Андокид (оратор)
- 1 year ago
- 0
- 0
Андоки́д ( др.-греч. Ἀνδοκίδης ; родился предположительно около 440 года до н. э. — умер после 391 года до н. э.) — афинский оратор и политический деятель, второй в каноническом списке десяти аттических ораторов . Принадлежал к сословию эвпатридов , в молодости был членом одной из гетерий . В 415 году до н. э. оказался одним из подозреваемых в святотатстве в рамках дела гермокопидов , но добился оправдания благодаря тому, что сам выступил с доносом (одним из последствий этого стало бегство Алкивиада в Спарту ). Вскоре Андокид был вынужден уехать из Афин. Он занимался морской торговлей, водил дружбу со многими правителями Средиземноморья (в частности — с Архелаем Македонским и Эвагором Саламинским ). В 411 году до н. э. Андокид попытался вернуться на родину, но попал в тюрьму из-за обвинения в измене и после освобождения опять уехал. Вторая попытка, в 407 году до н. э., тоже закончилась неудачей. Андокид вернулся в Афины только в 403/402 году до н. э., после всеобщей амнистии. В 391 году до н. э. из-за превышения полномочий во время переговоров со Спартой о мире ему пришлось снова уйти в изгнание, и после этого он не упоминается в источниках.
Защищая свою репутацию, страдавшую из-за обвинений в святотатстве и доносительстве, Андокид произнёс (в 407 , 400/399 и годах до н. э.) несколько речей, впоследствии изданных и принёсших автору посмертную славу. Андокид не был профессиональным оратором, а потому подвергался критике со стороны многих античных специалистов; но находились и ценители его простого и безыскусного стиля, благодаря которым тексты его произведений сохранились. Для исследователей речи Андокида стали уникальным источником сведений об истории Греции конца V — начала IV веков до н. э. в целом и о процессе гермокопидов в частности.
Андокид принадлежал к одному из древнейших аристократических родов Аттики . Согласно Плутарху и Свиде , которые в свою очередь ссылаются на Гелланика , он был потомком мифологического героя Одиссея , а тот и по отцу, и по матери происходил от Гермеса , сына самого Зевса . Псевдо-Плутарх возводит родословную Андокида к Гермесу через Кериков , но достоверность этого сообщения под вопросом. С одной стороны, источники не говорят прямо о каких-либо родственных связях между Андокидом и современной ему могущественной семьёй Каллиев-Гиппоников (частью рода Кериков), а с другой, представитель последней был соперником Андокида в борьбе за руку одной (наследницы родового имущества), так что эта девушка могла быть общей родственницей двух женихов . Семья Андокида принадлежала к дему Кидатены филы Пандиониды, который включал в себя северную и северо-восточную части Афин . При этом Псевдо-Плутарх пишет о возможном втором варианте — деме Форы филы Антиохиды , но это не находит подтверждения в других источниках .
Известные истории предки Андокида играли важную роль в жизни Афин. Его прадед по мужской линии (он родился предположительно около 540 года до н. э.) и прапрадед (тесть Леогора) боролись против тирании Писистратидов . Дед, тоже , дважды занимал должность стратега — в 446/445 и 441/440 годах до н. э., причём во второй раз его коллегами были Перикл и Софокл . Он участвовал в заключении Тридцатилетнего мира со Спартой и руководил боевыми действиями на Самосе . Его имя написано на одном из сохранившихся остраконов (черепков для проведения остракизма ) , как и имя деда Андокида-младшего по матери, . Сын последнего в 410-е годы до н. э. вёл переговоры с Персией о вечном мире, которые, однако, не имели положительного результата .
Отец Андокида, ещё один Леогор , известен не в связи с карьерными успехами, а как любитель роскоши и обжора, дававший поводы для насмешек комедиографам своего времени — Аристофану и Платону . Он был богатым человеком и жил в собственном доме у храма Форбанта в Афинах — по словам самого Андокида, древнейшем в округе, принадлежавшем одной семье на протяжении нескольких поколений . Кроме единственного сына, у Леогора была дочь, жена Каллия, сына Телокла ; в его семье воспитывался и племянник по имени Хармид, сын Аристотеля .
