Дом, милый дом (фильм, 1973)
- 1 year ago
- 0
- 0
Дом Нирнзе́е ( Тучере́з, Дом холостяко́в, Четвёртый дом Моссове́та ) — многоквартирный жилой дом в Большом Гнездниковском переулке в Москве . Построен в 1912—1913 годах по проекту архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее . Автор венчающего дом керамического панно с лебедями — художник Александр Головин . Здание является объектом культурного наследия регионального значения .
В начале XIX века на месте дома стояла дворянская усадьба с каменными и деревянными постройками. На протяжении столетия она оставалась жилой и несколько раз меняла хозяев. Семейство Кайсаровых , вступившее во владение в 1873 году, приспособило старые строения под меблированные комнаты для сдачи внаём. В начале XX века на участке размещалось пять соединённых между собой каменных корпусов разной этажности — от одного до трёх. В 1909-м участок приобрела А. И. Быстрова, которая сделала в комнатах небольшой ремонт и переоборудовала один из корпусов под прачечную. В 1912 году одно из старых зданий планировалось заменить новым, однако в ходе разборки оно рухнуло, придавив двух рабочих .
В мае того же года участок купил немецкий архитектор Эрнст-Рихард Нирнзее для строительства самого высокого на тот момент жилого здания Москвы. Он обратился с прошением в городскую управу:
Прошу разрешить мне по сломке существующих строений <…> выстроить вновь каменное в 9 этажей жилое строение для маленьких квартир, с жилым полуподвалом, <…> с отдельной столовой над частью 9 этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом .
Разрешение было получено, но комиссия по строительному надзору опасалась, что несущие конструкции не выдержат нагрузку, и предложила уменьшить дом на один этаж. Однако Нирнзее доказал устойчивость постройки и работы продолжились. Здание было построено в 1913 году и получило название «тучереза». В его фасаде встречаются черты разных архитектурных стилей — модерна , конструктивизма и неоклассицизма . Дом установлен буквой «П» с коридорной системой и четырьмя шахтами лифта. Ряды оконных проёмов поделены вертикальными красными линиями, верхний этаж украшен декоративным орнаментом: вазонами , гирляндами цветов. На фасаде расположены пять выступов — эркеров — для разнообразия плоскости строения. Его венчает фронтон с мозаичным панно, выполненным художником Александром Головиным. Большинство окон сохранили ажурные цветочные ящики из металла, спроектированные Нирнзее. По замыслу архитектора, в тёплое время года фасад должен был оживляться цветущими растениями .
В связи с тем, что дом находился в узком искривлённом переулке, в случае пожара к нему было бы трудно проехать спасательным машинам. Архитектор предпринял дополнительные меры противопожарной безопасности, расширив лестничные пролёты на всех этажах. Нирнзее возвёл не только превосходящее размерами все предыдущие постройки Москвы, но и качественно иное в функциональном отношении здание. В доме находились малогабаритные дешёвые квартиры без кухонь с высокими потолками. По его задумке, арендаторами должны были стать служащие, офисные работники или небольшие семьи. На каждом этаже дежурил половой , которому заказывали доставку блюд из ближайшего трактира или ресторана. До революции в доме проживало около 700 человек .
В 1915 году на крыше Дома Нирнзее был оборудован кинопавильон для зимних съёмок товарищества «Киночайка», основанного В. Гардиным и В. Венгеровым.
В связи с началом Первой мировой войны в 1915 году Нирнзее продал дом банкиру Дмитрию Рубинштейну за 2,1 млн рублей . Во время боёв в октябре—ноябре 1917 года здание было одним из основных опорных пунктов белогвардейцев , в задачу которых входило удерживать позиции на Страстной площади . Комиссар московского градоначальства А. Н. Вознесенский писал:
Дом Нирнзее был ключом в нашей позиции, так как достаточно было установить на его крыше пулемёты , чтобы поливать оттуда весь двор и все здания, лежащие внизу .
Дом Нирнзее был захвачен 28 октября, и вскоре юнкера , оборонявшиеся на Тверском бульваре , сдались . В июле 1918 года здание национализировали , после чего его прозвали Четвёртым домом Моссовета . Вместо выселенных жильцов в квартиры заехали партийные работники, сотрудники Коммунистического интернационала , служащие советских учреждений. Дом получил статус коммунного , председателем выборного правления назначили революционера Льва Каменева , в состав также вошли новые жильцы — Вадим Подбельский , Елена Константиновна Малиновская, Иван Лихачёв , Андрей Бубнов , Андрей Вышинский . При доме открыли ясли и детский сад, телефонизировали квартиры, на крыше организовали сквер и игровую площадку . В начале 1920-х годов в доме жили партийные деятели Пётр Баранов , Георгий Пятаков , Матвей Шкирятов , Сурен Акопян , Василий Михайлов , отец и брат Льва Троцкого , сотрудник газеты « Правда » Иван Филипченко . По воспоминаниям писателя Валентина Катаева , в эти годы дом Нирнзее служил вертикальной доминантой Тверского района и казался «чудом высотной архитектуры, чуть ли не настоящим американским небоскрёбом, с крыши которого открывалась панорама низкорослой старушки Москвы» .
