Культура мишарей
- 1 year ago
- 0
- 0
Культура татар-мишарей — культура субэтноса татар , наряду с казанскими и сибирскими татарами образует культуру татарского народа .
Предки мишарей, в дозолотоордынский период жили по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда ) (см. буртасы ) .
В XI веке они под давлением поздних кочевников (см. половцы ), переселились и в более северные земли (бассейн Суры , междуречье Цны и Мокши ) .
В период Золотой Орды образовались Мещерский юрт , Улус Мохши , Увек и др.
После распада Улуса Джучи , на землях мишарей образовалось несколько независимых княжеств ( Темниковское княжество , Наровчатское княжество , Кадом , Сарыклыч и др.), которые не вошли в состав Казанского ханства , а с конца XV века начинают переходить в русское подданство .
В документах XIV—XV веков, они называются «мещеряками», а в более поздних XVI—XVII веков-под общим названием « татары ». Расселение мишарей после включение этой территории в состав Московского государства, связано с обустройством засечных линий:
К юго-востоку от засечных черт располагалось « Дикое Поле », для контроля над которым был выстроен острог Пенза (позже город) и заселен мишарями. Позже земли вдоль р. Сура были переданы мишарям.
Однако расселение мишарей так же связано в вольной колонизацией земель, после присоединения Среднего Поволжья к Русскому государству. Таким образом были заселены южное междуречье Волги и Суры , а также Саратовский край . Интенсивно шло переселение на восток. Уже в XVI — XVII веках Дикое Поле было населено татарами-мишарями и засечные линии строились исходя из уже существующих селений (прим. селения Лаки, Лауш, Чиуш и др.), местное население вводилось в состав служилого сословия .
Территория проживания мишарей (на стыке лесной и степной зон) имеет природные благоприятные условия (относительно ровный рельеф, умеренно континентальный климат, плодородные почвы, изобилие рек, богатый растительный и животный мир) для развития различных отраслей хозяйства и особенно земледелия. К началу II тыс. н. э. удельный вес земледелия в хозяйстве тюркоязычного населения, обитавшего здесь, заметно вырос, а впоследствии сильно развилось, что подтверждают находки в селищах и городищах ям с обугленным зерном-полбы, пшеницы, овса, проса, ржи, ячменя, гороха, чечевицы, а также орудий-лемехов сабанов (схожих с булгарскими), серпов и усовершенствованные жернова. Возделывание велось методом парового трёхполья .
Резкое ухудшение сельского хозяйства приходится на царствование Петра I, когда все привилегии мишарей были отменены, а сами они переведены в разряд государственных крестьян. Многие были привлечены к заготовке корабельного леса (в лашманы ). Тогда же происходит отбор земель у мишарей и их передача в помещичьи угодия. Этот процесс усилился во время генерального межевания ( XVIII — XIX вв). С развитием техники в XIX — XX вв происходит общая машинизация земледелия. В наше время развиваются крестьянско-фермерские хозяйства.
Наряду с земледелием , в мишарском хозяйстве занимает большое место животноводство . В XVI — XVII вв. оно имело большой удельный вес, но впоследствии, как и у других народов края, оно стало приобретать обслуживающий земледелие характер. Уровень присутствия в пище мясо-молочной продукции не снижался. Большое значение имели овцы ( куй ), которых держало большинство мишарей. Молочное скотоводство и овцеводство являются древними отраслями хозяйства, как и производное от них ткачество .
Пчеловодство имеет так же древние корни, с чем связаны придания и приметы (запрет продажи улей и т. п.). Мед используется в обрядах и ритуалах .
В районах Среднего Поволжья насчитывается более 300 поселений татар-мишарей. Основная часть из которых расположена на побережье рек. Развитие планировки происходило от гнездовой до уличной. Крупные селения имели квартальный тип застройки. Все селения огораживались по периметру изгородью. Во внутренней планировке до XIX века преобладали печи с подвесным и вмазанным котлом. Рядом с печью устраивали широкие нары ( тур ), а вдоль стен-узкие лавки ( янурдык ). Дальний конец избы так же имел лавку и назывался «путмар» Впоследствии распространение получили «белые печи», что привело к исчезновению нар ( тур ) и появлению деревянных кроватей ( коник ). В результате планировка жилища сблизилась с русской. Одна из частей двух-трёхкамерных домов выполняла функцию чистой избы и называлась гүренчә (от русского-горница). Отличительными особенностями жилищ мишарей от жилищ других народов были матерчатые декоративные украшения — чебелдек , чаршау (занавеси около спальных мест), развешанные в простенках между окнами узорчатые полотенца- кашага .