О начале жизни Андокида известно немногое . Псевдо-Плутарх относит его рождение к 78-й Олимпиаде , к тому году, когда архонтом Афин был (468/467 год до н. э.), и уточняет, что Андокид был примерно на десять лет младше Лисия . Однако такая датировка выглядит неправдоподобно: сам Андокид в связи с событиями 415 года до н. э. называет себя молодым человеком , а в 399 году до н. э. говорит, что его дети «ещё не родились» , и такая формулировка не подходит для почти 70-летнего старика . Наконец, по словам Псевдо-Лисия, в 399 году до н. э. Андокиду было «сорок лет с лишком» . Исходя из всех этих данных, большинство исследователей относит рождение Андокида приблизительно к 440 году до н. э.
Сын Леогора получил типичное для афинского аристократа воспитание. Известно, что он посещал гимнасий в Киносарге , где занимался, в частности, верховой ездой . Судя по его речам, Андокид учился у софистов : он владел всеми основными риторическими приёмами, хорошо знал законы и мог цитировать их по памяти . Ещё лучше он был знаком с поэзией . По-видимому, ещё будучи эфебом (вскоре после 422 года до н. э.), Андокид стал членом одной из гетерий — тайного аристократического общества, возглавленного его земляком . В связи с этим периодом античные авторы сообщают, что Андокид вёл распущенную жизнь, во время одной ночной гулянки разбил статую божества , а в целом «считался ненавистником народа и приверженцем олигархии » . В этом вопросе он был типичным представителем афинской аристократии: эвпатриды традиционно не любили демократический строй. В своей речи «К товарищам» (предположительно к членам той же гетерии) Андокид заявил, что афиняне разбросали по ветру останки Фемистокла , и рассказывающий об этом Плутарх уверен: целью оратора, сказавшего явную неправду, было «возбудить сторонников олигархии против народа» . В другой речи, название которой неизвестно, Андокид раскритиковал радикального демократа Гипербола как «чужеземца и варвара» и сына раба. Обе речи, по-видимому, были произнесены до 415 года до н. э.
Псевдо-Плутарх утверждает, что Андокид вместе с возглавил эскадру в двадцать кораблей, направленную на помощь Керкире против Коринфа в 433 году до н. э. , но здесь явно возникла путаница. Речь может идти только о деде оратора, либо имя Андокид вообще было названо в этом контексте по ошибке .
Летом 415 года до н. э. Андокид против своей воли оказался втянут в « дело гермокопидов » — масштабный скандал, имевший очень серьёзные последствия для будущего Афин. В то время готовилась экспедиция на Сицилию , которую должен был возглавить Алкивиад , считавшийся врагом демократического строя. Незадолго до отправки флота на запад неизвестные осквернили гермы — четырёхгранные столбы со скульптурными головами Гермеса на вершинах, стоявшие на перекрёстках и перед домами; лицо бога на всех за единственным исключением гермах было изуродовано. Враги Алкивиада использовали этот инцидент, чтобы заявить о существовании тайного общества, которое совершает святотатства и готовит государственный переворот. За информацию о любых преступлениях против культа афинские власти пообещали безопасность и награду. Из-за этого, а также из-за паники, охватившей весь город, начали появляться доносы .
Уже в первом доносе, о профанации элевсинских мистерий , было имя Алкивиада . Во втором, который написал метек Тевкр, фигурировал Эвфилет, сын Тимофея . Позже один раб- лидиец обвинил в причастности к профанации мистерий Леогора, отца Андокида , но тот смог оправдаться перед судом. Некоторые исследователи допускают вероятность того, что Андокид обвинялся вместе с отцом, но надёжной информации об этом в сохранившихся источниках нет .
