Interested Article - Украинцы в Бразилии

Украинцы в Бразилии ( укр. Українці в Бразилії , порт. Ucraniano-brasileiro ) — одна из национальных общин Бразилии . Крупнейшая украинская диаспора в Южной Америке, численностью по разным оценкам от 500 тыс. до 1 млн. человек . В основном состоит из граждан Бразилии украинского происхождения 4-го и 5-го поколений, поддерживающих традиции украинской культуры. Примерно 80 % украинцев Бразилии проживает в штате Парана .

История иммиграции

В иммиграции украинцев в Бразилии выделяют три волны.

Бразильский штат Парана , регион компактного проживания украинцев

Первая волна (с 1872 по 1914 годы). Одними из первых украинских иммигрантов считается семья М. Морозовича, выехавшая с Золочевщины в 1872 году. В 1876 году в штат Парана переселилась группа из Буковины, а в 1881 году другая группа украинцев основала в этом же штате поселения вблизи городов Палмейрас и Понта-Гросса . В 1886 году зарегистрированы отдельные случаи иммиграции из Галиции в район город , возле которого были основаны поселения и . Однако массовое переселение украинцев начинается с 1895 года. После ликвидации рабства в Бразилии образовался дефицит рабочей силы и правительство стало стимулировать мигрантов финансово. Поселенцам оплачивался проезд и выделялось от 25 до 50 гектаров земли с отсрочкой оплаты на 10 лет. Такие условия выглядели очень привлекательно для безземельных и малоземельных украинцев, и с 1895 по 1899 год в Бразилию переселилось около 15 тысяч человек, в основном с Северно-Восточной Галиции. Однако в действительности земли, выделяемые переселенцам, находились в непроходимых джунглях, а если украинцы нанимались к плантаторам, то были вынуждены оплачивать еду и одежду по столь высоким ценам, что попадали в условия экономической зависимости, близкой к рабству .

В период с 1897 по 1907 годы значительное число украинцев (около тысячи семей) на собственные средства переселились в район Прудентополиса, а также в юго-восточных районах штата Парана и в северных районах штата Санта-Катарина , основав поселения , , , и .

В 1908—1914 годах около 18500 украинских мигрантов прибыло в рамках кампании по привлечению рабочей силы к строительству железных дорог между штатами Сан-Пауло и Риу-Гранди-ду-Сул . Они основали украинские поселения в городах , Кампинас , Ижуи , Жагуари и .

Кроме того, в период с 1892 по 1914 год в Бразилию прибыло около 120 семей с Надднепрянщины , из которых 90 семей поселились в провинции Рио-Гранде-до-Сул .

Голод, эпидемии и враждебное отношение местных индейцев привело в большой смертности среди мигрантов, часть их вернулась в Галицию , однако, по данным переписи украинских священников 1913—1914 годов, на тот момент в Бразилии проживало примерно 45 000 человек .

Вторая волна (1917—1939 годы). Если первая волна мигрантов состояла практически только из крестьян, то во второй волне была значительна прослойка интеллигенции. В этот период с Галиции, Волыни, Полесья, Буковины и Закарпатья прибыло около 9 000 человек .

Украинцы в Бразилии, фото 1891 года
Украинцы в Арапонгасе (штат Парана), 1940 год

Украинцы в Прудентополисе — крупнейшем городе компактного проживания диаспоры в Бразилии. Фото 1940 года

Третья волна (1947—1951 годы). Третья волна иммиграции вызвана главным образом политическими мотивами и началась в конце Второй мировой войны . Основу мигрантов в эти годы составили бывшие захваченные Германией « остарбайтеры », освобождённые из немецкого плена бойцы советской армии , а также политические беженцы (люди с антисоветскими взглядами, бывшие члены вспомогательной полиции , дивизии «СС Галичина» и др.

В основном они селились в штате Парана, часть — в штате Сан-Пауло, как в столице штата, так и в городе Сан-Каэтану-ду-Сул. Всего в этот период иммигрировало 7 000 украинцев. Часть переселенцев не смогла приспособиться к условиям жизни в Бразилии и переселилась в США и Канаду, а часть осела в Сан-Пауло , Порто-Алегре , Каноас (штат Риу-Гранди-ду-Сул ), а также в штатах Гояс , Минас Жераис и Рио-де-Жанейро .

В 1950-х годах иммиграция украинцев практически остановилась, а последующее установление политической диктатуры привело к усилению реэмиграции в США, Канаду и СССР .

По оценкам исследователей, в 1972 году в Бразилии проживало 153 тысячи этнических украинцев, из которых 130 000 в штате Парана , 14 000 — Сан-Пауло , 5 000 — Санта-Катарина , 3 000 — Риу-Гранди-ду-Сул и около 1 000 — в других штатах .

Современное состояние диаспоры

Украинский мемориал в Куритибе .

Согласно архивным данным приходов Украинской греко-католической церкви , в 1996 году в штате Парана проживало около 320 тысяч украинцев-католиков, составляющих 95 % украинской общины штата . При этом исследователи указывают, что в этом штате проживает от 75 до 85 процентов украинцев Бразилии.