Во время Великой Отечественной войны на крыше были установлены зенитные орудия , отражавшие налёты вражеских самолётов . В советское время в доме оборудовали общую кухню, просуществовавшую до середины 1980-х годов. Позднее небольшие кухни появились во всех квартирах .
В годы Новой экономической политики на крыше дома находились кинотеатр, ресторан и висячий сад с гидроизоляцией из свинцовых пластин. Из воспоминаний жительницы дома:
У нас компания была, а двора не было. Зато была Крыша. Самая замечательная крыша на свете… На нашей крыше можно было играть в футбол, волейбол, городки, кататься на велосипеде. Здесь была библиотека, всевозможные кружки — от лепки до музыкального, свой театр. Мы мастерили сами куклы и показывали малышам кукольные представления .
В послевоенное время на территории дома работали три детсада, наиболее престижный из которых был открыт на девятом этаже по инициативе « старых большевиков » Климохиных . Писатель Андрей Синявский , водивший ребёнка в это учреждение, упоминает здание в повести «Гололедица», по сюжету с его верхнего этажа падает сосулька, которая оказывается смертельной для главной героини [ источник не указан 2050 дней ] .
По состоянию на 2018 год в доме располагаются учебный театр ГИТИС , художественно-производственная студия, московское концертное объединение «Садко», редакция журнала « Вопросы литературы », фонд «Литературная критика» и другие организации .
Помните,
дом Нирензее стоял,
Над лачугами крышицу взвеивая?
Так вот:
теперь
под гигантами грибочком
эта самая крыша
Нирензеевая.
Дом имеет богатую кинематографическую историю, которая началась ещё в дореволюционные годы. С 1914 по 1918 год в квартире № 514 находилась редакция журнала « Сине-фоно ». С 1918-го в нём жил кинооператор Пётр Васильевич Ермолов . Размещавшаяся здесь кинофирма «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин » нередко использовала интерьеры дома в качестве декораций, а на крыше здания соорудила специальный зимний павильон. Режиссёр Владимир Гардин снял в нём фильм « Мысль » с Григорием Хмарой в главной роли. В том же помещении были созданы короткометражки по сценариям Аркадия Аверченко «Без пуговиц» и «Торговый дом по эксплуатации апельсиновых корок», в одной из которых снялся сам сатирик . Нередко киносцены снимались и на лестницах доходного дома .
В советское время на крыше дома был создан фильм Саввы Кулиша « Сказки… сказки… сказки старого Арбата », отдельные сцены « Курьера » Карена Шахназарова и « Служебного романа » Эльдара Рязанова , финал « Место встречи изменить нельзя » Станислава Говорухина . В 2000 году режиссёр Андрей Райкин снял посвящённый постройке многосерийный документальный фильм «Дом Нирнзее» .
В 1915 году в полуподвале дома открылся театр- кабаре « Летучая мышь » Никиты Балиева , существовавший до 1922 года. Помещение, вмещавшее до 350 человек, расписал художник Сергей Судейкин , по его эскизам сделали и занавес . С октября 1924 года в подвале начинал свою работу Московский театр сатиры . Зал расширили и его вместимость увеличилась до 500 человек. Первым спектаклем стала постановка «Москва с точки зрения» Виктора Типота и Николая Эрдмана . Художники Николай Михайлович Кашинцев и Константин Елисеев изготовили для него декорации и афишу. В 1931 году в доме заработала театральная студия «Индо-ромэн» при Главискусстве .
В разные годы в доме находились редакции журналов « Литературная учёба », « Советский писатель », « Вопросы литературы » и московская контора берлинской газеты « Накануне ». Именно здесь в 1929 году Михаил Булгаков встретил Елену Шиловскую, ставшую его женой и прообразом Маргариты в романе писателя. Дом также связан с именами литературных деятелей: Константина Паустовского , Велимира Хлебникова , Владимира Маяковского , Ляли Чёрной и других . 27 июля 2023 года в доме открылся , зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации . Центр представляет из себя музей-квартиру Константина Кедрова .