Дуб ливанский
- 1 year ago
- 0
- 0
Ливанский фронт ( араб. الجبهة اللبنانية , фр. Front Libanais ), в русскоязычной транскрипции также Куфур фронт — политическая коалиция правохристианских сил в ливанской гражданской войне .
Создан в 1976 году объединением праворадикальных , национал-либеральных и консервативных организаций христианской общины Ливана . Располагал вооружённым крылом Ливанские силы . Противостоял «левомусульманскому блоку» и сирийскому военно-политическому вмешательству. Распался в середине 1980-х в результате внутренней борьбы в правохристианском лагере.
13 апреля 1975 года бейрутская Автобусная резня обозначила начало гражданской войны в Ливане . 24 октября 1975 началась почти полугодовая Битва отелей за контроль над ливанской столицей. Правохристианские и «левомусульманские» силы повели вооружённую борьбу за власть .
К «левомусульманскому блоку» относились прежде всего Организация освобождения Палестины (ООП; Ясир Арафат ), Прогрессивно-социалистическая партия (ПСП; Камаль Джумблат ), Ливанская коммунистическая партия ( ), насеристская организация Мурабитун ( ), .
В правохристианский блок входили партия Катаиб ( Пьер Жмайель ), Национал-либеральная партия (НЛП; Камиль Шамун ), движение Стражи кедров ( Этьен Сакер ), движение Марада ( Сулейман Франжье ), организация Танзим ( Жорж Адуан ), ( ).
Между правохристианскими структурами существовали острые противоречия политико-идеологического, межкланового и межличностного характера. Праворадикальная фалангистская Катаиб придерживалась позиций социального популизма , тогда как НЛП и особенно «Марада» отстаивали интересы «старой аристократии времён французского мандата » . идеология «Стражей кедров» радикально отрицала арабский характер ливанской нации, что было приемлемо не для всех правохристиан. Неприятие фалангистов и национал-либералов вызывали тесные связи «Марады» с Сирией . Семейства Жмайель (Катаиб), Шамун (НЛП), Франжье («Марада») жёстко конкурировали за влияние.
Однако прочная объединяющая платформа создавалась принадлежностью к христианской общине (обычно восточно-католической маронитской , реже мелькитской греко-католической или антиохийской православной ), правые прозападные идейно-политические позиции, непримиримый антикоммунизм , ливанский национализм , отвержение панарабизма , враждебность к палестинскому присутствию в Ливане, готовность к сотрудничеству с Израилем в борьбе против общего врага.
С самого начала гражданской войны противостоящие блоки объединяли свои вооружённые силы. В правохристианском лагере доминировали Силы регулирования Катаиб (фалангистская милиция; Уильям Хауи , Башир Жмайель ) и национал-либеральная Милиция Тигров ( , Дани Шамун ), крупными формированиями располагали «Стражи кедров» и «Танзим» («Марада» со своей Армией освобождения Згарты держалась обособленно в силу своей кланово-политической специфики). Объективная военная консолидация побуждала к политическому альянсу .
Ливанский фронт был учреждён 31 января 1976 года . Первоначально он получил название Ливанский фронт за свободу и человека . В коалицию вошли крупнейшие правохристианские организации :
Руководство Ливанского фронта сформировали ведущие лидеры правохристианского лагеря ; некоторые из них принадлежали не только к политической элите, но и к маронитской конфессиональной иерархии либо творческой интеллигенции ):
Важную роль в Ливанском фронте с самого начала играли командиры партийных вооружённых формирований:
Военизированное крыло Ливанского фронта получило название Ливанские силы . К 1977 году правохристианские вооружённые силы насчитывали до 18 тысяч бойцов (при 3-миллионном населении Ливана). Самой сильной была фалангистская милиция Катаиб — 8 тысяч бойцов. «Милиция Тигров» и «Марада» насчитывали по 3—4 тысячи человек, «Танзим» — около 1,5 тысячи, «Стражи кедров» — примерно 1 тысячу, монашеское ополчение маронитов — порядка 0,2 тысячи . Налаживание единого командования составляло сложную проблему — в основном из-за соперничества между Баширом Жмайелем и Дани Шамуном.
Идеологические различия между участниками Ливанского фронта сглаживались декларативном признанием общих принципов, сформулированных Шарлем Маликом (этот беспартийный деятель пользовался всеобщим уважением ливанских христиан). Общими целями признавались независимость Ливана, демократия и плюрализм, защита прав человека, гарантия безопасности христианской общины, отпор прокоммунистическим силам.
В 1976 — 1977 годах правохристиане взяли под прочный контроль около трети территории Ливана — прежде всего Восточный Бейрут , Горный Ливан и Северный Ливан . Весной 1976 года христианские милиции в ожесточённых боях нанесли поражение палестинско-мусульманским формированиям в ходе так называемого «наступления в горах». В августе 1976 года крупной победой правохристиан завершилось сражение за Тель-Заатар .
«Двухлетняя война» — первый период гражданской войны в Ливане — прошла в целом успешно для Ливанского фронта, но сопровождалась большими потерями и разрушениями. Политическая суть войны характеризовалась как общехристианское противостоянии палестинской агрессии и прокоммунистическим союзникам ООП .
