Согласно официальной переписи населения
, по состоянию на 2011 год в
Словакии
зафиксировано более 40 912 украинцев (русинов)
, компактно проживающих вокруг города
Прешова
в предгорьях Карпат. В настоящее время регион находится в составе
Словакии
, но исторически он был тесно связан с
украинским Закарпатьем
.
Украинцы
(русины) в
Словакии
является частью украинского этноса Закарпатья. В течение столетий как непосредственные соседи, так и они сами называли себя русинами, руснаками, карпаторусами, украинцами. Проживали они компактно в более 270 селах в узкой полосе на южной стороне Карпат длиной около 350 км — от левых притоков Тисы (
Закарпатская область
Украины) к реке Попрад на западе
Прешовского края
Словацкой Республики (на севере эта область граничила с
Лемковщиной
в Польше, где до
операции «Висла»
тоже компактно проживали лемки-украинцы)
.
автохтонов — людей, чьи предки жили на землях современной Словакии задолго до установления Словацкой Республики.
эмиграционную диаспору — людей, которые переселились в Словакию под влиянием политических, социальных или экономических факторов. Большинство украинцев Словакии относятся к автохтонному населению, живя на северо-востоке страны в
Прешовщине
.
Содержание
История
В недалеком прошлом история неплохо обошлась с русинами-украинцами
Прешова
. Существование автономной
Карпатской Украины
в предвоенной Чехословакии создало исторический прецедент, который впоследствии уже невозможно было обойти. После окончания второй мировой войны вновь
Украинский национальный совет
Прешовского края
, представляя интересы населения региона, поставил вопрос о его автономии в пределах
Чехословакии
. Однако как чешские в Праге, так и словацкие чиновники в Братиславе отказались признавать эти политические требования, хотя и пошли на значительные уступки в культурно-образовательной сфере
.
К 1948 году русины-украинцы имели собственную школьную систему, газеты, издательство, театр, молодежную организацию. Из-за распространенности русофилии среди местной интеллигенции в большинстве из перечисленных выше институтов употреблялся русский язык. Однако программа
украинизации
, введенная новым коммунистическим правительством
Чехословакии
в начале 1950-х годов, дала толчок развитию украинского литературного языка. Возникла новая организация —
Культурное сообщество украинских тружеников
(КСУТ), представлявшая интересы русинов-украинцев
.
Утверждение коммунистического строя в
Чехословакии
(1948 г.) повлекло за собой коллективизацию и
замену
греко-католической церкви православной. Впоследствии, когда правительство
Александра Дубчека
в конце 1960-х годов начало придавать социализму «человеческое лицо»,
греко-католическая церковь
вновь была легализована. Значительно выросло словацкое влияние на церковь.
Как и везде в Чехословакии, среди русинов-украинцев начинания Дубчека вызвали энтузиазм и общественную активность. Весной 1968 г. возник замысел созыва Украинского национального совета. Украиноязычные газеты пестрели призывами к политической, экономической и культурной автономии. Литературное творчество молодого талантливого поколения русинско-украинской интеллигенции достигла небывалых высот, а патриотический голос Прешовских украиноязычных радиопрограмм беспокоил как Киев, так и Братиславу. Но этому внезапно был положен конец в августе 1968 года, когда полмиллиона советских и союзных войск вторглись в Чехословакию, чтобы подавить «
Пражскую весну
»
.
Репрессивные меры, которые были приняты в Чехословакии в течение 1970—1980-х годов, не привели к полной ликвидации русинско-украинских культурных институтов. Отделение Прешовского университета, КСУТ; украинская пресса — все это, однако, находилось под пристальным наблюдением словацкого правительства, вместе с этим росли и усилия, направленные на переход русинов-украинцев в словацкую национальность.
Положительной стороной современного состояния диаспоры является то, что русины-украинцы материально живут значительно лучше, чем когда-либо. В течение последних десятилетий правительство осуществило электрификацию региона; в некогда отсталом и изолированном
Прешове
появились новые промышленные предприятия, пути. В сельском хозяйстве занято уже менее половины местных украинцев. Большинство из них составляют промышленные рабочие, служащие, специалисты разного профиля
.
Численность и расселение украинцев
По данным последней переписи населения 2011 года, в
Словацкой Республике
зарегистрировано 40 000 человек украинской и русинской национальности, что составляет 0,7 % от общей численности населения Словакии
.