Имя Андокида появилось в доносе некоего Диоклида. Этот человек заявил, что в ту самую ночь, когда были осквернены гермы, он шёл через город и увидел на склоне Акрополя толпу человек в триста, причём благодаря полнолунию смог разглядеть лица большинства из них. В числе узнанных были зять и двое двоюродных братьев Андокида, а также другие его родственники. Позже Диоклид догадался, что это и были гермокопиды. Узнав о денежной награде, он решил шантажировать Андокида; тот предложил ему два таланта вместо ста мин , обещанных государством (то есть на двадцать мин больше), но обманул и ничего не дал. Тогда Диоклид и выступил со своим разоблачением перед Советом .
Доносчику поверили; его показания подкреплял тот факт, что единственная герма, оставшаяся целой, стояла у дома Леогора. В городе тут же было введено военное положение, афинянам было приказано собраться в трёх местах с оружием, в Совете предложили пытать святотатцев на колесе. Андокид, его отец и ещё около десятка родственников были арестованы наряду с прочими подозреваемыми . Сохранился рассказ самого Андокида об этих событиях: «Мы все были заключены в одну тюрьму. Наступила ночь, и тюрьма была заперта. Тогда пришли: к одному — мать, к другому — сестра, к третьему — жена и дети. Слышались крики и вопли людей, рыдающих и оплакивающих случившееся несчастье» .
В этот критический момент, по словам Андокида, двоюродный брат Хармид начал просить его ради спасения близких рассказать судьям всё, что он знает об осквернении герм. Эту просьбу поддержали и другие присутствующие; в конце концов Андокид согласился выступить со своим доносом. Он сообщил, что Эвфилет, сын Тимофея, на одной пирушке предложил членам своей гетерии разрушить гермы, но встретил сопротивление с его стороны, и эта затея не осуществилась. Позже, когда Андокид упал с лошади в гимнасии и некоторое время лежал дома больной, его товарищи совершили-таки святотатство, а на следующий день пришли к нему и угрозами заставили сохранять тайну. Андокид назвал судьям имена четырёх гермокопидов, которые до того не значились в списке подозреваемых (Панэтия, Диакрита, Лисистрата и Хэредема), а в подтверждение своих слов выдал для допроса под пыткой своего раба .
Показания Андокида прошли проверку. Диоклид признался во лжи и был казнён, все арестованные получили свободу, а те, кто уже отправился в изгнание, — возможность вернуться на родину. Члены гетерии Эвфилета были осуждены и приговорены к смертной казни (впрочем, те, чьи имена назвал Андокид, смогли спастись). Поскольку теперь было доказано, что святотатство — дело рук аристократической молодёжи, усилились подозрения насчёт причастности Алкивиада, который к тому времени уже был на Сицилии. Этот военачальник был отозван в Афины, но в пути сбежал и вскоре появился в Спарте . Его помощь врагу Афин в начале нового этапа Пелопоннесской войны оказала существенное влияние на ход этого конфликта, и, таким образом, донос Андокида имел масштабные последствия . О том, был ли сам сын Леогора причастен в святотатству, в историографии есть разные мнения: одни учёные дают положительный ответ, другие — отрицательный, третьи констатируют, что ничего нельзя сказать уверенно .
Благодаря своему сообщению о гетерии Эвфилета Андокид получил свободу и безопасность ( адейя ) для себя и своих близких. Тем не менее он оказался в сложной ситуации: былые товарищи считали его доносчиком и предателем , а прежние враги питали к нему старую неприязнь. К тому же вскоре после его освобождения была принята псефизма о частичной атимии (лишении прав) граждан, которые совершили религиозное преступление: таких не пускали больше в храмы и даже на городские площади. Сам Андокид утверждал впоследствии, что его это ограничение не коснулось, но многие афиняне, по-видимому, были уверены, что он святотатец. В результате Андокиду пришлось в том же году (415 до н. э.) уехать из родного города. Фактически это было добровольное изгнание, хотя он и сохранил гражданство и права на родовое имущество .
