Пра́здник
(от
церк.-слав.
пра́здникъ
;
рус.
поро́жний
) — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий
сакральное
(небытовое, мифическое
) значение и связанный с культурной или религиозной традицией
.
Слово также употребляется в иных, схожих по смыслу, значениях
:
официальный день отдыха, установленный в связи с календарным событием, противоположность будням;
массовые развлекательные мероприятия, весёлое препровождение свободного времени;
день какого-либо радостного события;
общее состояние душевного подъёма (обычно в словосочетаниях, таких как «праздник жизни»).
Содержание
Место праздника в культуре
М. М. Бахтин
сказал, что праздник является «первичной формой человеческой культуры»
. Цивилизационное значение праздника состоит в том, что через праздник определяется объединяющая
социум
система ценностей
. Праздник является универсальной и важнейшей чертой цивилизации
; в то же время особенности праздников отражают различия между цивилизациями.
Как отмечали ещё
Э. Дюркгейм
и
М. Элиаде
, праздник — это период непосредственного контакта сакральной и мирской сторон существования человека
, которые практически не соприкасаются в повседневной жизни. Календарная природа праздника согласует ритмы жизни человека и ритмы вселенной, помогает сделать выбор в пользу порядка, смысла, жизни и против хаоса и смерти («утверждение жизни» по
Х. Коксу
). Праздник связан с идеей существования некоего совершенного бытия, принципиально отличающегося от приземлённых будней, зачастую имеющего черты
утопии
(«временный выход в утопический мир» по Бахтину). Праздничная культура потому зачастую включает временный отказ от принятых в обществе норм поведения, временное стирание или переворачивание социальной иерархии.
Праздники являются важнейшим элементом традиции и в этом качестве играют роль стабилизатора общества, сохраняя и передавая социально значимую информацию от поколения к поколению. Участие в праздниках приобщает людей к принятым нормам и ценностям общества. Поскольку праздник является механизмом социальной интеграции, он неизбежно оказывается втянутым в механизм власти: по замечанию
, правительство «оказывается размещенным примерно в тех же местах, что и праздник, — на сакральном участке»
. Мазаев указывает здесь на
антиномию
: мир идеальной утопии в празднике сочетается со стабилизирующим механизмом существующего общественного порядка.
Смех и социализация
Я. Г. Шемякин классифицирует праздники, отмечая наличие в них двух компонент: ритуально-партисипативную (социальную) и ритуально-смеховую (игровую). Преобладание одной или другой компоненты определяет «лицо» праздника.
Например, религиозные праздники (
(англ.)
(
,
Рождество
) являются по преимуществу партисипативными; их отличает «прочувствованная серьёзность», чувство приобщения к высшим ценностям и циклам Вселенной. Партисипативные праздники зачастую
институционализированы
.
В смеховых праздниках (римские
сатурналии
,
бразильский карнавал
) доминирует развлекательная компонента, хотя в этом
смехе
по-прежнему проявляется, по Бахтину, «ритуальное осмеяние божества древнейших смеховых обрядов»
. При этом часто происходит «переворачивание» существующего порядка, временное освобождение от господствующих ценностей.
Смеховой компонент праздника и функция социальной интеграции тесно связаны, так как смех оказывается одним из решающих факторов преодоления дистанций между чуждыми традициями, объединяет противоречащее и несовместимое
.
Общество и личность
В празднике социальный аспект преобладает над личностным. Исследователи практически единогласны в том, что праздновать в одиночестве невозможно
. По словам
(англ.)
(
, «праздник и празднования… всегда требуют присутствия, участия других людей, являются совместным действием, общим переживанием».
Праздник также способствует
социализации
через синхронизацию свободного времени отдельных индивидов
.
История праздника
Возникновение праздника связано с появлением у человечества понятия о времени и календаря. Согласно Жигульскому, «счёт времени, одно из величайших достижений человеческой культуры, — календарь — везде в своих истоках выступает как форма упорядочения, закрепления, заблаговременного исчисления праздничных дней и периодов»
. Изобретение календаря пришло с осознанием того, что на шкале времени существуют особые точки, соответствующие смене циклов природы или стадий развития общества. Бахтин отмечает: «…празднества на всех этапах своего исторического развития были связаны с крупными, переломными моментами в жизни природы, общества и человека»
.
Виды праздников
Исследователи выделяют три типа праздников
:
политические;
религиозные;
гражданские.
Возможны и другие принципы систематизации, например:
экономисты, изучающие эффекты эпидемии на экономику, группируют праздники по их воздействию на экономическую активность, выделяя «обычные» праздники и несколько типов дней, расположенных между
выходными днями
и другими праздниками
;
при предсказании потребления электричества выделяются праздники с фиксированной датой — например,
Новый Год
и с «плавающей» датой, но фиксированным днём недели — например,
Пасха
(некоторые праздники не укладываются в эту схему, например
(англ.)
(
или китайский
Цинмин
), а также подгруппы праздников, приходящихся на понедельники, летних и зимних
.
Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398, [2] с.
Лазарева, Л. Н. История и теория праздников. ЧГАКИ, Челябинск : 2010. 251 с.
Праздник
// Культурология. XX век. Энциклопедия
(рус.)
. — 1998.
. // А. И. Пигалев. Культурология XX век. Энциклопедия.
М.
, 1996
Д.Н. Ушаков.
Праздник
// Толковый словарь Ушакова
(рус.)
. — 1935-1940.
. // Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935—1940
Л. Н. Лазарева.
от 10 мая 2021 на
Wayback Machine
. Челябинск, 2010. 251 с.
Под ред. О. М. Штомпеля.
Праздник
// Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс
(рус.)
. — 1996.
. // Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. —
Ростов н/Д.
: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.
В. Н. Топоров.
Праздник
// Энциклопедия мифологии
(рус.)
.
. // Энциклопедия мифологии.
И. Н. Лаврикова
от 23 апреля 2013 на
Wayback Machine
. // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 2 (217). Философия. Социология. Культурология. Вып. 20. С. 74-78.
Анатолий Ильич Мазаев. Праздник как социально-художественное явление: опыт историко-теоретического исследования. Наука, 1978. 391 с.
В. И. Ильин.
Потребление как дискурс —
СПб.
: Интерсоцис, 2008. Глава «Повседневность и праздник». — С. 345—360.
В. Петрухин.
«Праздник» в средневековой Руси // Одиссей: Человек в истории —
М.
: Наука, 2005, с. 81—88
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
Праздник
// Толковый словарь Ожегова
(рус.)
. — 1949-1992.
. //
С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова.
Толковый словарь русского языка, 4-е издание, Российская Академия Наук, Институт Русского Языка им. В. В. Виноградова, Москва, 1999.
К. Жигульский. Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышления социолога. — М., 1985.