорил до этого. Вероятно, власти решили, что выгоднее иметь раздробленное старообрядчество .

В 1955 году центр РДЦ перенесён в Куйбышев . Давление властей на Древлеправославную церковь, как и на другие религиозные организации, усилилось в конце 1950-х годов в связи с хрущёвской антирелигиозной кампанией , одним из результатов государственной политики явилось обострение внутренних нестроений среди беглопоповцев. Всё это стало причиной того, что в январе 1962 года архиепископ , ссылаясь на преклонный возраст и нездоровье, ушёл на покой. 24 марта 1963 году в сан архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси был возведён Иеремия (Матвиевич) , который перенёс центр РДЦ в Новозыбков Брянской области .

После хрущёвских гонений и вплоть до конца 1980-х годов количество приходов РДЦ составляло во всём СССР лишь около 20. Основные центры находились в городах Самаре (тогда Куйбышев), Новозыбкове, Вольске и Курске .

В 1988 году состоялась первая в РДЦ канонизация святых. К лику святых были причислены: Андрей Рублёв , Максим Грек , митрополит Московский Макарий , Патриарх Московский Гермоген , протопоп Аввакум

В 1988 году епископ Пермский Леонтий (Кречетов) вместе с епископом Московским Флавианом отделился от Новозыбковской архиепископии. Флавиан вскоре вернулся, но Леонтий не только стоял на своём, но и рукоположил для Иверской Древлеправославной Церкви епископа и фактически положил начало бытию её епископата .

В 1990 году московской древлеправославной общине был передан Покровский собор в Замоскворечье , на Новокузнецкой улице, который стал главным московским храмом РДЦ.

В 1991 году в Новозыбкове при Спасо-Преображенском кафедральном соборе открылось четырёхгодичное Высшее духовное училище .

В 1999 году в Церкви произошёл раскол ввиду несогласия части мирян с официальной (юридической) квалификацией вероучения Церкви как идентичной вероучению РПЦ . В результате была образована и официально зарегистрирована новая религиозная организация Древлеправославная церковь России (Курская епископия) , во главе которой стал епископ Аполлинарий (Дубинин) , единолично рукоположённый в 2000 году епископом Тульчинским Евмением (Титовым) . В настоящее время епископ Евмений вернулся в лоно РДЦ, а количество сторонников епископа Аполлинария существенно сократилось.

Собор, состоявшийся 16—19 августа 2000 года, принял постановление о возвращении резиденции предстоятеля Древлеправославной церкви в Москву.

3 марта 2002 года на Соборе было решено восстановить патриаршество в Русской древлеправославной церкви. Патриархом был избран предстоятель церкви, архиепископ Александр (Калинин) , и на следующий же день состоялась его интронизация; с того момента кафедра патриарха и его резиденция пребывают в Москве.

15 августа 2010 года к Русской древлеправославной церкви присоединились (через миропомазание ) два «иерарха» «Временного высшего церковного управления Российской православной церкви» (ВВЦУ РосПЦ) — «епископ» Дмитровский и Можайский и «епископ» Богородский . Они были рукоположены́ Арсением (Киселёвым), отделившимся в 2007 году от Синода Рафаила (Мотовилова) (ИПЦ(Р)) и создавшим независимую юрисдикцию — ВВЦУ РосПЦ. После Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе Москвы чиноприём по старообрядческой традиции, с отречением от ересей (в том числе, «никонианской» и экуменической) и исповедью совершил иерей Георгий Новиков. Патриарх Александр составил по поводу состоявшегося чиноприёма особый акт, в котором оговаривается, что епископам Тихону и Гедеону пока не предоставляется права «совершения богослужений, церковных таинств и треб».

Современное состояние

Количество зарегистрированных общин, по последней информации, — 70; также 5 общин находится в Румынии и 1 община в Болгарии . В Новозыбкове имеется Высшее духовное училище.

Епархии

Взаимоотношения с другими конфессиями

Русская православная церковь не признаёт патриаршего титулования предстоятеля РДЦ, именуя его в официальных документах архиепископом.