За пределами Аттики Андокид провёл 12 или 13 лет (415—403/402 годы до н. э.). Устроить свою жизнь на новом этапе ему помогли старые семейные связи с отдельными общинами и высокопоставленными лицами в Эгеиде и за её пределами, а также проявившиеся способности предпринимателя. По словам Псевдо-Лисия, Андокид «докучал многим государствам — Сицилии, Италии, Пелопоннесу , Фессалии , Геллеспонту , Ионии , Кипру ; многим царям льстил, с которыми встречался» . Изгнанник стал судовладельцем и купцом. Благодаря дружбе с царём Македонии Архелаем он мог добывать и вывозить из этой страны в любом количестве брёвна для вёсел , а царь кипрского Саламина Эвагор подарил ему землю и предоставил убежище . В результате Андокид стал довольно богат и влиятелен . Один источник, однако, сообщает, что царь Кития в какой-то момент заподозрил Андокида в измене, приказал арестовать и подвергнуть пыткам , но исследователи не уверены, что это сообщение правдиво .
В любом случае Андокид хотел вернуться на родину, а потому добивался от афинских властей подтверждения безопасности и имущественных прав (известно, что его дом занял один из лидеров демократической партии демагог Клеофонт ). Изгнанник рассчитывал оказать родному государству какую-нибудь ценную помощь и получить ответный дар . «Я решил, — говорит он в речи, датируемой 407 годом до н. э., — что лучше всего для меня будет или совсем уйти из этой жизни, или же оказать городу такую услугу, которая принесла бы мне, с вашего согласия, возможность вновь пользоваться гражданскими правами наравне с вами. И с этого времени везде, где дело было сопряжено с каким-либо риском, я не щадил ни себя самого, ни своего имущества» .
В 411 году до н. э. Андокид доставил на Самос большой груз брёвен, меди и хлеба и продал его стоявшему там афинскому флоту по себестоимости, хотя мог получить большую прибыль; по его словам, именно благодаря этому афиняне вскоре смогли разбить врага при Абидосе . В том же году Андокид отправился в Афины, явно рассчитывая на ответную благодарность . Однако в это самое время в Афинах произошёл государственный переворот: к власти пришёл олигархический Совет четырёхсот , а самосский флот отказался его признавать. Андокид был арестован по обвинению в государственной измене. Ему грозила казнь, и он спасся только потому, что в решающий момент бросился к алтарю и схватился руками за священные жертвы . Несколько месяцев Андокид провёл в тюрьме. В сентябре 411 года до н. э., после демократического переворота, он получил свободу, но был вынужден тут же уехать .
Вторую попытку вернуться на родину Андокид предпринял в 408 или 407 году до н. э. Появившись в Афинах, он добился разрешения выступить перед Советом и народным собранием . В Совете, на секретном заседании, он пообещал наладить снабжение города, которому угрожал тогда голод, кипрским хлебом, а у народа попросил за эту услугу предоставить ему безопасность и отменить псефизму Исотимида. Продовольствие с Кипра так и не прибыло (Псевдо-Лисий позже заявил, что Андокид «не захотел, даже в надежде на выгоду, привезти хлеба и помочь отечеству» ); к предложениям изгнанника афиняне отнеслись настороженно, и многие даже считали, что от таких людей принимать услуги нельзя . В результате Андокиду опять пришлось уехать .
Возвращение состоялось только в 403 или 402 году до н. э., когда в Афинах после окончания Пелопоннесской войны и внутренней смуты была объявлена всеобщая амнистия (псефизма) .
Вернувшись в Афины, Андокид снова получил всю полноту гражданских прав. Теперь он обладал большим богатством, широкими связями и уникальным опытом; всё это вкупе со знатностью должно было обеспечить ему выдающееся положение в родном городе. Андокид приложил усилия, чтобы сограждане забыли неприятные страницы его прошлого. Он активно выступал в народном собрании как политик демократического толка, давал Совету ценные рекомендации относительно государственных дел, охотно брал на себя выполнение обременительных и дорогостоящих повинностей ( литургий ). В 401 году до н. э. Андокид был гимнасиархом во время , в 400 году до н. э. в качестве архитеора возглавлял священные посольства на Истмийские и Олимпийские игры (весной и летом соответственно), был избран одним из хранителей священной казны богини Афины . Он участвовал в докимасии и элевсинских мистериях и посвящал в таинства чужеземцев, связанных с ним узами гостеприимства .
