RIPEMD-128
- 1 year ago
- 0
- 0
RIVA 128 — GPU , выпущенный 1 апреля 1997 года компанией Nvidia . Стал одним из первых «народных» GPU с поддержкой 3D-ускорения. Название — акроним R eal-time I nteractive V ideo and A nimation accelerator .
RIVA 128 стал первым широко известным GPU от Nvidia .
Первый чип NV1 , созданный Nvidia, работал по совершенно иной технологии рендеринга, основанной на квадратичном маппинге текстур, не поддерживаемой Direct3D . RIVA 128, напротив, был спроектирован с максимальной совместимостью с Direct3D 5 и OpenGL API. На кристалле этого GPU, выполненном по 350-нанометровому техпроцессу, размещалось 3,5 миллиона транзисторов ; рабочая частота ядра — 100 МГц. Этот чип один из первых использовал возможности шины AGP 1.0 (66 МГц) и был построен с учётом спецификаций Intel, реализованных в чипсете Intel 440LX для процессора Pentium II . Последний рекомендовался для полного раскрытия возможностей Riva 128.
Nvidia оснащала RIVA 128 4 мегабайтами новой на тот момент SGRAM -памяти, соединенной с графическим процессором 128-битной шиной на частоте 100 МГц. Её пропускная способность составляла 1,6 ГБ/с. Это был оптимальный объём с учётом соотношения цена/производительность. Благодаря виртуальному DMA , механизму предварительной выборки и большому текстурному кэшу оптимизировался поток данных из ОЗУ, так что даже шина PCI не была «бутылочным горлышком», не говоря уже об AGP. Аппаратная сортировка треугольников разгружала центральный процессор.
Максимальное разрешение в режиме 3D составляет 960x720 точек. Поддерживается аппаратное ускорение видео форматов MPEG-1/MPEG-2.
Riva 128 имела и недостатки. Первый — «сырое» программное обеспечение: проблемы с драйверами долго преследовали пользователей, а нормальная поддержка OpenGL появилась уже ближе к концу жизненного цикла карты. Второй был связан с наложением текстур. Вместо попиксельной (per-pixel) точности наложения использовалось менее ресурсоемкое по-полигональное (per-polygon), что приводило к неприятным артефактам рендеринга, например щелям между текстурами. Со временем производитель выпустил обновленный драйвер, в котором реализовал попиксельную точность наложения. Третий недостаток был связан с контроллером памяти, который мог работать только с чипами на 8 Мбит. Но производитель изначально и не планировал выпускать версии с объёмом памяти, более чем 4 МБ, так что недостаток довольно условный.
Благодаря продуманной архитектуре производительность Riva 128 была сравнительно высокой, карта успешно конкурировала с Voodoo Graphics и, тем более, — с неудачным Voodoo Rush. Соперники от 3dfx Interactive нуждались в основной 2D-карте, уступали по максимальному разрешению, но зато предлагали поддержку проприетарного API Glide , который пользовался в то время большой популярностью у разработчиков игр.
Эта обновленная версия увидела свет 23 февраля 1998 года. Объём видеопамяти был увеличен до 8 МБ. Для чипов SGRAM ширина шины осталась прежней, а для SDRAM её пришлось уменьшить в два раза (до 64 бит), что обусловлено ограничениями контроллера памяти. Частота RAMDAC выросла с 206 до 250 МГц, максимальное разрешение в режиме 3D составляло 1280x1024 точки. Шина — AGP 2x, выпускались и PCI-версии.
Модель | Дата выпуска | Кодовое название | Идентификатор устройства | Технологический процесс(nm) | Шина | Максимальный объем памяти(MB) | Частота RAMDAC (MHz) | Основная структура | Наполняемость MT/s) | Память | Графический интерфейс | Примечание | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
пропускная способность(GiB/s) | тип | Шина | DirectX | OpenGL | |||||||||||
RIVA 128 | 8 апреля 1997 г. | NV3 | 0018 | 350 | AGP, PCI | 4 | 206 | 0:1:1:1 | 100 | 1.6 | SDR/SGR | 128 | 5 | ? | Первое графическое ядро, совместимое со стандартами DirectX |
RIVA 128 ZX | 23 февраля 1998 года | NV3 | 0019 | 350 | AGP 2X, PCI | 8 | 250 | 0:1:1:1 | 100 | 1.6 | SDR/SGR | 128 | 5 | 1.0 | RIVA 128 Улучшенная версия |