Национальный фронт Чехословакии
- 1 year ago
- 0
- 0
Национальный исламский фронт Афганистана ( пушту محاذ ملی اسلامی افغانستان ), Mahaz-e Milli-ye Islami-ye Afghanistan , Mahaz-i Milli-yi Islami-yi Afghanistan — афганское повстанческое движение, затем политическая партия традиционно- исламского и национал-демократического толка. Объединил пуштунских моджахедов — приверженцев пира Саида Ахмада Гейлани . Активно участвовал в Афганской войне , входил в Пешаварскую семёрку . Являлся наиболее светским и либеральным из моджахедских движений. Был представлен на международной конференции антикоммунистических повстанцев Джамбори . В Исламской Республике Афганистан — центристская политическая партия.
После прихода к власти в Афганистане в 1978 марксистской партии НДПА многие антикоммунистически настроенные афганцы покинули страну. Национальный исламский фронт Афганистана (НИФА) был создан в 1979 в пакистанской эмиграции сторонниками влиятельного пуштунского пира Саида Ахмада Гейлани , главы традиционного суфийского тариката . НИФА выступал против марксистского просоветского правительства, за возвращение в Афганистан короля Захир-шаха . После ввода в Афганистан советских войск НИФА активно включился в вооружённую борьбу на стороне моджахедов . Военную структуру НИФА возглавлял полковник королевской армии Абдул Рахим Вардак .
НИФА являлся наиболее светским, прозападным и либеральным из моджахедских движений. Программа организации отвергала не только коммунизм , но и исламский фундаментализм . Провозглашалась приверженность пуштунскому национализму и демократии , принципу разделения властей, гражданским и политическим свободам. Не случайно именно НИФА в лице полковника Вардака представлял афганских моджахедов на учредительной конференции Демократического Интернационала в Джамбе 2 июня 1985 .
Наибольшей популярностью НИФА пользовался среди афганских беженцев в Пакистане. Максимальную военную активность отряды Вардака развивали в восточных провинциях Афганистана, прежде всего Пактии . В то же время специфика НИФА как организации приверженцев пира Гейлани создавала политические ограничения. Отношения строились патриархально и замыкались на Гейлани (в том числе в финансовых вопросах). Это препятствовало организационному развёртыванию. Исламская партия Хекматьяра , Исламское общество Раббани — Масуда в этом плане достигли большего.
НИФА был тесно связан с пакистанской разведслужбой ISI и через неё с ЦРУ США . Поддерживались контакты с американскими неоконсервативными организациями Heritage Foundation и Freedom House , с влиятельным британским политиком и историком Николасом Бетеллом .
Организация играла важную роль не только в военно-политическом плане, но и как канал финансирования моджахедского движения. Однако связи поддерживались в основном с западными партнёрами, крупных мусульманских спонсоров, арабских или иранских, НИФА не имел.
В начале 1990-х НИФА присоединился к Северному альянсу . После падения режима НДПА Гейлани от имени НИФА участвовал в переговорах о создании нового правительства. Он отказался войти в кабинет Раббани из-за разногласий по вопросу возвращения Захир-шаха. Однако Абдул Рахим Вардак возглавил тогда штаб афганской армии.
При правлении фундаменталистского Талибана НИФА снова находился в вооружённой оппозиции. После свержения талибов Гейлани выступал за реставрацию монархии Захир-шаха на Боннской конференции 2001 . Впоследствии сблизился с администрацией Хамида Карзая .
Представители НИФА поддерживали Карзая на президентских выборах, генерал Вардак в 2004—2012 был министром обороны Афганистана . Гейлани высказался в пользу американского присутствия в Афганистане, но при этом подчёркивал, что умеренные элементы «Талибана» должны иметь возможность участвовать в афганской политике .