Interested Article - Василий (Ратмиров)

Архиепи́скоп Васи́лий (в миру Василий Михайлович Ратмиров ; 29 декабря 1887 ( 10 января 1888 ) , станица Нововеличковская , Екатеринодарский отдел , Кубанская область 1960-е , СССР ) — епископ Русской православной церкви ; с сентября 1944 года архиепископ Минский и Белорусский; ранее, в 1922 -1941 годы, был в обновленчестве .

Биография

Ранние годы и священническое служение

Родился 29 декабря 1887 года (указание самого Ратмирова на 1881 год не соответствует действительности ) в станице Нововеличковской в семье священника .

В 1902 году окончил Екатеринодарское духовное училище , в 1908 году — Ставропольскую духовную семинарию по 2-му разряду .

17 августа 1908 года рукоположён во диакона к Успенской церкви в станице Стародеревянковской Ейского отдела Кубанской области .

5 октября 1909 года рукоположён в сан священника к Михаило-Архангельскому собору Темрюка . Назначение не принял. Почислен за штат .

27 октября 1910 года определён на священническое место к церкви в села Арзгир Благодарненского уезда . 3 октября 1914 года переведён в Николаевскую церкви в Ейске .

Согласно его собственному свидетельству, в 1914 он был возведён в сан протоиерея , что не соответствует действительности; 12 марта 1915 он был лишь награждён правом ношения скуфьи .

Служил священником в городе Ейске в 1918—1920 годах, в то время, когда эта территория была занята белыми. После прихода сюда большевиков стал тесно сотрудничать с органами ГПУ

Согласно анкете данным самого Ратмирова от 1944 года, 4 ноября 1921 года Патриархом Тихоном хиротонисан во епископа Ейского , викария Ставропольской епархии , что не соответствует действительности, как и не соответствует действительности его сообщение об окончании Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия . Возможно это просто часть его легенды, созданной в 1940-е годы.

В обновленчестве

В 1922 году вошёл в юрисдикцию обновленческого Высшего церковного управления. В том же году решением Кубанского обновленческого епархиального управления назначен благочинным города Ейска .

В обновленчестве получил сан протоиерея. Был настоятелем Михайло-Архангельского собора города Ейска .

С 1926 года служил в городе Новороссийске . Весной 1930 года возведён в сан протопресвитера .

Летом 1931 года, состоя в браке, был хиротонисан во епископа Армавирского и Майкопского. Кафедра располагалась в Николаевском соборе Армавира . Возведён в сан архиепископа .

В марте 1937 года переведён на Курскую обновленческую кафедру с возведением в сан « митрополита ». Кафедра располагалась во Всехсвятской кладбищенской церкви Курска . По воспоминаниям курского духовенства, Ратмиров вёл себя вызывающе: «бритый, в штатском костюме, с папиросой в зубах, под ручку с женой», он появлялся не только в городе, но и приходил на службу в собор .

В 1938 году ушёл на покой. Снял сан. С 21 июня 1938 года работал завхозом и делопроизводителем при обновленческом митрополите Виталии (Введенском) , первоиерархе Православных церквей в СССР .

22 июля 1938 года был арестован. 1 августа того же года дело прекращено с освобождением из под стражи .

Будучи делопроизводителем при Виталии (Введенском), изъял своё личное дело — на это указывают Сергий (Ларин) (бывший обновленец); данных о Ратмирове не было у составителя Каталога обновленческих архиереев архивариуса Яворского, работавшего по архивным данным обновленческого Синода в 1947 году в Московской Патриархии — Яворский включил всего лишь собственноручную подпись о том, что Василий снял сан по собственному заявлению .

Протоиерей Николай Потапов на допросе 21 июля 1938 года отвечая на вопрос об обновленческом митрополите Василии Ратмирове, показал, что до революции Ратмиров был миссионером, потом стал епископом и был назначен митрополитом Курской области, «где, боясь репрессий органами советской власти, ушёл на покой и, получив паспорт без указания сана митрополита, перешёл на нелегальное положение, как митрополит и переехал в Москву к первоиерарху Виталию, где и служит по настоящее время делоуправом, а по существу является восприемником первоиерарха Виталия в случае его смерти». 16 марта 1939 г. следователь вновь стал расспрашивать Потапова о Ратмирове. Протоиерей Потапов сказал, что никогда не видел Ратмирова в лицо, но знает, что по паспорту он митрополитом не числится, а также знает то, что митрополит Виталий запрещал называть Ратмирова иначе как по имени отчеству .

30 августа 1939 года уволился от занимаемой должности . Перешёл на работу бухгалтером в гражданское учреждение .

Епископское служение в Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны

В июле 1941 года принёс покаяние и был принят в «староцерковную» юрисдикцию Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским) . Последнее обстоятельство может объясняться тем, что Ратмиров мог скрыть от митрополита Сергия факт своего отречения от сана . Не исключено, однако, что Василий мог быть перерукоположен, так как Московская патриархия не признавала обновленческие хиротонии, совершённые после 1924 года.

17 июля назначен епископом Житомирским . Согласно воспоминаниям Михеева (2005), группа не отбыла в Житомир, так как город был сдан немцам раньше ( 9 июля 1941 года), чем предполагалось в НКВД .

