Interested Article - Елевферий (Богоявленский)
- 2020-05-22
- 1
Митрополи́т Елевфе́рий (в миру Дмитрий Яковлевич Богоявленский ; 14 [26] октября 1868 , Новый Оскол , Курская губерния — 31 декабря 1940 , Вильнюс , СССР ) — епископ Православной российской церкви ; митрополит Ковенский и Литовский, затем Виленский и Литовский .
В 1930-е окормлял эмигрантские русские приходы, остававшиеся в юрисдикции Московской Патриархии, возглавляемой митрополитом Сергием (Страгородским) .
Биография
Родился в семье сельского псаломщика ; его младший брат — епископ Исидор (Богоявленский) . Окончил Старооскольское духовное училище и Курскую духовную семинарию в 1889 году. Был назначен учителем церковно-приходской школы в Ямской слободе, где проработал в течение одного учебного года.
В 1890 году женился, 25 ноября того же года был рукоположён в сан священника к Покровскому храму в селе Тростянец Новооскольского уезда; вскоре овдовел.
В 1900 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , окончил её со степенью кандидата богословия в 1904 года и принял монашеский постриг с именем Елевферий. Определён преподавателем гомилетики в Каменец-Подольскую духовную семинарию .
С 1906 года — инспектор Холмской духовной семинарии . С 1909 года ректор Смоленской духовной семинарии в сане архимандрита . 21 августа 1911 года хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии (архиепископа Тихона (Беллавина) ).
Награждён орденами Святой Анны II степени и Святого Владимира III степени (1913).
В 1914 году, после начала мировой войны , переселился в московский Донской монастырь ; по окончании военных действий возвратился в епархию.
В связи с избранием в июне 1917 года архиепископа Тихона (Беллавина) на Московскую кафедру указом Святейшего синода от 28 июня 1917 года был назначен управляющим Литовской епархией.
Член Всероссийского Поместного собора 1917—1918 годов , участвовал в 1—2-й сессиях, член IX, XI отделов.
С ноября 1918 года жил в Вильно , с 1919 года председатель Литовского епархиального совета.
Постановлением Священного синода от 11 июля 1921 года был возведён в сан архиепископа Литовского и Виленского и назначен священноархимандритом Свято-Духова монастыря в Вильно . Оказался в независимой Польше (Вильно был оккупирован и в марте 1922 года аннексирован Польшей). Противостоял автокефалистским тенденциям в Польской православной церкви и сохранял верность юрисдикции Московской патриархии. Вследствие непризнания им автокефалии Польской церкви в ночь с 13 на 14 октября 1922 года был задержан польскими властями в Свято-Духовом монастыре в Вильно и помещён в католический монастырь молчальников ( камальдулов ) в местечке Беляны близ Кракова, где находился до начала февраля 1923 года. В феврале 1923 года был освобождён и выслан из Польши в Литву.
6 февраля 1923 года прибыл в Каунас , который служил временной столицей Литвы.
В 1924 году награждён бриллиантовым крестом на клобук .
Осенью 1928 года получил приглашение от заместителя местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) прибыть в Москву и доложить о положении Православной церкви в Литве и Польше. Находясь в Москве , 28 ноября 1928 года был возведён в сан митрополита Литовского и Виленского. Воспоминания о своей поездке он изложил в книге «Неделя в патриархии». По словам историка Андрея Кострюкова , «вне всякого сомнения, гражданин другой страны, архиерей мог услышать и увидеть в Москве только то, что ему дозволено было слышать и видеть. В Россию его пустили не для того, чтобы показывать правду. Кроме того, митрополит Елевферий, помнящий былую Русь, несомненно мечтающий о величии Русской Церкви и искренне преданный митрополиту Сергию, увидел в России то, что хотел увидеть» .
