Interested Article - Белоцерковская и Богуславская епархия

Белоцерковская и Богуславская епархия — епархия Украинской православной церкви , объединяет приходы и монастыри на территории десяти районов южной части Киевской области Украины .

Кафедральный город — Белая Церковь . Кафедральные соборы — Спасо-Преображенский (Белая Церковь) и Троицкий ( Богуслав ).

Названия

  • Юрьевская и всего Поросья (XI—XII века)
  • Юрьевская и Каневская (с 1147)
  • Белоцерковская и Сквирская (викарная)
  • Белоцерковская и Богуславская (с 1994)

История

В 1032 году великий князь Ярослав Мудрый основал на реке Рось город Юрьев , который стал кафедрой новой Юрьевской епархии. В Юрьеве возведен Свято-Георгиевский собор, ставший кафедральным. Точная дата основания епархии неизвестна, в византийских каталогах епархий середины XI века уже значился «Святой Георгий на Роси» .

В конце XII века Юрьев перестаёт быть форпостом в борьбе с половцами , изменилось и местонахождение епископской кафедры — с 1150 по 1154 год она находится в Каневе , с 1197 по 1198 год — в Белгороде ; но в XIII веке кафедра снова возвращается в Юрьев. С монголо-татарским разгромом XIII века связано пресечение епархии в 1231—1233 годах, упадок церковной жизни в Поросье .

Затем церковная жизнь отчасти возродилась, когда эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского . Юрьев был восстановлен на том же месте, но получил новое имя — Белая Церковь — данное народом от белокаменной руины Юрьевской церкви, разрушенной татарами .

Поначалу литовские князья благоволили православным, но их наследники приняли римо-католицизм , вошли с тесный союз с Польшей , и начали утеснять православных, способствовали распространению среди них римо-католической проповеди. После появления новой формы пропаганды — униатства — давление на православных усилилось. В 1596 году епископы Луцкий Кирилл (Терлецкий) и Владимиро-Волынский Ипатий (Потей) подписали Брестскую унию , временно лишив оставшуюся верной Православию паству иерархической организации и той меры государственного признания, которой она ещё пользовалась .

В 1620 году Патриарх Иерусалимский Феофан III возродил иерархию Православной Церкви на Украине. К 1640-1650-м годам относятся упоминания о нескольких православных храмах в Поросье. В то время в Белой Церкви было пять церквей, каждую опекал отдельный городской цех ремесленников, при храмах были приходские школы. К этому времени относятся и сведения о монастырях на территории Поросья: Ржищевском Спасо-Преображенском мужском и Лесовичском Свято-Георгиевском женском .

С 1737—1739 годов на Поросье утверждается уния .

После второго раздела Польши в 1793 году, под покровительством Российской Империи , православная епархиальная организация края стала возрождаться. Массовое возвращение населения в православие из зачастую насильственно внедренного униатства быстро увеличивало местную паству .

Восстановлению православия способствовало присоединение Правобережья к Российской империи. На Поросье были сформированы православные протопопии (благочиния) Белоцерковская и Богуславская. Православные храмы Белоцерковщины того времени были достаточно скудными. Когда в 1797 году их осмотрел Киевский митрополит Иерофей, то, как свидетельствуют документы, увидел «во всех почти тамошней церкви одни беспорядки и неустройства». Православным храмам нужна была весомая помощь государства. И она поступила оттуда, откуда не ждали — из императорского гардероба. Императрица Екатерина II после присоединения большинства униатов к православию повелела часть своей одежды перешить на церковные ризы для новоприсоединенных приходов. Тем не менее, церковное строительство в первой половине XIX века развивалось здесь достаточно умеренными темпами — большинство мирян в это время были крепостными помещиков-поляков.

В XIX веке Белая Церковь снова входит в состав Киевской митрополии . В это время зарождается просветительное движение среди священства. Первые шаги в организации церковно-приходских школ в крае сделал священник , настоятель Белоцерковского Спасо-Преображенского собора, он же стал одним из инициаторов краеведческого движения. В конце XIX века в Белой Церкви, Тараще и других городах создаются православные братства .

Первая мировая война , революция 1917 года, гражданская война вызвали хаос и раскол не только в государственной, но и в церковной жизни, за которыми последовали гонения со стороны новой атеистической власти. С начала 1920-х годов разрушались храмы и закрывались монастыри .

В 1921—1924 годы викарий Киевской епархии епископ Димитрий (Вербицкий) носил титул Белоцерковского и Сквирского .

С обретением Украиной независимости вновь воспряла церковная жизнь, началось возвращение людей в Церковь и воссоздание храмов.

Летом 1994 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Белоцерковская епархия была возрождена.

При епархиальном управлении созданы отделы: издательский, духовного образования и катехизации, информационный, юридический, архитектурно-строительный, социального служения.

Епископы

Юрьевская епархия
  • Михаил (упом. 1071 — упом. 1073)
  • Антоний (упом. 1088—1091)
  • Марин/Карион (упом. 1091—1095)
  • Даниил (6 января 1113 — 9 сентября 1121)
  • Марк (до 1134)
  • Карион (упом. 1184—1197)
  • Адриан (1197, в/у еп. Белгородский, именовался Белгородским и Юрьевским)
  • Дамиан (упом. 1147—1155)
  • Алексий (упом. 1200)
Белоцерковское викариатство Киевской епархии
Белоцерковская епархия

Благочиния

  • Белоцерковское
  • Богуславское
  • Володарское
  • Кагарлыкское
  • Мироновское
  • Ракитнянское
  • Ржищевское
  • Сквирское
  • Ставищенское
  • Таращанское
  • Тетиевское
  • Узинское

Монастыри

В епархии действует 5 монастырей :

Примечания

  1. от 8 декабря 2015 на Wayback Machine // «Звезда рождества»
  2. В. И. Петрушко. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. IV : « — Бессмертие ». — С. 564-565. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-009-9 .
  3. . Дата обращения: 17 сентября 2015. Архивировано из 23 сентября 2015 года.

Ссылки

  • на сайте patriarchia.ru
  • в Православной энциклопедии
Источник —

Same as Белоцерковская и Богуславская епархия