Несмотря на всё это (или как раз вследствие этой активности), у Андокида оставалось много врагов. Это были прежние товарищи по олигархическому лагерю, которые не могли простить ему донос 415 года до н. э., и люди, продолжавшие считать его святотатцем. В 400 или 399 году до н. э. Андокид был привлечён к суду неким Кефисием за нарушение псефизмы Исотимида; чуть позже Каллий, сын Гиппоника , выдвинул против него новое обвинение — в том, что он во время мистерий возложил на алтарь масличную ветвь в знак мольбы о пощаде, грубо нарушив таким образом закон. Состоялся судебный процесс, в котором обвинителями были Кефисий, Мелет и Эпихар, а Андокид опирался на поддержку вождей демократической «партии» Анита и Кефала. Обвиняемый постарался доказать суду, что дело сфабриковано и что в действительности Каллий натравил на него Кефисия и подал собственный иск, преследуя специфические цели. Во-первых, сын Каллия и Андокид претендовали на руку одной эпиклеры (наследницы), дочери Эпилика; во-вторых, Андокид взял на откуп сбор двухпроцентной торговой пошлины, который рассчитывал получить Каллий. Суд прислушался к доводам обвиняемого и вынес оправдательный приговор .
Последующие годы должны были стать для Андокида временем расцвета. Однако в сохранившихся источниках он упоминается только ещё один раз — в связи с событиями 392 или 391 годов до н. э. В это время шла Коринфская война между Афинами, Фивами , Коринфом и Аргосом с одной стороны и Пелопоннесским союзом с другой; Андокид отправился в Спарту как один из послов для переговоров о мире, а вернувшись в Афины, предложил заключить договор на компромиссных условиях. Его никто не поддержал: в Афинах были слишком сильны реваншистские настроения, и большинство настаивало на продолжении войны до полного разгрома врага. Оратор Каллистрат предложил привлечь послов к суду за превышение полномочий, и Андокиду вместе со своими товарищами по посольству пришлось снова уйти в изгнание .
Больше Андокид не упоминается в источниках. Остаётся неясным, смог ли он опять вернуться на родину или умер за пределами Аттики . Некоторые исследователи склоняются в пользу второго варианта .
Известно, что в 400/399 году до н. э. Андокид (на тот момент как минимум 40-летний) был ещё бездетен: в одной своей речи он говорит, что его дети «ещё не родились» . Он должен был жениться на одной из своих двоюродных сестёр, дочери Эпилика, но та умерла до свадьбы. После этого Андокид претендовал на руку родной сестры покойной вместе с сыном Каллия; судебную тяжбу он выиграл, но о браке в сохранившихся источниках ничего не говорится. Вероятно, Андокид так и не обзавёлся семьёй, став, таким образом, последним представителем рода . Ни одна аттическая надпись последующих эпох не содержит имена Андокид или Леогор .
В историю греческой культуры Андокид вошёл как оратор. Полностью сохранились тексты нескольких произнесённых им речей; кроме того, есть разрозненные фрагменты и отдельные слова из речей, обстоятельства произнесения которых не ясны. В частности, у Фотия упоминается « Совещательная речь », в которой Андокид говорит о господстве на море и употребляет глагол «угощать» вместо более уместного «угощаться» . Плутарх сообщает о речи «К товарищам» (это может быть другое название «Совещательной речи» ), где оратор говорит, будто «афиняне нашли останки Фемистокла и разбросали их по ветру» . Эта речь могла быть обращена к членам гетерии Эвфилета, и тогда её следует датировать временем до 415 года до н. э. В другой речи, процитированной в схолиях к « Осам » Аристофана, Андокид рассказывает о современном ему политике-демократе: «О Гиперболе мне стыдно говорить: его отец, клеймёный раб, ещё и сейчас работает у нашего государства на монетном дворе, а сам он, чужеземец и варвар, занимается изготовлением ламп» . Судя по формулировке, это было сказано до изгнания Гипербола, то есть до 417 года до н. э.