Официальный диалог Русской православной церкви с Русской древлеправославной церковью начался в 2008 году. Состоялось три встречи переговорных групп. Четвёртое заседание было назначено на декабрь 2013 года, но не состоялось из-за неприбытия представителей РДЦ. На состоявшемся 23-25 декабря 2014 года в Москве Соборе РДЦ было принято постановление, что «переговорный процесс с Русской православной церковью в настоящее время утратил свою конструктивность и в сложившейся ситуации продолжение его представляется нецелесообразным» .

В 2012 году РДЦ начала диалог с Русской православной старообрядческой церковью в формате двухстороннего обмена вопросами и ответами . Также церквами было принято решение о сотрудничестве в области книгоиздания и обмене богослужебным опытом . Стоит признать, что богословский диалог так и не привёл ни к каким кардинальным сдвигам в отношениях сторон и с 2015 года, после пятой группы вопросов и ответов, находится фактически в замороженном состоянии . Из других старообрядческих согласий известно о контактах РДЦ с часовенными и поморцами . Древлеправославная Церковь участвует в рабочей группе по координации межстарообрядческого сотрудничества с момента её основания . РДЦ уже более 10 лет стремится наладить отношения с Истинно-православной церковью . В течение данного периода она проводила собеседования со старостильными церквами Греции, Кипра, Румынии и Болгарии, переводя и распространяя среди них свои материалы, а также с Российской православной автономной церковью . На Соборе 2018 года было проинформировано о продолжающемся диалоге с греческими старостильниками и отмечено наличие некоторых сложностей, например, нерешительность греков в использовании двоеперстия в своих общинах .

Список предстоятелей

Епископат

(в алфавитном порядке имён)

  • Варнава (Едигарев) , епископ Белебеевский и всея Башкирии (2001—2005), епископ Волжский (2005), епископ Уральский (2005— н. в. )
  • , епископ Курский (27 апреля 1969 — сентябрь 1983)
  • , епископ Верхневолжский (25 декабря 2008 — н. в. )
  • , на испытании (15 августа 2010 — н. в. )
  • Герман (Савельев) , епископ Белебеевский и всея Башкирии (1996—2001), епископ Пермский (2002 — ноябрь 2003), еп. Азово-Черноморский (ноябрь 2003 — 25 декабря 2004) (перешёл в РСПЦ)
  • ), епископ Самарский (Куйбышевский) и Оренбургский (26 апреля 1969 — 27 июня 1992)
  • Даниил, епископ Городецкий (1937—1938)
  • , епископ Волжский (декабрь 2003 — 5 декабря 2004)
  • Евмений (Титов) , епископ Тульчинский и всея Румынии (1990—2000)
  • Евсевий (Самарцев) , епископ Белебеевский и Белорецкий, затем Пермский (13 июня 1953 — 3 июля 1964) и Курский (1964—1968)
  • , епископ Самарский (Куйбышевский) и Оренбургский (26 мая 1950 — 5 ноября 1955)
  • , епископ Городецкий (октябрь 1938—1938/1939)
  • Иоанн (Калинин) , епископ Царицынский (Сталинградский) (1939 — 14 октября 1944)
  • , епископ Камышинский (27 сентября 1962 — 13 марта 1978)
  • Иосиф (Золотухин) , епископ Белорусский (23 декабря 2010 —
  • , еп. Оренбургский (1987—1988), еп. Камышинский и Волгоградский (1988—1999)
  • Ияков (Барклай) , епископ Сионский и Всея Западной Европы, (весна 2005 — н. в. )
  • , епископ Самарский (Куйбышевский) и Оренбургский (1996—2001) (C. и Курский) (находился под запрещением, скончался в июле 2005)
  • Леонтий (Кречетов) , епископ Пермский (7 июля 1977—1988 и 1990—1996)
  • Макарий, епископ Грозненский
  • , епископ Новозыбковский (2 июля 1948 — 25 мая 1953)
  • , епископ Грозненский (21 мая 1938 — ?)
  • Павел, епископ Самарский (Куйбышевский) и Оренбургский (1944—1946)
  • , епископ Потийский и Азово-Черноморский (26 ноября 1966 — 27 июля 1969)
  • , епископ Городецкий (декабрь 1933—1937) (арестован)
  • , епископ Вольский (2 октября 1944 — 10 октября 1950)
  • Пансофий (Ивлиев) , епископ Ростовский-на-Дону и Курский (18 сентября 1929 — 15 апреля 1933) (арестован)
  • Савин (Тихов) , епископ Волжский (30 октября 2005 — 23 декабря 2008), Нижневолжский (с 23 декабря 2008)
  • Сергий (Попков) , епископ Сибирский (с 27 февраля 2005)
  • , на испытании (с 15 августа 2010)
  • , епископ Азово-Черноморский (сентябрь 1936 — 4 января 1940)
  • Филарет (Харламов) , епископ Свердловский (январь 1930—1937)
  • Феодор (Шашин) , епископ Вольский (1934—1937)
  • Флавиан (Вдовин) , епископ Московский (18 сентября 1983—1988 и 1990—1995)