Одежда мишарей очень своеобразна и отличает их не только от других народов края, но и от других этнографических групп татар. Она дает ценный материал для изучения истории мишарей. До середины XIX века основным материалом для пошива одежды были холст или пестрядь ( алача ) собственного изготовления; в качестве тяжелой ткани использовали сукно ( тула ) серого и темного цветов. Фабричные ткани использовались ограничено (для нашивок). Позже, выбор ткани зависел от имущественного состояния (от ситца и сатина до шелка и шерсти). Для пошива и отделки зимней одежды использовались овчина, мех лисицы и выдры. При отделке одежды использовались разноцветные ленты, тесемки, шнуры, позумент. Обувь изготавливалась из кожи домашней выделки, овечьей шерсти и лыка .
Неотъемлемой частью костюма мишарок является- күкрәкчә , представляющий собой кусок ткани (25Х40 см), который одевался под кулмәк и прицеплялся на шее с помощью лямки, виднеясь в разрезе прикрывал грудь женщины. Считается амулетом. Украшение күкрәкча разнообразно (вышитые золотом в технике тамбура, отделанные шелковыми нитками), но с соблюдением основного мотива рисунка-«вихревая розетка». У сергачинской группы мишарей так же встречается күкрәкчә с пришитыми разноцветными треугольниками. Считается, что күкрәкчә является местопребыванием духов .
и др.
Мишари разговаривают на мишарском диалекте татарского языка .
Семьи татар-мишарей чаще всего большие. Ранее несколько поколений могли жить в одном дворе и при этом вести общее хозяйство. Но так же бытовал раздел двух видов-частный и общий (при частном выделялась одна семья, а при общем-большая семья полностью делила имущество и превращалась в несколько семей). Отличительной особенностью был обряд избегания детьми и женой старших представителей рода мужа (у сергачинских мишарей, так же присутствовало годичное избегание мужем старших родственников жены) .
Основной религией мишарей является ислам . Известно, что проникновение ислама в Среднее Поволжье относится к X веку . н. э.
За некоторой схожестью и общеизвестностью Ислама, можно отметить особенности обрядовой культуры мишарей и их верований:
Джир Иясе мог наказывать людей за осквернение земли.
Каждое заболевание могло иметь свой дух:
и др.
Многие духи представлены в виде пиров , умилостивление которых происходит так же с жертвоприношениями и приготовлением ритуальных блюд .
Наиболее древними жанрами народного творчества являются сказки, самыми древними персонажами которых являлись Койгорыш (птица счастья) и Акбузат (белый конь), которые сопутствовали героям. Все звери сказок относятся к фауне Среднего Поволжья . Это, чаще всего, волк, лиса, медведь, заяц. Часто упоминаются и различные сельскохозяйственные культуры (рожь, ячмень и, особенно, просо).
Значительное место занимают как легенды , загадки и пословицы , так и Баиты — специфические произведения эпического , лирического или плакательного жанров, созданные по случаю какого-либо чрезвычайного, трагического события в жизни народа или отдельного человека. Для них характерна своеобразная мелодия и исполнение в форме речитатива . Складываются с рифмами по типу ааба, абвб.
Распространены Баиты о войне, например о русско-японской войне («Япон сугышы бәете»), о Лашманах («Лашман бәете»), о трагическолй смерти и др. Для Баитов характерна своеобразная мелодия и исполнение в форме речитатива. Так же встречаются короткие песни кыска джырлар (четырёхстрочные куплеты). Распространение имели солдатские, рекрутские песни .
Отличительной особенностью мишарской поэзии, является наличие большого числа сюжетных песен, которые состоят из нескольких куплетов, скрепленных единством мысли и звучания с меняющимися текстовыми или мелодическими припевами.
Большое место занимают любовная лирика и обрядовая поэзия. К примеру Джимчәчәк («джим»-сок; «чәчәк»-цветок) — обрядовая хороводная песня, исполнявшаяся на празднике весеннего равноденствия- Навруз , у берега реки, связана с пожеланием плодородия. Распространение имели и песни-заклинания.
Одну из групп фольклорных песен мишарей занимают обрядовые лирические песни невест, основным мотивом которых является прощание девушки с девичеством.
Свадебные песни мишарей имеют большую схожесть с песнями чувашей .