Протопресвитер Василий Виноградов в изданной в 1959 году в Мюнхене книге «О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности св. патриарха Тихона» писал о нём: «<…> С разрешения Советской власти он пробыл в гостях в Патриархии целую неделю (больше недели Сов. власть решительно не дозволила). Свои впечатления М. Елевферий изложил в небольшой книжке (в 2-х частях) под заглавием „Неделя в Патриархии“. Книга эта поражает той наивной, почти детской доверчивостью, с какой заграничный иерарх, незнакомый с условиями советской жизни и психологией подсоветских церковных деятелей, и к тому же человек чистой и открытой души, взирал на искусственно для показа ему созданные фикции „свободной“ церковной жизни и „свободного“ церковного управления. Ему и на мысль не приходит, чтобы так гостеприимно принимающие его члены Синода, русские иерархи, могли почему-либо на его вопросы об условиях и обстоятельствах церковной и их личной жизни давать ответы не те, которые они хотели бы ему дать, а те, которые угодны ГПУ (агенты которого, как они хорошо знали, в той или иной форме, непременно всюду и везде в Патриархии)» .
Указом митрополита Сергия и Синода от 24 декабря 1930 года в связи с переходом митрополита Евлогия (Георгиевского ) и большинства его приходов в юрисдикцию Константинопольской православной церкви и отказом епископа Владимира (Тихоницкого) принять управление был назначен временно управляющим Западно-Европейскими русскими приходами (пожелавшими остаться в ведении Московской патриархии); с 30 апреля 1931 года управляющий.
В 1936 году был награждён правом предношения креста за богослужениями и литовским орденом Великого князя Гядиминаса I степени .
После передачи Литве части польской территории Советским Союзом 2 ноября 1939 года вернулся в Вильнюс .
Скончался вечером 31 декабря 1940 года от менингита; похоронен в архиерейской усыпальнице в храме Свято-Духова монастыря в Вильнюсе.
Сочинения
- Главнейшие черты нравственного мировоззрения русских подвижников 19-го века // ОР РНБ. Ф. 574. Оп. 2.
- Переписка с Патриархом Тихоном и митрополитом Сергием (Страгородским). 1922—1939 // Архив Московской Патриархии.
- Речь при наречении во епископа Ковенского // Церковные ведомости. Прибавления. 1911. — № 35.
- Письмо к митр. Евлогию (Георгиевскому) // Возрождение. 1927. — № 680.
-
Неделя в Патриархии (Впечатления и наблюдения от поездки в Москву). — Париж, 1933.
- Неделя в Патриархии: (Впечатления и наблюдения от поездки в Москву) // Из истории Христианской Церкви на Родине и за рубежом в ХХ столетии. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. — С. 174—295.
- Письмо Блаженнейшему Сергию, Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, от 3 июня 1934 г. (выписка) // Журнал Московской Патриархии. 1934. — № 22. — С. 3-4.
- Мой ответ митрополиту Антонию. — Париж, 1935.
- Об искуплении. Письма митрополиту Антонию. — Париж. — 1937. — 196 С.
- Соборность Церкви. Божие и Кесарево. — Париж, 1938.
- Папство в вопросе соединения Церквей. — Париж, 1940.
- Из переписки с митр. Сергием (Страгородским) // Церковь и время. 2000. — № 1, 3.
- Письмо Д. А. Ишевскому // Шевченко Т. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917—1957). 2013. — С. 431—432.
- Кострюков А. А. // Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2023. — Вып. 111 . — С. 164—187 .
- Кострюков А. А. // Христианское чтение . 2023. — № 2. — С. 362—372.
Примечания
- Митрополит Елевферий (Богоявленский). от 20 августа 2008 на Wayback Machine
- Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции. — ПСТГУ, 2007. — С. 15.
- Цит. по: Протопресвитер Георгий Граббе . Правда о Русской Церкви на Родине и за Рубежом. — Jordanville, N.Y., 1961. — С. 47—48.
- Протопресвитер Василий Виноградов. от 24 декабря 2010 на Wayback Machine
- от 3 октября 2006 на Wayback Machine
Литература
- Ведерников А. Блюститель канонической истины: Памяти митрополита Литовского и Виленского Елевферия (Богоявленского) // Журнал Московской Патриархии . 1957. — № 9. — С. 65-76
- Никитин Д. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVIII : « Египет древний — Эфес ». — С. 280-282. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5 .
- Пидгайко В. Г. // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLI : « Ливаний — Львовский в честь Преображения Господня женский монастырь ». — С. 182-192. — 752 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-89572-021-9 .
- Мусаев В. И. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. — Т. 13. — № 7 (117).
Ссылки
- Сайт Русское православие
- 2020-05-22
- 1