Доисторический Ордос
- 1 year ago
- 0
- 0
Доисторический период истории Тайваня охватывает период верхнего палеолита и неолита .
Возрастом 450–190 тыс. лет датируется выловленная рыбаками в Тайваньском проливе около Пескадорских островов (Пэнху) челюсть древнего человека , предположительно относящаяся к виду Homo erectus или Homo heidelbergensis (по многомерным анализам). У гоминина очень широкая и тяжёлая челюсть, с рекордно толстым телом, низкой и широкой восходящей ветвью, подбородочный выступ отсутствует . У Penghu 1, также как и у ланьтяньского человека , и у денисовского человека из пещеры Байшия (Сяхэ) отмечено врождённое отсутствие третьего моляра .
Первые люди поселились на Тайване около 50 000 г. до н. э.
Наиболее ранней археологической культурой на Тайване была культура Чанбинь ( кит. 長濱文化 ), названная по месту находок на востоке Тайваня. Палеолитические человеческие скелеты также были обнаружены в округе Тайнань района Цзуочжэнь (ныне в составе г. Тайнань ), в связи с чем эти останки получили название «цзуочжэньские люди». В Тайбэйском бассейне были обнаружены несколько доисторических стоянок: Юаньшань (圓山) и ряд других.
В настоящее время трудно сказать с определённостью, к какой этнической группе относились создатели указанных артефактов. Вероятно, это были представители австралоидной расы, населявшие в период 45—10 тыс. лет назад всю Юго-Восточную Азию.
Около сотни радиоуглеродных дат, собранных в пещерном комплексе Баксиан (Baxian), имеют возраст от 30 000 до 15 000 калиброванных лет до настоящего времени .
Тайвань — прародина австронезийских языков ; здесь сохранилась наиболее архаичная группа языков этой семьи, тайваньские языки .
Как показывают археологические данные, носители австронезийских языков около 8000 г. до н. э. переселились с восточного побережья Китая на Тайвань, где от них произошли аборигены Тайваня . Затем, как показывают данные исторической лингвистики, с острова Тайвань носители этих языков распространились морскими путями по всей Океании, возможно, несколькими волнами ( ).
Черепно-морфометрическое исследование останков человеческих скелетов, обнаруженных в пещерах Сяома на востоке Тайваня, подтверждает существование на острове 6000 лет назад в докерамическую фазу охотников-собирателей небольшого роста, сходных с коренными жителями Юго-Восточной Азии, особенно — с негритосами в Северном Лусоне .
Считается, что миграция австронезийцев началась около 6000 лет назад ( ). До настоящего времени для исторической лингвистики сохраняется вопрос о том, что происходило в течение 2 тысячелетий между прибытием носителей австронезийских языков на остров и их дальнейшим распространением. Неолит на Тайване представлен культурой дабэнькэн (5000-2700 гг. до н.э.), истоки которой прослеживаются на территории континентального Китая. Первыми агрокультурами Тайваня были ямс и таро . Во II тыс. до н.э. аборигены Тайваня начинают культивировать свиней и собак ( чжишаньянь ) .
В районе города Тайчжун был найден скелет молодой женщины, держащей на руках ребенка. Возраст окаменелостей по предварительным данным в составляет примерно 4,8 тыс. лет ( неолит ). Это древнейшее свидетельство жизни человека на острове Тайвань .
Остров впервые упоминается в китайских источниках ещё в III веке до н. э., однако в течение почти 500 лет сведения о нём были скудны, и китайцы не стремились его колонизировать. Военная экспедиция китайцев в III веке н. э. знаменует окончание доисторического периода. За ней последовали ещё несколько экспедиций.
Ранний железный век Тайваня представлен культурой цзинпу (1-е тыс. до н. э.). Местная традиция керамики утрачивается, появляются изделия из фарфора и металлов (медные колокольчики). В 1-м тыс. н. э. появляются железные ножи наконечники копий (культура няосун ). Керамика красно-коричневая без орнамента. Аборигены Тайваня переселяются в труднодоступные горные районы, одновременно утрачивая многие технологии и достижения, в том числе развитое мореплавание, характерное для всех остальных австронезийцев.
У тайваньцев железного века определены митохондриальные гаплогруппы E1, E2 и B4 , что согласуется с выводом о том, что они были относительно неизмененными потомками населения, которое также было предковым для людей Унаи и Лапита .