Interested Article - Небесное воинство

Небе́сное во́инство ( ивр. צבאות sabaoth или tzva’ot , «воинства») — неоднократно встречающееся в Библии совокупное именование ангелов, а также небесных светил .

Ангельское воинство трубит победу.
Гюстав Доре , илл. к « Потерянному раю » Дж. Мильтона

В европейских языках понятие передаётся как англ. Heaven Host (Heavenly host) , фр. Milice céleste . Однозначного качественного определения состава «небесного воинства» нет. Конкретное его содержание, в зависимости от контекста, может изменяться в широких пределах — вплоть до включения в него падших ангелов. Поэтому, если в одном составе небесные воинства очевидно объединяют лучшие из Сил, то в других Библия не только предостерегает от религиозного поклонения ( Втор. ), но и даже предписывает карать смертью тех, кто «…пойдёт и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному» ( Втор. ).

Соответственно, на контекстуальной основе определяются и объекты богослужебного почитания и иконографии, определяемые с использованием термина небесного воинства. К понятию небесного воинства тесно примыкает понятие Небесных Сил (иногда просто Сил) и этимология одного из имён Господа — Саваоф .

Развитие определения

Видение Иоанна Богослова на острове Патмос (ср. 3Цар. )

В Библии небесное воинство ( греч. ἡ στρατιὰ τοῦ οὐρανοῦ ) упоминается в Книге Царств :

…я видел Господа, сидящего на престоле Своём, и всё воинство небесное стояло при Нём, по правую и по левую руку Его

и в повторении этого же отрывка в 2Пар. .

В Новом Завете евангелист Лука повествует: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк. ).

Архангел Михаил изгоняет падшую часть небесного воинства

Вместе с тем, пророк Исайя применяет термин «небесное воинство» и к падшим ангелам. В этом фрагменте «воинство выспреннее» также выступает как своего рода синоним; буквально эти слова переводятся как «воинство высоты»:

И… посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле.

Далее Исаия продолжает: «И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме». В этом фрагменте луна и солнце не входят в число наказанного воинства; они стыдятся увиденного, глядя со стороны. Но синтаксис следующего отрывка из Второзакония не исключает трактовки, при которой небесные светила входят в перечисление составных частей «небесного воинства»:

И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] всё воинство небесное, не прельстился и не поклонялся им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом

«Православная энциклопедия» констатирует, что без контекста трудно точно определить наполнение понятия «небесное воинство» . В некоторых случаях оно употребляется как образное выражение впечатляющей множественности, силы. С небесным воинством сопоставляется потомство, обещаемое царю Давиду ( Иер. ; ср.: Иов. . В книге Исайи оно также употреблено в значении «множество» ( Ис. ).

Фрагмент пергамента Септуагинты

Эту трудность пытались преодолеть ещё в древние времена семьдесят толковников , работая над своим переводом.

  • В 3Цар. и 2Пар. это « воинство небесное » — греч. ἡ στρατιὰ τοῦ οὐρανοῦ , ивр. צְבָא הַשָּׁמַיִם ‎ ( tzba e’shmim ) .
  • У Неемии «небо, небеса небес и всё воинство их» ( Неем. ) — на ивр. אֶת הַשָּׁמַיִם שְׁמֵי הַשָּׁמַיִם וְכָל צְבָאָם ‎ ( ath e’shmim shmi e’shmim u’kl tzba’m ) . Однако в Септуагинте понятие «воинства» (στρατιαι) фигурирует лишь в завершении стиха: греч. καὶ σοὶ προσκυνοῦσιν αἱ στρατιαὶ τῶν οὐρανῶν («…и небесные воинства Тебе поклоняются»). При этом в вышепереведённом фрагменте первой половины этого стиха слова «воинство» нет: в греч. τὸν οὐρανὸν καὶ τὸν οὐρανὸν τοῦ οὐρανοῦ καὶ πᾶσαν τὴν στάσιν слово «στάσιν» играет роль местоимения, относящегося к «небесам небес» (ср. англ. and all the host thereof ).
  • В 4-й Книге Царств «и поклонялись всему воинству небесному» ( 4Цар. ) — ивр. וַיִּשְׁתַּחֲווּ לְכָל צְבָא הַשָּׁמַיִם ‎ ( u·ishthchuu l’kl tzba e’shmim ) . Однако в греческом переводе объект поклонения — « силы небесные »: греч. δυνάμει τοῦ οὐρανοῦ .
  • В Псалтири «воинству» во фразе «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» ( Пс. ) так же соответствует « kl tzba·m » в 33-м псалме ивр. כָּל צְבָאָם .
  • Во Второзаконии:
    • перечислению «…солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное» ( Втор. ) соответствует ивр. אֶת הַשֶּׁמֶשׁ וְאֶת הַיָּרֵחַ וְאֶת הַכּוֹכָבִים כֹּל צְבָא הַשָּׁמַיִם ‎ ( ath e·shmsh u·ath e·irch u·ath e·kukbim kl tzba e·shmim ) .
    • перечислению «…или солнцу, или луне, или всему воинству небесному…» ( Втор. ) соответствует ивр. וְלַשֶּׁמֶשׁ אוֹ לַיָּרֵחַ אוֹ לְכָל צְבָא הַשָּׁמַיִם ‎ ( u l·shmsh au·l·irch au·l kl tzba e·shmim ) .
  • У пророка Даниила звёзды и воинство небесное разделены: «…и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд и попрал их» ( Дан. ); в оригинале это звучит ивр. וַתִּגְדַּל עַד צְבָא הַשָּׁמָיִם וַתַּפֵּל אַרְצָה מִן הַצָּבָא וּמִן הַכּוֹכָבִים וַתִּרְמְסֵם ‎ ( u·thgdl od tzba e·shmim u·thphl artz·e mn e· tzba u·mn e·kukbim u·thrms·m ) .