Ещё одну речь Андокида, название которой остаётся неизвестным, цитирует Свида:
Пусть нам никогда больше не придётся видеть, как покидают свои горы угольщики, и как они спускаются в город со своими жёнами, овцами, быками и повозками, как призываются к оружию старики и работники; и пусть нам никогда больше не придётся есть дикую зелень и кервель .
— Андокид. Отрывки неизвестного происхождения .
Этот фрагмент антиковеды трактуют как критику афинских демократов за выбранную ими стратегию войны со Спартой . Предположительно и эта речь была произнесена до первого изгнания оратора .
Во всех сборниках речей Андокида издатели помещают на первое место речь «О мистериях» , произнесённую в 400/399 году до н. э., во время суда по искам Кефисия и Каллия. Обвинители говорили об Андокиде как о святотатце, на которого должно распространяться действие псефизмы Исотимида, и использовали неприязнь народа к нему как к доносчику, а потому он счёл необходимым, говоря «в страхе, с опасностью и под сильнейшим подозрением» , подробно рассказать о событиях 415 года до н. э., из-за которых на него это подозрение пало. По-видимому, оратор использовал для своей речи материалы следствия и текст доноса Диоклида. Последнего он называет человеком бессовестным, заботившимся в тяжёлое для родного города время только о своей выгоде , а о себе говорит, что им «не было совершено ни нечестия никакого, ни доноса, ни признания» .
Андокид постарался доказать своим слушателям, что в связи с делом гермокопидов вёл себя как человек благородный и желающий добра своему полису . Он назвал следствию только четыре новых имени, причём то были, по его словам, явные святотатцы; эти люди могли упоминаться уже в доносе Диоклида как друзья подозреваемых, так что они в любом случае понесли бы наказание; кара оказалась не слишком серьёзной — все четверо сохранили жизнь, а позже даже смогли вернуться из изгнания. Андокид заявил в своей речи, что, только обвинив гетерию Эвфилета в надругательстве над гермами, он мог спасти жизнь ни в чём не повинным близким и ещё трём сотням афинян, находившимся тогда в тюрьме, а также избавить город от «величайших несчастий» — паники, взаимных подозрений и всеобщего доносительства друг на друга. Оратор видел в этом своём поступке доказательство не трусости и подлости, а мужества: ведь он понимал, что это событие может безвозвратно изменить к худшему всю его жизнь .
Надуманность обвинений Андокид продемонстрировал, рассказав суду о его вражде с Каллием из-за эпиклеры и откупного сбора. Оратор дал яркие характеристики трём главным отрицательным персонажам речи — Кефисию, Каллию и Диоклиду. Тем не менее своей победой в этом процессе он обязан, по-видимому, не достоинствам своей речи, а заступничеству влиятельных политиков из демократической «партии» .
Традиционный номер два во всех сборниках сочинений Андокида — короткая речь «О своём возвращении», произнесённая в 407 году до н. э. Это была вторая попытка оратора вернуться на родину, и он старался вызвать у своих слушателей сострадание, вспоминая вслух дело гермокопидов. «То, что со мной случилось, должно пробуждать в людях не столько чувство ненависти ко мне, сколько жалость», — говорит Андокид. По его словам, он имел несчастье, из-за своих молодости и глупости или из-за чужого дурного влияния, оказаться перед тяжёлым выбором: или молчать, погубив себя, а вместе с собой ни в чём не повинного отца и других родственников, или выступить с доносом и навлечь на себя позор . В этой речи Андокид старался убедить афинское народное собрание в том, что он раскаивается в содеянном и может быть полезен для родного полиса. Однако своей цели оратор не достиг .
