Берингийская жёлтая трясогузка
- 1 year ago
- 0
- 0
«Жёлтая пресса» (также бульварная пресса ) — обозначение изданий печатной прессы , распространяемых по достаточно низкой цене и специализирующихся на слухах , сенсациях (зачастую мнимых), скандалах , сплетнях о жизни известных людей . Существует разница между понятиями жёлтая пресса и бульварная (разница пояснена в разделе ). Понятие же таблоид относится, прежде всего, к оформлению.
Существует несколько версий по поводу происхождения этого шутливого понятия, впервые появившегося в печати в 1897 году. Согласно одной из них, название произошло от цвета газет, печатавшихся на жёлтой бумаге. Некоторые историки утверждали, что жёлтая пресса разжигала американское общественное мнение с преувеличенными сообщениями о жестокости Испании в попытке подавить восстание на Кубе , конфликт, который привёл к Испано-американской войне .
По другой версии, возникновение связано с разбирательством между газетами « New York World » Пулитцера и « New York Journal American » Херста из-за комикса « Жёлтый малыш » ( Yellow Kid ) в 1896 году . Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года , впервые показавшей Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе ( yellow peril ), которую он и пародировал — жёлтые малыши имели азиатские черты. Их изображали в неопрятном виде, они также демонстрировали нагловатое поведение .
По третьей версии, термин появился из-за того, что Нью-Йоркская газета « » в 1895 году начала помещать на первой странице рисунок, изображающий ребёнка в жёлтой рубашке, который потешал читателей газет далеко недетскими высказываниями… В порядке конкуренции, такого же «жёлтого малыша» стала помещать другая газета « Нью-Йорк джорнал ». Между этими двумя газетами возникли ожесточённые споры из-за права первенства на этот вид сенсации. Редактор газеты « » Эрвин Уордман назвал обе эти газеты, спорившие о «жёлтом малыше», «жёлтой печатью» .
С процессом зарождения массовой культуры появились такие издания, как « », « » и « ». Уже тогда сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия доминировали на полосах «жёлтых» газет.
Новые способы повышения уровня популярности издания широко использовали Пулитцер («
») и Херст (« », «New York Journal» и др.). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному освещению интересных фактов, но и благодаря практике создания так называемых «human-interest stories» — газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Сначала Пулитцер, а затем и Херст использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу .До Перестройки все печатные издания подвергались цензуре , что ограничивало существование жёлтой прессы. Во время Перестройки была объявлена гласность (позже — свобода слова ), после чего некоторые газеты стали использовать эти приемы для увеличения доходности с целью увеличения продаж тиража. Из работы «Феномен бульварной прессы в постиндустриальном обществе» :
Появление жёлтой прессы в России было процессом специфическим — ещё в дореволюционные времена существовала газета «Копейка» , которая позиционировала себя как издание для низших слоёв населения — об этом говорила и цена газеты, и её информационное наполнение. Однако российский XX век в большинстве своём прошёл без «желтизны» по вполне понятным причинам. Начало бульварной прессы и её триумфальное шествие можно отнести к 1986 году , когда в « Московском комсомольце » вышла статья Евгения Додолева про проституток. Говорят, что и сегодня автор нередко вспоминает этот сюжет — тогда это был серьёзный прорыв, потому что на тот момент пресса была пропагандистом и агитатором и не стремилась никоим образом развлекать читателя. Такие публикации стали появляться нечасто, примерно раз в полгода, и производили на публику эффект разорвавшейся бомбы — это было в новинку, это было свежо и интересно.
Первые представители направления появились в 1990-е годы — таблоид « Экспресс-газета », «СПИД-Инфо» , еженедельник « Мегаполис-экспресс ».
Главный редактор «Вояж и отдых» Владимир Снегирев в 2018 году приводил пример, который считал вершиной «жёлтого бреда» в России 1990-х годов :
Пришёл Ариф Алиев , который прежде сотрудничал с « Экспресс-газетой ». Он тогда быстро раскусил специфику бульварной прессы и написал, как мне кажется, материал, который можно было считать вершиной «жёлтого бреда». В его статье, посвящённой эвакуации тела Ленина из Москвы в Казань во время войны , утверждалось, что солдаты-эвакуаторы с голодухи съели мумию вождя. И газета эту галиматью напечатала.
Журналист в 2005 году утверждала, что современные жёлтые издания увеличились в числе, поэтому, как отмечают, « Мегаполис-экспресс », являющийся пионером скандальной прессы, уступил своё место « Комсомольской правде » (тираж 35 млн) и другим типичным изданиям (« » — бывш. «Жизнь») . В конце июля 2008 года компания TNS Gallup AdFact (ныне — Mediascope) отметила рост роли рекламы в жёлтой прессе .
В 2009 году Общественная коллегия по жалобам на прессу , в состав которой входили, такие журналисты, как Даниил Дондурей , Алексей Кара-Мурза , Михаил Ненашев , Эдуард Сагалаев , Георгий Сатаров и Николай Сванидзе , рассмотрев жалобу поданную журналистом « Новых известий » Зоей Световой , выступила с критикой газеты « Известия », обвинив издание к желтизне из-за публикации материала Владимира Перекреста «Маркелов и Бабурова оказались вместе неслучайно», обозначенного, как «журналистское расследование», в котором автор, основываясь на единственном свидетельстве знакомых погибших, выдвинул собственную версию причин убийства журналиста « Новой газеты » Анастасии Бабуровой и адвоката Станислава Маркелова , заявив, что всё произошло из-за ревности одного из поклонников Бабуровой, который был членом движения « антифа », и преступник застрелил обоих, после того, как Бабурова его опознала, несмотря на надетую маску [ значимость факта? ] . Перекрест объяснил своё предположение тем, что Бабурова была членом антифы и могла опознать убийцу и в таком виде, поскольку привыкла видеть своих соратников в масках [ значимость факта? ] .
Исследователи журналистики отмечали на страницах газеты « Московская правда » :
Эталоном бульварной прессы в 90-е годы стали „Экспресс-газета“, „Мегаполис-экспресс“ и „Спид-Инфо“.
Евгений Сазонов выделяет следующие особенности жёлтой прессы:
В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:
В зависимости от типоформирующих признаков и черт, обусловливающих структуру издания, выделяют:
„Жёлтая“ пресса — самое массовое явление в области печатных СМИ и в культуре общества потребления — стала средоточием массовых иллюзий. Жёлтый журнализм — это мета-дискурс, возникший на основе гедонистических мифов, уводящих реципиента от реальности, мифов, исподволь разрушающих интеллект малоразвитой части общества, детей. В. Хорольский
{{
citation
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (отсутствует издатель) (
ссылка
)
(Asserts that Indiana papers were «more moderate, more cautious, less imperialistic and less
jingoistic
than their eastern counterparts.»)