В современной научной литературе дают оценочные данные о количестве украинцев Бразилии: от 500 тыс. до 1 млн. человек . В заявлениях президента Бразилии и представителей Украинско-Бразильской Центральной репрезентации говорится о 500 000 бразильских украинцев.

Считается, что около 80 % украинских иммигрантов традиционно живут в сельской местности, остальные заняты в сфере промышленности , преимущественно мебельной и металлообрабатывающей .

Около 80 % украинских переселенцев живут в штате Парана : только в столице Параны, городе Куритиба , проживает около 60 тысяч украинцев. В городе действует Церковь Святого Иосафата, построенная в 1928 году . 26 октября 1995 года был торжественно открыт Мемориал украинской иммиграции . Кроме того, украинские общины есть в штате Санта-Катарина , городе Сан-Паулу и его окрестностях.

Украинская культура, образование и религия

Проживающие в Бразилии украинцы продолжают придерживаться традиционной украинской культуры и вероисповедания. Развитием украинской культуры занимаются многочисленные общественные организации, объединённые в Украинско-Бразильскую Центральную Репрезентацию (Украинское Общество Бразилии, Общество Сторонников Украинской Культуры, Общество «Соборность», Ассоциация украино-бразильской молодёжи и др.) .

Столь же большое внимание вопросам культуры уделяет Украинская греко-католическая и Украинская автокефальная православная церкви Бразилии .

30 мая 1962 года римский папа Иоанн XXIII выпустил буллу Qui divino consilio , которой учредил апостольский экзархат Украинской греко-католической церкви для проживающих в Бразилии, преобразованный 29 ноября 1971 года в епархию Святого Иоанна Крестителя в Куритибе .

12 мая 2014 года римский папа Франциск возвёл епархию Святого Иоанна Крестителя в Куритибе в ранг архиепархии-митрополии, выделив из неё новую епархию Непорочного Зачатия Девы Марии в Прудентополисе .

Украинская Пасха в штате Парана, Бразилия
Украинская греко-католическая церковь в Итайополисе , Бразилия

Украинская церковь в штате Парана
Украинская греко-католическая церковь в Прудентополисе

В Бразилии действуют украинские школы , фольклорные группы и творческие кооперативы .

Большое внимание уделяется сохранению украинского языка: в качестве иностранного он преподаётся в начальных школах в местах компактного проживания украинцев, в некоторых государственных средних школах и в Лингвистическом центре университета Парана (г. Куритиба) . Однако с лингвистической точки зрения украинцы Бразилии принадлежат либо к украино-португальским билингвам (меньшинство), либо к носителям португальского языка, в лучшем случае владеющим ограниченным запасом украинских слов. Связано это с тем, что дети эмигрантов, даже выучив основы языка предков, начинают учиться и работать в обществе португалоговорящих жителей Бразилии .

В 2010 году в Бразилии учреждён Национальный день украинской общины, который отмечается 24 августа .

Известные бразильцы украинского происхождения

Примечания

  1. Кабузан В. М. Украинцы в мире: динамика численности и расселения. 20-е годы XVIII века — 1989 год: формирование этнических и политических границ украинского этноса. Институт российской истории РАН. — Москва: Наука, 2006. — 658 с. ISBN 5-02-033991-1
  2. Бразилия. Украинцы Бразилии // Енциклопедія історії України: Т. 1: А-В / Редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. НАН України. Інститут історії України.- К.: В-во «Наукова думка», 2003. — 688 с.: іл. ISBN 966-00-0734-5 , стр. 364
  3. Ярослава Закревська Роль «Просвіти» у збереженні національної самобутності українців Бразилії // Україна: культурна спадщина, національна свідомість, державність. 19/2010
  4. Ірина Сушинська. УКРАЇНСЬКА МОВА У БРАЗИЛІЙСЬКІЙ ДІАСПОРІ: СТАН І СТАТУС // ЛІНГВІСТИЧНІ СТУДІЇ. Випуск 20
  5. Oksana Boruszenko and Rev. Danyil Kozlinsky (1994). Ukrainians in Brazil (Chapter), in Ukraine and Ukrainians Throughout the World , edited by Ann Lencyk Pawliczko, University of Toronto Press: Toronto, pp. 443-454
  6. . Дата обращения: 4 августа 2016. Архивировано из 22 августа 2016 года.
  7. Н. С. Полищук, А. П. Пономарёв. Украинцы. — Институт этнологии и антропологии РАН, М.: Наука, 2000. ISBN 5-02-008669-X , стр. 88-90
  8. . www.experts.in.ua. Дата обращения: 4 августа 2016. 22 августа 2016 года.
  9. Дата обращения: 10 августа 2011. 17 марта 2010 года.
  10. Bolla Qui divino consilio, AAS 55 (1963), стр. 218
  11. . www.catholic-hierarchy.org. Дата обращения: 4 августа 2019. 30 марта 2019 года.
  12. . GCatholic. Дата обращения: 4 августа 2019. 17 мая 2014 года.
  13. . press.vatican.va. Дата обращения: 4 августа 2019. 17 мая 2014 года.
  14. Дата обращения: 4 мая 2015. 4 марта 2016 года.

Ссылки

Источник —

Same as Украинцы в Бразилии