Принадлежность Андокиду третьей речи оспаривалась некоторыми античными авторами — Дионисием Галикарнасским , Гарпократионом . В её тексте слишком много исторических ошибок, странных для грека классической эпохи : оратор плохо помнит историю афинско-спартанских войн, путает Кимона с Мильтиадом , не знает, на сколько лет был заключён Никиев мир , и т. п. Впрочем, антиковеды констатируют, что Андокид всегда очень небрежно обращался с историческим материалом, и не видят причин, чтобы сомневаться в его авторстве .
Эта речь была произнесена в 391 году до н. э. Вернувшись с переговоров со Спартой, Андокид предлагает афинянам заключить договор, поскольку «справедливый мир лучше войны». Он предпринимает исторический экскурс, чтобы напомнить слушателям: Афины не раз заключали мир со спартанцами, сохраняя при этом демократический строй . Известно, что афинян Андокид не убедил и был вынужден уйти в изгнание из-за своей приверженности идее мира .
Речь «Против Алкивиада» представляет собой текст выступления накануне процедуры остракизма. Угроза изгнания нависла над Алкивиадом, Никием и Андокидом, и последний старается убедить народное собрание в том, что изгнан должен быть не он, а Алкивиад. Эта ситуация полностью неправдоподобна: перед остракизмом речи не произносились, Алкивиад и Никий, судя по сохранившимся источникам, никогда не становились героями этой процедуры, а Андокид в силу его политической незначительности тоже таковым не был и стать не мог. Поэтому большинство современных антиковедов уверено, что речь представляет собой риторическое упражнение, написанное неизвестным софистом более поздней эпохи . Есть и альтернативные мнения: например, Игорь Суриков полагает, что речь могла быть написана Андокидом, но уже в начале IV века до н. э., после гибели Алкивиада .
Неизвестно, издал ли Андокид тексты своих речей или они стали достоянием читающей публики после его смерти. Сборники его произведений наверняка получили широкое хождение уже в IV веке до н. э. Например, Эсхин , работая над речью «О преступном посольстве» в 343 году до н. э., позаимствовал у Андокида почти полностью семь параграфов речи «О мире с лакедемонянами» (с третьего по девятый). Точных сведений о рукописной традиции этих речей в античную эпоху нет. Ключевое значение для восстановления текстов имели две средневековые рукописи: Codex Crippsianus или Burneianus XIII века (здесь содержатся речи Андокида, Исея , Ликурга Афинского , Динарха и Антифонта ) и Codex Ambrosianus XIV века с речами «О мире с лакедемонянами» и «Против Алкивиада» и двумя речами Исея .
Произведения Андокида были впервые напечатаны в 1514 году в Венеции Альдом Мануцием . Это издание было основано на рукописи XV века, которая восходила к Codex Crippsianus . Начиная с XIX века выходят научные издания речей, среди которых выделяются книга на французском языке в серии « Collection Budé » ( Andocide. Discours. Texte établi et traduit par G. Dalmeyda. 4e tirage 2002. XXXVI, 230 p. ISBN 978-2-251-00004-6 ) и книга на английском в серии « Loeb classical library » под № 308 . На издании Дальмейды основан перевод речей Андокида на русский язык, выполненный историком Эдуардом Фроловым ( Андокид. Речи, или История святотатцев. (С приложением параллельных свидетельств о процессе разрушителей герм в Афинах в 415 г. до н. э.) / Перевод Э. Д. Фролова. СПб.: Алетейя , 1996 ) .