Примечания

  1. Мануил (Чибисов), игумен. // Вестник Волгоградского государственного университета. — Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. — 2011. — № 1 . — С. 42—43 . 27 января 2022 года.
  2. Половинкин П. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVIII : « Египет древний Эфес ». — С. 549—550. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-032-5 .
  3. . Дата обращения: 17 июня 2015. 17 июня 2015 года.
  4. Семененко-Басин И. В. от 17 июня 2015 на Wayback Machine // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. — № 4. — С. 109—111.
  5. . Дата обращения: 3 июля 2014. 14 июля 2014 года.
  6. 16.06.2004.
  7. . Дата обращения: 12 сентября 2010. 28 августа 2010 года.
  8. . Религиозная организация Русская Древлеправославная Церковь . Дата обращения: 22 сентября 2023. 14 октября 2023 года.
  9. от 28 января 2015 на Wayback Machine // Православие и мир
  10. от 23 января 2020 на Wayback Machine // Официальный сайт Русской древлеправославной церкви
  11. от 26 октября 2014 на Wayback Machine // Официальный сайт Русской православной старообрядческой церкви
  12. от 7 января 2020 на Wayback Machine // Официальный сайт Русской православной старообрядческой церкви
  13. от 5 октября 2019 на Wayback Machine // Официальный сайт Русской древлеправославной церкви
  14. от 18 января 2020 на Wayback Machine // Официальный сайт Русской древлеправославной церкви
  15. от 10 января 2020 на Wayback Machine // Официальный сайт Русской древлеправославной церкви
  16. от 24 января 2020 на Wayback Machine // Официальный сайт Русской древлеправославной церкви

Литература

  • Миловидов В. Ф. // Религии народов современной России: Словарь / Ред-кол.: Мчедлов М. П. (отв. ред.), , Басилов В. Н. и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Республика , 2002. — С. 429. — 624 с. — 4000 экз. ISBN 5-250-01818-1 .
  • Старообрядческие иерархи : Древлеправослав. Церковь Христова. Рус. Православ. Старообряд. Церковь. Рус. Древлеправослав. Церковь. Славяно-Груз. Древлеправослав. Церковь. Древлеправослав. Церковь России. Един. Древлеправослав. Церковь. Древлеправослав. Церковь: справоч. материалы / [Сост. Писаревский А. Ю.]. — М. , 2002 (Старообрядческая тип.). — 119 с.
  • Лункин Р. Н. Древлеправославная патриархия Московская и всея Руси (ДПМ) // Современная религиозная жизнь России: опыт систематического описания. — Т. 1 : Православие. Старообрядчество. Духовное христианство. Армянская, Ассирийская церкви. Католичество. — М. : Логос, 2004. — 327 с. — С. 200—212.
  • Таранец С. В. Русская Древлеправославная Церковь в конце ХХ — начале XXI веков // Судьба старообрядчества в ХХ — начале ХХI вв.: история и современность. Сборник научных трудов и материалов / Отв. ред. и состав. С. В. Таранец. — К. — Винница, 2010. — Вып. 4. — С. 81—115.
  • Краткий очерк по истории русской древлеправославной церкви. — 2016. — 84 с. — ISBN 5-7406-0233-5 .
  • Бочков П. В. // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. — 2017. — № 4 . — С. 111—121 .
  • Бочков П. В. , свящ. // Orthódoxi Evrópi. Studia do dziejów Kościoła prawosławnego w Europie Wschodniej. — Białystok, 2019. — Т. II . — С. 57—72 .

Ссылки

Источник —

Same as Русская древлеправославная церковь