В продолжение описания этого видения Даниил упоминает и Вождя воинства ( ивр. שַׂר הַצָּבָא ‎, shr -e·tzba ) : «…и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие» ( Дан. ).

В новозаветных текстах на греческом, привлекаемых к раскрытию содержания категории «небесное воинство», с определением «небесного» ( греч. τοῦ οὐρανοῦ , уранос ) соединяется уже не столько «воинство» как образ силы ( греч. ἡ στρατιὰ , морфема та же, что и в «стратегии»), сколько сила абсолютная, близкая к «физической» ( греч. ἡ δύναμις , морфема та же, что и в «динамике»):

солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются

Понятие греч. ἡ δύναμις τοῦ οὐρανοῦ приближается к « силе неба ». Апостол Павел в своих посланиях использует философское понятие силы для образования категории, которая позднее развивается в ангелологии в один из элементов иерархии ангелов :

  • «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы , ни Начала , ни Силы , ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь…» ( Рим. )
  • «по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем…» ( Еф. )

В том же контекстуальном обрамлении развивает понятие Силы и Апостол Пётр :

  • «Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» ( 1Петр. )

Во втором Послании к Фессалоникийцам:

  • «явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога…» ( 2Фес. )

Таким образом, небесное воинство представляется как историческая категория, смысловое наполнение которой изменялось по мере развития человечества. Тот факт, что и одушевлённые ангельские силы, и неодушевлённые светила могли определяться в Ветхом Завете при помощи одного и того же выражения, современное православное богословие объясняет недостаточными представлениями об окружающей действительности, свойственными человечеству на заре цивилизации. Это «коренилось в их понимании мира как существа одушевлённого. Объяснение этому одни из них находили в том, что мир оживотворяется Самим Богом, другие — в том, что мир полон богов. Соответственно солнце, луна, „царица неба“ Иштар, планета Венера и вообще всё „воинство небесное“ выступают в качестве главных действующих лиц в языческих астральных культах» .

Воинство Господне

Вождь воинства Господня .
Ф. Бол , 1642.

Словосочетание «воинство Господне» используется в книге Иисуса Навина при описании встречи полководца с ангелом :

Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал

В оригинале книги в последнем предложении слова «вождь воинства Господня» переданы через shr-tzba , то есть так же, как и в Дан. :

ивр. וַיֹּאמֶר שַׂר צְבָא יְהוָה אֶל יְהוֹשֻׁעַ שַׁל נַעַלְךָ מֵעַל רַגְלֶךָ כִּי הַמָּקוֹם אֲשֶׁר אַתָּה עֹמֵד עָלָיו קֹדֶשׁ הוּא וַיַּעַשׂ יְהוֹשֻׁעַ כֵּן

Уточняющий тетраграмматон ( shr-tzba yhwh ) в этом месте текста книги Навина однозначно указывает: перед Иисусом — не сам Господь воинств, а посланный им ангел (традиционно предполагается, что это архангел Михаил ). В тексте книги Даниила такого уточнения нет, и поэтому местоимения, относящиеся к предводителю воинства, пишутся там с заглавной буквы: подразумевается, что это сам Господь воинств.

Саваоф — Господь воинств

Бог Саваоф . В. М. Васнецов , 1885—1896

Господь — создатель ( Быт. , Пс. ) и единственный творец ( Неем. ) небесного воинства, давший ему закон ( Ис. ). С ролью Господа как предводителя небесного воинства ( Ис. , ср. Дан. ) связано одно из его имён, Саваоф ( ивр. יהוה צבאות ‎, şə b ā’ô t ) — в еврейском языке şā b ā’ означает «воинство». Сочетание это в Септуагинте передано тремя разными вариантами; в том числе транслитерацией Σαβαωθ и как Господь сил , τῶν δυνάμεων (ср.: Спас в силах ). Здесь также любые выводы, базирующиеся только на русской этимологии, были бы поверхностны: экзегеза этих определений невозможна без глубокого анализа еврейских первоисточников и исторических обстоятельств их перевода на греческий.

Гвидо Рени . Архистратиг архангел Михаил

Синтаксис древнееврейского языка допускает несколько вариантов осмысления словосочетания «Ягве Цеваот»:

  • как безглагольное предложение («Господь [ есть ] Саваоф»),
  • как сочетание глагол + объект («Он, Который создаёт воинства»; ср.: Пс. ),
  • как пара существительных, одно из которых выступает в роли:
    • приложения (напр., «Господь Воитель»), либо
    • усилительной абстракции понятия (в случае греч. Κύριος παντοκράτωρ — силы )
    • определения связи или отношения — «Господь воинств».