По переписи 2001 года основная масса украинцев проживала в Гуменном — 4,9 тыс. человек (4,3 % населения), Свиднике — 1,8 тыс. (3,9 %), Прешове — 1,6 тыс. (0,8 %), Бардийови — 1,6 тыс. (2,0 %), Кошице — 1,1 тыс. (0,5 %), Старой Любовные — 0,7 тыс. (1,4 %). Большинство тех, кто признал себя русинами, сосредоточена в Гуменном — 7,8 тыс. (6,8 %), Свиднике — 3,4 тыс. (7,7 %), Бардийови — 1,9 тыс. (2,3 %), Старой Любовные — 1,0 тыс. (2,1 %). Абсолютное большинство русинов-украинцев (89,0 %) проживает в северо-восточной части Словакии, известной под названием «
Прешовщина
», где насчитывается 6 поселков, в которых этнические украинцы составляют более 20 процентов, и 11 поселков, в которых этнические украинцы составляют более 10 процентов. Незначительная группа украинского национального меньшинства проживает в столице Словакии — г. Братислава, на остальной территории — дисперсно
.
По оценкам
В. Кубийовича
в 1930 году на
Прешовщине
жило не менее 110 тысяч украинцев, в том числе на украинской этнической территории — 87 тысяч человек, вне украинской территории — 23 тысяч человек. Греко-католиков со словацким языком было ок. 80 тысяч человек.
По опросу «Словацкого национального совета» в 1967 г. в 206 селах из всех 250 сел
Прешовщины
проживало 98 тысяч украинцев.
В Словакии сейчас проживает многочисленная украинская община, приблизительное количество которой составляет 150-180 тыс. жителей, хотя, правда, статистические данные по последним переписям говорят лишь о 30-40 тыс. граждан этой национальности. Русины-Украинцы заселяют около 300 сел, компактно расположенных на территории Северо-Восточной Словакии вдоль словацко-польской границы, начиная от самых восточных сел: Новоселица, Сбой, Улич-Кривой, Русский Грабовец, граничащих с Украиной, до западного украинского села Остурня под Татрами.
Украинские (русинские) организации
Наиболее многочисленной и представительной организацией украинцев в Словакии является
«
Союз русинов-украинцев
»
, численность которой сейчас составляет около 4 тысяч человек. Председатель — Петр Сокол
.
Среди других украинских организаций можно выделить:
Союз скаутов «Пласт» украинско-русинской молодежи в Словакии.
Председатель — Лев Довгович.
Украинский народный любительский хор «Карпаты». Художественный
руководитель — Лев Довгович.
Координационный комитет репатриантов в Словацкой Республике.
Председатель — Мария Долинская
Словацко-украинское общество,
председатель Михал Черны
Украинский музыкально-драматический ансамбль им. Т. Г. Шевченко.
Художественный руководитель Василий Грицак
.
СМИ
Союз русинов-украинцев
и
Союз украинских писателей Словакии
имеют свои периодические издания, издаются на украинском языке
:
Газета «Новая жизнь»
(выходит с 1951 года), печатный орган Союза русинов-украинцев. Главный редактор — Мирослав Илюк.
Литературно-художественный и публицистический журнал «Дукля»
(издается с 1953 года), печатный орган Союза украинских писателей Словакии.
Детский журнал «Радуга»
(выходит с 1951 года). Главный редактор — Иван Яцканин.
Образование на украинском (русинском) языках
Детские сады
В Словакии существует сеть дошкольного образования на украинском (русинском) языке в местах компактного проживания диаспоры
:
г. Гуменное, при начальной школе, директор Рудольф Демьян; с. Русская Поруба, директор Елена Андрейцо; с. Чабин, директор Любовь Гайдошова; с. Габури, при начальной школе, директор Данная Мурдзикова; с. Красный Брод, директор Эмилия Ряба; г. Меджилаборцах, директор Данная Германова; г. Медзилаборце, директор Ольга Капральова; с. Вирава, при начальной школе, директор Наташа Нергешова; г. Прешов, директор Анна Жиграйова; с. Орябина, директор Анна Суковатая; с. Удол, при начальной школе, директор Мария Томечек
Начальные школы
с. Хмелева, директор Анна Дзубакова; г. Гуменное, интернат с детским садом, директор Рудольф Демьян; с. Русская Поруба, директор Штефан Андрейцо; с. Габури, с детским садом, директор Данная Мурдзикова; с. Вирава, с детским садом, директор Жанета Риттерова; г. Прешов, школа и гимназия им. Т. Г. Шевченко, директор Юрай Муличак; с. Орябина, с детским садом, директор Йозеф Ковалчик; с. Удол, с детским садом, директор Мария Томечек
Средние школы
г. Прешов, школа гимназия им. Т. Г. Шевченко (с начальной школой), директор Игорь Андрейчак
Высшие учебные заведения
Прешовский университет
(основан 1 января 1997, ранее — Православная богословская академия (1950), Греко-католическая богословская академия (1880). Институт русистики, украинистики и славистики Философского факультета, Прешов, научно-педагогический директор Любицы Баботова, заведующий кафедрой украинистики Мария Чижмарова.
