Финские татары
- 1 year ago
- 0
- 0
Татары в Турции ( тат. Төркия татарлары , тур. Türkiye'de Tatarlar ) — часть жителей Турции , которые являются татарами или имеют татарское происхождение. Согласно различным данным, их численность варьируется от 10 до 25 тыс. человек. По вероисповеданию — мусульмане-сунниты . Говорят на татарском и турецком языках. Проживают в основном в Эскишехире , Стамбуле , Анкаре , Измире , Конье , Бурсe .
Татарская эмиграция в Турцию началась в конце XIX века и продолжалась в 1920-1940-х годах XX столетия. Турция за свою историю приняла несколько волн татарской эмиграции.
Первая волна была вызвана принятием закона от 16 июля 1888 г. «Об установлении по округу ОМДС образовательного ценза» предписывавшего исламскому духовенству обязательное владение русским языком и кампании (1892) по запрещению использования в учебных целях литературы, не получившей одобрения цензуры. Восприняв действия властей как очередной виток в попытках христианизации, сотни мусульман приняли решение переселиться в единоверную Турцию . Определенную роль в решении покинуть родину сыграл и экономический фактор: периодические голод и неурожаи 1890-х гг. , растущие недоимки. Они подкреплялись распространением слухов об обеспечении переселенцев жилищем, скотом, беспроцентной ссудой. Новая волна появилась в 1896 из-за слухов о кампании крещения мусульман, вызванных проведением всеобщей переписи населения 1897 года . Мухаджирское движение охватило татарское население: Тетюшского уезда , Спасского уезда и Чистопольского уезда Казанской губернии , Бирского уезда и Мензелинского уезда Уфимской губернии , Елабужского уезда , Сарапульского уезда Вятской губернии . Первая волна татар прибилась к турецкому берегу именно тогда. Последующие волны эмиграции были вызваны столыпинскими реформами , Первой мировой войной , репрессиями большевистского режима . Переезд был сложным, эмигрантам турецкий султан выделял засушливые, самые худшие земли. Этому периоду жизни татар посвящен роман Махмута Галяу «Мухаджиры».
Центры традиционного расселения татар — Анкара и Стамбул, города Центральной Турции — Конья и Эскишехир, а также Измир, где есть целые отдельные татарские деревни , и другие, в которых проживают до 1 тыс. татар. Османие была основана переселенцами из нынешнего Бугульминского района Татарстана и Оренбургской области в конце XIX века . Татарской общиной Эскишехира было создано «Общество культуры и взаимопомощи казанских турок». Но в 1980 году его деятельность была приостановлена. Сейчас по инициативе татар общество возродилось и успешно работает. . В 1957 году в Стамбуле было создано первое татарское общество "Сююмбике" ученым и общественным деятелем .
За много лет до создания всемирного конгресса татар в Турции начала свою работу Всемирная лига татар. История этой организации восходит к общественному деятелю, политику, писателю Гали Акышу . Сегодня всемирную лигу татар возглавляет профессор Босфорского университета — внучка видного политического деятеля России и Турции XX века Садри Максуди , его дочь Адиля Айде — первой в истории Турции женщина-дипломат, работавшая послом в США, Нидерландах и Италии.
Татарская община материально поддерживала нуждающихся членов общины, спонсировала литературно-издательскую деятельность. Еще в 40-е годы прошлого века такую помощь получали ученые-эмигранты Гаяз Исхаки , , Садри Максуди , позже — Хамит Кушай , дочь Исхаки Сагадат Чагатай , Рашит Рахмати Арат , , Махмут Тахир, и другие. В 60-70-е годы прошлого века на средства владельца турецкого филиала компании Mercedes-Benz, , издавался литературно-публицистический журнал «Казан».
Одними из наиболее активных лидеров татар в Турции до недавнего времени были ученый, профессор Мармарского университета Надир Давлет и бизнесмен Фарит Бичури, а также Махмут Аллюкаи, Атилла Кундуз, Сайда Асланбек и Наиля Бинарк. После первого съезда всемирного конгресса татар развернуло деятельность «Татарское культурное общество» в Эскишехире, которое занимается культурно-просветительской и религиозной деятельностью.
С начала 1990-х годов создавалось общество «Идель-Урал», которое было призвано объединить турецких татар и башкир — выходцев из России — и наладить культурно-национальные связи с Татарстаном и Башкортостаном. Сегодня это общество возглавляет Гюльтен Ураллы. В 1995 году обществом издавалась газета «Салям».