Вейде, Адам Адамович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ада́м Ада́мович Менела́с ( англ. Adam Menelaws , Э́дам Ме́нелос; 1753 — 31 августа 1831 , Санкт-Петербург ) — русский архитектор шотландского происхождения, мастер земляных работ и садово-паркового искусства . Представитель классицизма и романтической неоготики .
Родился в Шотландии , в Глазго (по иным сведениям в Эдинбурге), в семье строительного подрядчика. В конце 1786 года благодаря объявлению о поиске умелых мастеров, данному уже работавшим в России другим знаменитым шотландцем Чарлзом Камероном и опубликованном в эдинбургской вечерней газете от имени императрицы Екатерины II , Менелас решился приехать в Россию . Вместе с ним прибыли ещё семьдесят три мастера с семьями . В конце 1786 г. он работал в Боровичах на добыче каменного угля. С середины 1785 г. — в Торжке на строительстве Борисоглебского собора помощником Н. А. Львова а также в Черенчицах и Митине (усадьбах семьи Львовых). В 1792 году Менелас женился на шотландке Элизабет Кейв. В 1794—1795 гг. Менелас трудился на возведении собора Св. Иосифа в Могилёве (символическая часть знаменитого Греческого проекта императрицы Екатерины; собор не сохранился), также по проекту Львова. Менелас был другом и членом кружка художников, музыкантов и литераторов Львова и поэта Державина. С 1797 года Менелас преподает сельскую механику и архитектуру в Школе софийского протоиерея Андрея Самборского в Павловске, в 1798 году служит в Школе практического земледелия в Черенчицах, в 1799 г. принят на службу в Училище земляного строения в Тюхилях под Москвой, участвовал в опытах "глинобитного строения" архитектора Львова. В уездном городе Батурине Менелас строил резиденцию графа К. Г. Разумовского .
В 1800 г. Менелас был отправлен в Англию для приглашения новых мастеров и приобретения машин. После кончины Львова в 1803 г. Менелас остался без работы и в 1806 г. был уволен. В 1811-1812 гг. имя Менеласа упоминается в документах Царскосельского ведомства в качестве садового мастера. В 1813 г. граф Разумовский и А. Н. Оленин (президент Императорской Академии Художеств в 1817-1843 гг.) дали Менеласу лестную характеристику, в результате чего он стал членом Строительного комитета Министерства внутренних дел, а также архитектором семьи Строгановых . С 1814 г. Менелас трудился в Царском Селе в качестве рисовальщика, помощника Ивана Алексеевича Иванова (1779-1848), смотрителя рисовальных классов петербургской Академии художеств, который также с 1798 г. был помощником Львова. Иванов и Менелас занимались обустройством «пейзажного» сада Царского Села и возведением парковых сооружений. В 1831 году архитектор Адам Менелас скончался во время эпидемии холеры и был похоронен в Царском селе.
Менелас работал активно в качестве садового мастера и помощника других архитекторов в Санкт-Петербурге и Царском Селе , в частности помощником И. Буша, К. Росси , П. В. Неелова. Считается, что именно А. Менелас завершил преобразование Царскосельского парка из регулярного в пейзажный, или английский, согласно новой романтической моде. Менелас выстроил в новой, Александровской части Царского Села романтические павильоны: Арсенал (1819—1834), башню Шапель (1825—1828) и Белую башню (1821—1827). Ранее эти памятники причисляли к так называемому псевдоготическому стилю, ныне их атрибутируют, как и другие схожие постройки этого времени, в качестве романтической архитектуры периода александровского классицизма. В них использованы не только неоготические, но и классицистические элементы. Кроме того, их иконографическая программа отражает главные идеи Священного союза России, Австрии и Пруссии, безусловным лидером которого был император Александр I.
Менелас также строил многие другие сооружения в Александровском парке Царского Села: Ламский павильон, Слоновый павильон (не сохранились), Пенсионерские конюшни , Баболовские ворота . Частично сохранились Ферма и оранжереи , Красносельские караулки. Все они связаны с романтическими течениями периода историзма. Наиболее интересны Египетские ворота (1827—1830) — необычное сооружение, программа которого была задана императором Николаем Павловичем как дань памяти старшему брату, императору Александру.
Все сооружения и планировка парка Александрия в Петергофе построены при участии Адама Менеласа: Капелла (по проекту К. Ф. Шинкеля), дворец Коттедж, Руинный мост, фермерский дворец (позднее перестроенный А. И. Штакеншнейдером). Идея возведения Коттеджа в стиле «английской готики» была связана с проведением праздника «Волшебство Белой Розы» в Потсдаме . Рыцарский праздник продолжился в готической атмосфере Коттеджа. Однако его облик и, в особенности, интерьеры отражают не только готику, но и так называемый староанглийский стиль викторианской эпохи в Англии, иначе называемый шотландским баронским стилем, или «стилем коттеджа». Этот эклектичный неостиль сложился в Англии в 1820-х гг. в связи с увлечениями национальной стариной, отчасти под влиянием романтических произведений Вальтера Скотта, и не без влияния буржуазных вкусов бидермайера . Считается также, что во многих проектах Менелас использовал мотивы архитектуры Тюдор-Ренессанса, но дополнял их новыми приемами свободной планировки зданий, садов и парков. В любом случае Адаму Менеласу принадлежит заслуга создания особенного романтического стиля садов и парковых павильонов первой трети XIX — времени В. А. Жуковского и А. С. Пушкина .
См. также
В 1818—1820 годах по проекту Менеласа был разбит Фермский парк , на территории которого в 1818—1822 годах был возведен комплекс фермы , состоящий из «павильона высочайшего присутствия», молочни, коровника, сараев для мериносов, дома смотрителя и других строений .
Устройство Александровского парка в Санкт-Петербурге.
15 февраля 1792 года Адам Менелас женился на Элизабет Кейв (Cave; ум. 1841) . Их дети :