Университет Матея Бела в Банска Быстрицы
(основан 1 июля 1992 путем слияния двух филиалов Братиславского технического университета и Братиславского университета Коменского), факультет гуманитарных наук, кафедра славянских языков, декан Владимир Варинский
.
Литература
Кабузан В. М. Украинцы в мире: динамика численности и расселения. 20-е годы XVIII века — 1989 год: формирование этнических и политических границ украинского этноса. Институт российской истории РАН. — Москва: Наука, 2006. — 658 с.
ISBN 5-02-033991-1
Perfeckij J. Sociálně-hospodářské poměry Podkarpatské Rusi ve století XIII—XV.— Bratislava, 1924; Podkarpatská tradice o králi Matyášovi Corvinovi.— Bratislava, 1926
Роман Кухаренко //
- Інформаційно-аналітична щомісячна газета - Міграція — 01.10.2015
Геровский Г. Народная культура населения Пряшевщины // Пряшевщина.— Прага, 1948.— С. 145—163; Народная речь населения Пряшевщины
Мушйнка М. До історії збирання українського фольклору Східної Словаччини. До першої світової війни // Науковий збірник Музею української культури у Свиднику (далі — Науковий збірник МУК).— Пряшів, 1965.— Т. 1.—: С 181—213;
Гиряк M. Фольклористичні намагання українців Східної Словаччини за післявоєнний період // Педагогічний збірник.— Пряшів, 1973.— № 3.— С 77—120.
Головацький Я. Карпатская Русь: Географическо-статистические и историческо-этнографические очерки // Славянский Сборник.— СПб., 1875— 1877.
Stránský A, J. Dřevěné cerkve na Podkarpatské Rusi // Český lid,— 1925.— S. 252—260; 296—306; Trojvežaté cerkve podkarpatské // Stavitelské listy.— Praha, 1926 — S. 114, 351, 395.
Етнічна індентифікація українців Пряшівщини (Словаччина) крізь призму музичного фольклору / О. Р. Фабрика-Процька // Соціально-гуманітарний вісник. - 2018. - Вип. 20-21. - С. 77-80.
Примечания
Кабузан В. М. Украинцы в мире: динамика численности и расселения. 20-е годы XVIII века — 1989 год: формирование этнических и политических границ украинского этноса. Институт российской истории РАН. — Москва: Наука, 2006. — 658 с.
ISBN 5-02-033991-1
Perfeckij J. Sociálně-hospodářské poměry Podkarpatské Rusi ve století XIII—XV.— Bratislava, 1924; Podkarpatská tradice o králi Matyášovi Corvinovi.— Bratislava, 1926.
Головацький Я. Карпатская Русь: Географическо-статистические и историческо-этнографические очерки // Славянский Сборник.— СПб., 1875— 1877.
↑
slovak.statistics.sk.
(неопр.)
. Дата обращения: 9 марта 2017. Архивировано из
5 марта 2016 года.
Микола Мушинка.
(неопр.)
. Дата обращения: 8 декабря 2019.
15 мая 2020 года.
↑
Роман Кухаренко.
(неопр.)
.
Інформаційно-аналітична щомісячна газета - Міграція
. migraciya.com.ua (1 октября 2015). Дата обращения: 9 марта 2017.
12 марта 2017 года.
(неопр.)
. irbis-nbuv.gov.ua. Дата обращения: 8 декабря 2019.
Гиряк M. Фольклористичні намагання українців Східної Словаччини за післявоєнний період // Педагогічний збірник.— Пряшів, 1973.— № 3.— С 77—120.
Олексій Курінний.
(неопр.)
. Дата обращения: 9 марта 2017.
12 марта 2017 года.
Stránský A, J. Dřevěné cerkve na Podkarpatské Rusi // Český lid,— 1925.— S. 252—260; 296—306; Trojvežaté cerkve podkarpatské // Stavitelské listy.— Praha, 1926 — S. 114, 351, 395.
Мушйнка М. До історії збирання українського фольклору Східної Словаччини. До першої світової війни // Науковий збірник Музею української культури у Свиднику (далі — Науковий збірник МУК).— Пряшів, 1965.— Т. 1.—: С 181—213;
Геровский Г. Народная культура населения Пряшевщины // Пряшевщина.— Прага, 1948.— С. 145—163; Народная речь населения Пряшевщины
↑
(неопр.)
. nado.znate.ru. Дата обращения: 9 марта 2017.
10 января 2018 года.
↑
(укр.)
. slovakia.mfa.gov.ua. Дата обращения: 9 марта 2017. Архивировано из
28 июля 2017 года.