Последний вариант является одним из традиционных; его обоснование тщательно разработано на эпиграфических свидетельствах и ханаанских глоссах в Амарнских письмах . Однако применительно к определению состава понятия «Небесное воинство» эта разработка не даёт однозначной дефиниции. В разных контекстах под «воинствами» могут пониматься:

а в расширительной трактовке слов «Так совершены небо и земля и всё воинство их» ( Быт. ) как исчерпывающего перечисления к «воинству» оказываются причислены вообще все земные и небесные существа.

Иконография и гимнография

Прославлению небесных бесплотных сил в седмичном круге богослужений отведён понедельник . Главная тема этого дня звучит на утрене в стихире пятого гласа:

Благословено воинство небеснаго Царя: аще бо и земнороднии беша страстотерпцы, но ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесех нерадиша, и страданьми безплотных сподобишася чести. Тем же молитвами их Господи, низпосли нам велию милость

Первые слова этой стихиры взяты как имя иконы, написанной, по преданию, в первое десятилетие после Казанского похода Ивана Грозного ( 1552 год ) в память об этом третьем, последнем походе , — « Благословенно воинство Небесного Царя », также называемая «Церковь воинствующая» .

Благословенно воинство Небесного Царя («Церковь воинствующая»). Икона. После 1552 года
В. М. Васнецов , Воинствующий Христос , 1887

Идейный источник этого иконографического типа — Откровение Иоанна Богослова . Его образы — Небесный Иерусалим ( Откр. ), истекающая из рая река «воды животныя» (воды жизни, Откр. ), объятый пожаром «град великий» — апокалиптический Вавилон ( Откр. , Откр. ). Сам архангел Михаил может быть представлен на этих иконах, по тексту Апокалипсиса, в виде огненного ангела ( Откр. ) — например, на иконе конца XVI века из Чудова монастыря .

За пределами Руси один из старейших образцов иконографии небесного воинства — греческая икона, написанная около 1500 года и находящаяся в монастыре Богородицы Платитеры на острове Корфу . Из «Иерусалима земного» выходят две процессии. Праведники со своими крестами шествуют в гору к раю — «Иерусалиму небесному», вторая же процессия низвергается в ад.

Небесное воинство, шествующее вослед архангелу Михаилу, представлено на иконах XVI века «Страшный Суд» ( Национальный музей в Стокгольме ; Воскресенский собор в Тутаеве ). В те же годы оно было изображено и на «Великом стяге» Иоанна Грозного .

См. также

Примечания

  1. Иванов М. С. // Православная энциклопедия . — М. , 2006. — Т. 9 . — С. 209—210 . — ISBN 5-89572-017-X . 8 июля 2012 года.
  2. (ивр.) (pdf). ©2002-2008 Scripture4all Foundation . Дата обращения: 6 октября 2010. 21 июня 2012 года.
  3. (ивр.) (pdf). ©2002-2008 Scripture4all Foundation . Дата обращения: 6 октября 2010. 21 июня 2012 года.
  4. (ивр.) (pdf). ©2002-2008 Scripture4all Foundation . Дата обращения: 6 октября 2010. 21 июня 2012 года.
  5. (греч.) . New Advent Bible. Дата обращения: 6 октября 2010. 21 июня 2012 года.
  6. (ивр.) (pdf). ©2002-2008 Scripture4all Foundation . Дата обращения: 6 октября 2010. 21 июня 2012 года.
  7. (ивр.) (pdf). ©2002-2008 Scripture4all Foundation . Дата обращения: 6 октября 2010. 21 июня 2012 года.
  8. (ивр.) (pdf). ©2002-2008 Scripture4all Foundation . Дата обращения: 6 октября 2010. 21 июня 2012 года.
  9. (ивр.) (pdf). ©2002-2008 Scripture4all Foundation . Дата обращения: 6 октября 2010. 21 июня 2012 года.
  10. (ивр.) (pdf). ©2002-2008 Scripture4all Foundation . Дата обращения: 6 октября 2010. 21 июня 2012 года.
  11. Ткаченко А. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2006. — Т. 12 . — ISBN 5-89572-017-X . 31 мая 2012 года.
  12. Eissfeldt O. Jahwe Zebaoth // Miscellania Academica Berolinensia. — B, 1950. — Т. Bd. 2. H. 2 . — С. 128—150 .
  13. Арх. Вениамин (Федченков). . — М. , 1999. 15 июня 2010 года.
  14. Лепахин В. В. . 19 февраля 2015 года.
  15. Квливидзе Н. В. // Православная энциклопедия. — М. , 2005. — Т. 5 . — С. 324—325 . — ISBN 5-89572-017-X . 26 августа 2010 года.
  16. Icons. Stockholm, Nationalmuseum. Icons. 2002. Catalogue of the collection by Ulf Abel & Vera Moore. См.: от 23 августа 2010 на Wayback Machine

Литература

См. также

Источник —

Same as Небесное воинство