После 415 года до н. э. у Андокида было много врагов, считавших его святотатцем и предателем; бороться с этими обвинениями оратору приходилось всю оставшуюся жизнь. Единственную афинскую герму, которая осталась неизуродованной, ещё во времена Плутарха называли Андокидовой . Античные авторы оценивают роль этого оратора в деле гермокопидов по-разному. Современник событий Фукидид не называет имя Андокида, говоря об «одном из заключённых», который «сделал признание, правдивое ли, или ложное, неизвестно»; при этом историк констатирует, что афинскому полису это признание принесло явную пользу . Псевдо-Лисий, написавший в IV веке до н. э. речь «Против Андокида», настроен очень враждебно по отношению к оратору и пишет о его «нечестивых деяниях», «позоре» и т. п., но по большей части придерживается реальных фактов. Плутарх в своей биографии Алкивиада ограничивается минимумом информации об Андокиде , а писавшие о тех же событиях Диодор Сицилийский и Корнелий Непот даже не упоминают этого оратора. Остаётся ещё биография Андокида в «Жизнеописаниях десяти ораторов», которые приписывают Плутарху, но она представляет собой скорее эпитому — сокращённый пересказ других текстов, причём полный неточностей. Её автор использовал труды Гелланика, Кратиппа и Филохора , впоследствии утраченные .
При общем дефиците информации главным источником для биографии Андокида становятся его речи. События в них трактуются очень тенденциозно, но общая канва вырисовывается в соответствии с реальностью: оратора слушали люди, которые были свидетелями описываемых им событий, так что он не мог прибегать к заведомым искажениям .
Отношение к Андокиду как мастеру красноречия было сложным. Его речи читали, а его самого во II веке до н. э. пергамские филологи включили в канонический список десяти аттических ораторов (этот список был окончательно утверждён в эпоху Августа Цецилием Калактинским ) , но при этом постоянно звучала острая критика. Андокид был дилетантом, которого заставила произносить речи острая необходимость; соответственно его порицали за непрофессионализм, за невыдержанный стиль, неумение сосредоточиться на главном, болтливость, излишнюю простоту. О нём пренебрежительно отзывались Марк Фабий Квинтилиан и Флавий Филострат . Одним из редких исключений был Дионисий Галикарнасский , противопоставлявший живой и естественный язык Андокида и Ксенофонта искусственной архаичности Платона и Фукидида .
Большинство исследователей согласно с тем, что античная критика слишком строга. Андокид может считаться прекрасным рассказчиком , простота стиля — это скорее достоинство, чем недостаток, и к тому же речи афинского оратора являются незаменимым источником для изучения ряда исторических и лингвистических проблем. Они дают ценную информацию о деле гермокопидов, о религиозном законодательстве Афин, об откупной системе, о некоторых проявлениях внутриполитической борьбы. Английский учёный Джон Махаффи отметил, что формальная критика в случае с Андокидом вообще неуместна: «Если мы вспомним, что речи его были обнародованы не как образцы слога, а как памфлеты, защищающие характер и политические взгляды автора, не бывшего ни ритором, ни софистом, а просто образованным аристократом, то большинство этих обвинений отпадёт само собою. Действительно, Андокид более всех аттических ораторов приближается к нашим понятиям о публичном красноречии» . При этом речи Андокида позволяют составить представление не о литературной норме той эпохи, а о разговорном языке афинской аристократии .
По мнению Эдуарда Фролова, Андокиду «не хватало внутренней твёрдости и принципиальности», чтобы стать настоящим политиком . Историк Елена Никитюк видит в Андокиде «обычного грека», «лишь волею судьбы вовлечённого в бурные события конца Пелопоннесской войны» и ставшего авантюристом :
С точки зрения высокой науки или эстетики его речи являются столь же сомнительными образцами искусства, как и сомнительной выглядит его личность с точки зрения высокой морали. Тем не менее, для нас тип человека, воплощённый в Андокиде, оказывается весьма интересным, поскольку он является не умозрительной моделью, построенной по классическим канонам, а частью живой афинской действительности в переломную эпоху, приведшую античный мир к кризису.
— Никитюк Е. Оратор Андокид и процессы по обвинению в нечестии в Афинах на рубеже V—IV вв. до н. э. // Вестник СПбГУ , серия 2, 1996, выпуск 3 (№ 16), с. 23—36 .