Interested Article - Довлатов (фильм)
- 2021-07-25
- 1
«Довлатов» — российский художественный фильм 2018 года , режиссёра Алексея Германа-младшего . Мировая премьера состоялась 17 февраля 2018 года ; в российский прокат фильм вышел 1 марта 2018 .
Сюжет
Фильм повествует о нескольких днях из жизни писателя Сергея Довлатова в Ленинграде начала 1970-х годов, накануне эмиграции его друга, будущего лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского .
«Мы делали фильм-ощущение, джазовую импровизацию, которая вовсе не должна быть веселой и духоподъемной. К тому же сам Довлатов — не классический писатель, а собеседник и товарищ, который сидит рядом с вами на стуле и ничему вас не поучает. Он избавился от проклятия, что поэт в России больше, чем поэт», — говорил о своей идее режиссёр А. Герман .
В главных ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Милан Марич | Сергей Довлатов |
Данила Козловский | Давид |
жена Довлатова Елена | |
Катя Довлатова | |
Иосиф Бродский | |
Антон Шагин | поэт, метростроевец Антон Кузнецов |
Светлана Ходченкова | актриса, подруга Довлатова |
Елена Лядова | молодой редактор |
Шолом Шварц | художник|
Семён Александрович | |
мать Сергея Довлатова Нора | |
зам. директора завода | |
Сергей Толстов | редактор заводской газеты |
Ханна Слешинска | редактор литературного журнала |
Мария Ярвенхельми | финская туристка |
Съёмочная группа
- Авторы сценария: Алексей Герман-младший , Юлия Тупикина
- Режиссёр-постановщик: Алексей Герман-младший
- Оператор-постановщик:
- Художник-постановщик, художник по костюмам:
- Художник по гриму: Наталья Раткевич
Создание
Предложение снять фильм о Довлатове поступило от его дочери, потом С. Говорухин снял свой фильм « Конец прекрасной эпохи » по мотивам рассказов Довлатова. В 2013—2014 годах Герман вернулся к переговорам о фильме с семьей писателя, и было решено попробовать делать не экранизацию автобиографии, а вольную интерпретацию фрагмента. Начали готовить сценарий с Юлией Тупикиной, потом начали добавляться детали про ленинградских художников начала 1970-х. «Самое сложное было решить, к кому двигаться. Говорить об эпохе или следовать прозаической личной истории, — вспоминал А. Герман. — И мы в какой-то момент решили отказаться от его прозы, чтобы лучше попробовать поймать дух эпохи, ощущение ленинградской компании, нежели рабски повторять невероятный литературный юмор Довлатова» .
Работа над картиной стартовала в начале 2015 года . Съёмки начались в феврале 2016 года и длились 61 съёмочный день . Полностью работа над фильмом была завершена в конце 2017 года.
Имя исполнителя главной роли авторы долгое время держали в тайне, 2 сентября 2016 стало известно, что это сербский актёр Милан Марич . По словам режиссёра: «В России не было артиста, не вызывающего второго, третьего, четвёртого ряда мыслей. Известный артист вызвал бы реакцию отторжения» .
Среди других исполнителей : Елена Лядова , Данила Козловский , Антон Шагин , Светлана Ходченкова , Хелена Суэцка, Ева Герр, Артур Бесчастный и другие.
Чтобы добиться наибольшего правдоподобия в воссоздании прошлого, создатели фильма обратились за помощью к жителям Санкт-Петербурга. Петербуржцев просили приносить на киностудию «Ленфильм» одежду, фотографии, бытовые предметы и даже мебель — всё, что относится к периоду до начала 1970-х годов. Однако этого оказалось мало: аутентичные вещи для съемок собирали в других городах России, а также в Италии, Грузии, Армении. «В кино про 1970-е художники проходятся по первому вещественному ряду, зафиксированному максимально в памяти большинства. А мне интересна личная история, через которую предметы начинают оживать, — говорил А. Герман. — Мы активно общались с Катей и Леной, женой и дочерью Довлатова» .
Прежде чем приступить к работе над картиной, продюсеры проекта заказали всероссийский соцопрос : «Нужен ли фильм про Довлатова?». 28,6 % респондентов ответили «да», причём большинство из них — молодые люди. [ источник не указан 879 дней ]
Прокат
В ходе Европейского международного кинорынка (EFM), прошедшего в рамках Берлинале, права на показ фильма были приобретены почти 30 странами, показом в англоязычных и скандинавских странах занималась Netflix .
Дистрибьютором фильма в России выступил WDSSPR , число копий составило 397 штук . Изначально кинопрокат планировалось вести с 1 по 4 марта, но из-за повышенного зрительского интереса он был продлён до 11 марта . К 28 февраля предпродажи картины составили высокие для авторского кино 6,5 млн рублей (у лидирующего по этому показателю фильма « Лёд » — 13 млн рублей . За четыре дня проката картина собрала 98 570 099 рублей, её посмотрело 316 433 человека (итоговые сборы составили 122,742 млн рублей, число зрителей составило более 396 тыс. человек ) , при затратах в 150 млн. Часть вырученных средств планировалось направить на поддержку учреждённой в 2017 году литературной премии «Лицей» имени А. С. Пушкина для молодых писателей .