Как политическая организация Ливанский фронт выдвинул пакет законопроектов о гражданстве, обеспечении политических прав, выдворении палестинцев, социальной поддержке ливанского населения, независимой внешней политике — выдержанных в духе правохристианских идеологических установок .
В этот период Ливанский фронт и «Ливанские силы» сотрудничали с сирийскими войсками, приглашёнными на территорию Ливана президентом Франжье. ООП и ПСП являлись общим противником для правохристиан и сирийцев.
Раскол в Ливанском фронте обозначился в 1978 году , когда Катаиб, национал-либералы и «Стражи кедров» выступили категорически против дальнейшего присутствия сирийцев в Ливане. С февраля по апрель и с июоля по октябрь 1978 «Ливанские силы» вели Стодневную войну против сирийских войск . При этом сигналом к возобновлению боёв стало объявление Ливанским фронтом всеобщей забастовки 1 июля 1978 .
Этот вопрос был принципиален для «Марады», поскольку политика Сулеймана Франжье строилась на альянсе с Хафезом Асадом . В мае 1978 «Марада» по решению Франжье вышла из Ливанского фронта . Между Катаиб и «Марадой» начались вооружённые столкновения . Башир Жмайель принял решение ликвидировать вооружённые силы «Марады» и консолидировать в «Ливанских силах» правохристианские организации на севере страны .
13 июня 1978 года боевики фалангистской милиции по приказу Башира Жмайеля совершили Эденскую резню : были убиты Тони Франжье, его жена и дочь, а также около тридцати охранников. Разрыв Ливанского фронта с «Марадой» после этого стал необратимым, семейства Франжье и Жмайель разделила смертельная вражда .
Башир Жмайель продолжал политику силовой консолидации правохристианского лагеря. Следующим её этапом стал удар по национал-либералам — резня в Сафре 7 июля 1980 года . Были убиты около двухсот сторонников НЛП и семейства Шамун, в том числе несколько десятков боевиков «Милиции Тигров» . После этого вооружённые формирования национал-либералов были распущены и частично включены в состав фалангистской милиции. Катаиб фактически продиктовала НЛП новые условия консолидации Ливанского фронта — в том числе фалангистские идеологические установки, включая «экономику Третьего пути » .
В начале 1980-х Ливанский фронт являл собой уже не блок равноправных союзников, а коалицию под эгидой Катаиб при лидерстве Башира Жмайеля. «Ливанские силы» фактически слились с фалангистской милицией. Их численность достигала 25 тысяч бойцов.
В 1981 году «Ливанские силы» одержали крупную победу над сирийско-палестинскими войсками в Битве при Захле . Позиции Ливанского фронта укрепились. На следующий год правохристиане фактически поддержали израильское вторжение и изгнание ООП из Ливана . На этом фоне 23 августа 1982 года Башир Жмайель был избран президентом Ливана. Это означало фактический приход к власти Катаиб как доминирующей силы Ливанского фронта.
Однако 14 сентября 1982 Башир Жмайель и ещё 26 человек погибли в результате теракта, организованного сирийскими спецслужбами. Это нанесло Катаиб и Ливанскому фронту непоправимый ущерб. Хотя новым президентом был избран Амин Жмайель, он не обладал политическим потенциалом брата и не смог удержать ситуацию под контролем.
В 1984 году скончался Пьер Жмайель. В 1987 году не стало Камиля Шамуна и Шарля Малика. Ливанский фронт лишился всех самых авторитетных лидеров.
Новые руководители Катаиб — Амин Жмайель, , , Карим Пакрадуни — не обладали всеобщим признанием ни в партии, ни тем более в христианской общине. Доминирование в Катаиб перешло к фалангистским полевым командирам — Ильясу Хобейке, Самиру Джааджаа, Фади Фрему, Фуаду Абу Надеру. Но Фрем вскоре отошёл от дел из-за военных неудач, а Абу Надер не желал участвовать в междоусобной борьбе правохристиан. В 1985 году началось ожесточённое военное противостояние между Джааджаа и Хобейкой . Победу одержал Джааджаа, Хобейка же окончательно перешёл на просирийские позиции .
События 1985 — 1986 , междоусобные бои фалангистов, означали фактический коллапс Ливанского фронта . Этим воспользовались власти Сирии, постепенно устанавливавшие контроль над ливанской политикой. Изменить ситуацию попытался Дани Шамун, взявшийся формировать новый Ливанский фронт на антисирийской платформе. Однако в новых условиях этого не давало эффективных результатов.
21 октября 1990 года Дани Шамун был убит вместе с семьёй . После его смерти Ливанский фронт окончательно прекратил существование. Составлявшие его структуры были либо поставлены под сирийский контроль, либо подавлены сирийской оккупацией 1990 — 2005 .
Политическая традиция Ливанского фронта в значительной степени возобновилась после Кедровой революции 2005 года . Её носителями выступают представители семейства Жмайель в новом руководстве Катаиб, партия «Ливанские силы» во главе с Джааджаа, организация Фронт свободы Абу Надера (в последнем случае преемственность подчёркнута даже в названии) . На современном этапе традиция выражается в жёсткой антисирийской позиции .