13 марта 2018 года состоялся показ картины в редакции « Российской газеты », благодаря публикациям которой были найдены инвесторы для этого проекта .
Критика
Кинокритик Юрий Богомолов посчитал решение Алексея Германа-младшего показать время той эпохи продолжением стиля его отца , в качестве примера приведя фильм « Мой друг Иван Лапшин » .
Кинокритик Антон Долин назвал «Довлатова» «самой зрелой, цельной и внятной» картиной Алексея Германа-младшего, которая к тому же стала для режиссёра и самой личной. Также был назван удачным выбор исполнителя главной роли .
Журналист «Интерфакса» Екатерина Загвоздкина отметила общее ощущение иллюзии и сна, манеру киноповествования в духе Алексея Германа-старшего и высокое режиссёрское мастерство .
Журналист Анна Наринская посчитала удачей фильма передачу атмосферы и интонации 1970-х годов, вместе с тем усмотрев несоответствие кинематографического Довлатова его реальному прототипу и наличие ряда несоответствий и умолчаний .
Писатель и журналист Александр Генис , лично знавший Довлатова, в целом положительно отнёсся к картине, которая по его мнению не столько о Довлатове, «а о его среде, то есть обо всех нас, инвалидах Застоя, которые перезимовали и выжили, а теперь смотрят в прошлое, не уступая ему ни одного ностальгического сантимента» .
Кинокритик Василий Степанов считает, что «проклятие у фильма одно — это текст», но хвалит художественную постановку и отображение эпохи .
Награды
Фильм участвовал в основном конкурсе 68-го Берлинского кинофестиваля :
- «Серебряный медведь» за выдающиеся достижения в области киноискусства — художник-постановщик Елена Окопная.
- Приз независимого жюри газеты Berliner Morgenpost на Берлинском кинофестивале — 2018.
- Премия « Золотой Орел » за 2018 год в номинации «Лучшая женская роль второго плана» ( Светлана Ходченкова ) .
- Премия « Ника за 2019 год » в номинации «Лучшая работа художника» .
Примечания
- Лариса Малюкова. // Новая газета . — 2018. — № 18 . — С. 20—21 . 26 августа 2021 года.
- от 26 августа 2021 на Wayback Machine >
- ↑ Людмила Прибыльская. "Довлатов". Прыжок через дебилизацию // Бизнес-Класс : журнал. — 2018. — Декабрь ( № 4 ). — С. 51—53 . — ISSN .
- . Дата обращения: 19 июля 2021. 19 июля 2021 года.
- . Дата обращения: 3 марта 2018. 26 августа 2021 года.
- . Дата обращения: 28 июня 2016. 3 февраля 2018 года.
- . Дата обращения: 12 июля 2016. 7 августа 2016 года.
- Сусанна Альперина . от 3 апреля 2018 на Wayback Machine Российская газета , 26.02.2018
- . Дата обращения: 3 апреля 2018. 3 февраля 2018 года.
- от 3 апреля 2018 на Wayback Machine Интерфакс , 05.03.2018
- Семён Брожитов. от 4 апреля 2018 на Wayback Machine , 03.2018
- от 3 апреля 2018 на Wayback Machine // Бюллетень кинопрокатчика
- от 3 апреля 2018 на Wayback Machine «Интерфакс», 13.03.2018
- от 4 апреля 2018 на Wayback Machine ТАСС , 13.03.2018
- Александр Беляев . от 3 апреля 2018 на Wayback Machine «Российская газета» — Столичный выпуск № 7515 (52), 13.03.2018
- Сергей Медведев . от 3 апреля 2018 на Wayback Machine // Радио Свобода , 21.03.2018.
- от 3 апреля 2018 на Wayback Machine // Meduza , 03.2018
- от 3 апреля 2018 на Wayback Machine // « Интерфакс », 19.02.2018
- Анна Наринская . от 3 апреля 2018 на Wayback Machine // Новая газета , № 18 от 19 февраля 2018.
- от 3 апреля 2018 на Wayback Machine // Радио Свобода , 31.03.2018.
- Журнал «Сеанс». Дата обращения: 29 апреля 2020. 30 ноября 2020 года.
- от 3 апреля 2018 на Wayback Machine // Коммерсант , 24.02.2018
- от 3 апреля 2018 на Wayback Machine // Радио Свобода , 24.02.2018
- (27 января 2019). Дата обращения: 27 января 2019. 11 января 2021 года.
- . Дата обращения: 1 апреля 2019. 23 ноября 2020 года.
Ссылки
- // Ria.ru
- // Lenta.ru
- // Lenta.ru
- // Российская газета , 21 апреля 2015 г.
- // Год российского кино 2016
- // РИА Новости
- // Vokrug.tv
- // BBC.com
- А. Бутенин. // Sergeidovlatov.com
- Б. Жанаков. // Brod.kz
- 2021-07-25
- 1