В июле — начале августа 1941 года провёл подготовку для церковного служения работников НКВД подполковника Василия Михайловича Иванова («Васько», старший группы) и («Михась» ): идея руководителей операции Павла Судоплатова и Зои Рыбкиной состояла в том, чтобы группа в виде иподиаконов епископа Василия прибыла в епархиальный город до его занятия немцами и осталась там для выполнения разведывательных и диверсионных задач . По воспоминаниям Зои Рыбкиной: «Я узнала, что в военкомат обратился епископ Василий, в миру — Василий Михайлович Ратмиров, с просьбой направить его на фронт, „дабы послужить Отечеству и оборонить от фашистских супостатов православный люд“. Пригласила его к себе домой и несколько часов убеждала взять под опеку двух разведчиков, которых он „прикроет“ своим саном. Больше всего святого отца заботило, не осквернят ли его „подручные“ храм Божий кровопролитием. На следующий день в моей квартире началось обучение двух кадровых разведчиков — „Васько“ и „Михася“ богослужению: молитвам, обрядам, облачению…» .

Новые данные приводит В. Христофоров в книге «Органы госбезопасности СССР в 1941—1945 гг.» (М., 2011, с. 239), со ссылкой на Центральный архив ФСБ и на мемуары разведчицы Зои Воскресенской. То же самое приводится в книге под редакцией Христофорова «Великая Отечественная война 1941—1945 годов. В 12 т. Т. 6. Тайная война. Разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны» : Следует отметить, что оперативные группы в качестве прикрытия использовали различные возможности. Так, для обеспечения деятельности группы «Васько» в Калинине специально (по ходатайству верующих) была открыта одна из ранее бездействующих церквей. Верующие отнеслись к этому весьма благожелательно, однако чувствовалась известная настороженность, так как приезжих священнослужителей приняли вначале за обновленцев. Когда в октябре 1941 г. церковь разбомбили, службы шли в городском соборе. В группу были включены в качестве руководителя В. М. Иванов (оперативный псевдоним Васько), а также епископ Василий (В. М. Ротмиров), И. В. Куликов (Михась) и радистка Аня Баженова (Марта). Об обстоятельствах легендирования членов группы вспоминала известная сотрудница органов госбезопасности З. И. Воскресенская (Рыбкина): «Я спросила Василия Михайловича (Ротмиров. — Ред.), не согласится ли он взять под свою опеку двух разведчиков, которые не помешают ему выполнять долг архипастыря, а он „прикроет“ их своим саном. Василий Михайлович не сразу согласился, подробно расспрашивал, чем они будут заниматься и не осквернят ли храм Божий кровопролитием. Я заверила его, что эти люди будут вести тайные наблюдения за врагом, военными объектами, передвижением воинских частей, выявлять засылаемых к нам в тыл шпионов» .

27 августа 1941 году (согласно ПЭ ) назначен в Калинин (Тверь) . По свидетельству Михеева, епископ Василий с группой прибыл в Калинин вместе с митрополитом Киевским Николаем (Ярушевичем) , который 18 августа 1941 года освятил вновь открытый храм «на окраине города» (видимо, речь о Покровской церкви ; храм был частично разрушен советской артиллерией вскоре после занятия города немцами 14 октября того же года ). По свидетельству Михеева , Ратмиров, ещё до прихода немцев, демонстративно отстранив от служения священника, ранее бывшего в обновленчестве, сумел расположить к себе группу влиятельных верующих « тихоновской ориентации ». Во время германской оккупации Калинина (с 14 октября до 16 декабря 1941 года), выполнял функции прикрытия для советской разведывательно-диверсионной резидентуры (иподиаконы Иванов и Михеев, а также радистка). В конце октября 1941 года, при содействии бургомистра Ясинского , открыл Вознесенский собор на Советской улице , который ранее использовался как областной краеведческий музей. За несколько дней до оставления Калинина немцами (в начале декабря 1941 года, после Введения ), имел 2 встречи с шефом местного гестапо Крюгге, который имел в виду вербовочные цели .

В интервью 2013 года Михеев отмечал: «Между тем службы в Вознесенском соборе на Советской улице продолжались, общение с верующими давало возможность пополнять сведения о поведении немцев в городе, о настроениях населения, о подозрительных контактах немцев с горожанами. Всякая информация могла пригодиться. Но мы ходили по лезвию ножа: шаткой выглядела легенда епископа Василия. Стоило гестапо направить шифровку в Берлин с просьбой проверить в эмигрантских православных кругах, известен ли им этот епископ, все кончилось бы крахом. Его рассказы о годах, проведенных в ссылке в Кеми (на Белом море ), тоже легко было проверить. А реальность была такова: до 1939 года владыка Василий был митрополитом Обновленческой Церкви, о чем скрыл, когда немцы потребовали от него автобиографию. Однако судьба была милостива к нам. Легенда выдержала экзамен» .

По освобождении Калинина советскими войсками, был задержан по наводке местного жителя как предатель и немецкий пособник и препровождён в Управление НКВД, где был «радушно» принят заместителем начальника УНКВД Крашенинниковым . Продолжал находиться в Калинине вместе с Михеевым, который возглавил группу вместо «Васько» как его секретарь, — на случай повторного занятия города немцами .

В документе Московской Патриархии от 15 марта 1942 года упомянут в сане архиепископа . 22 марта 1943 года, «не дожидаясь освобождения от немцев всей Смоленской области», его архипастырскому попечению поручены освобождаемые местности Смоленской епархии ; к осени 1943 получил титул «архиепископа Калининского и Смоленского».

Историк Дмитрий Поспеловский , ссылаясь на «одного из достойнейших священнослужителей Московской Патриархии, рукоположенного Ратмировым» (то есть протопресвитера Виталия Борового ), писал, что «последний был нравственно разложенной личностью, но своими высокопоставленными связями немало помогал и существованию приходов и спасению из рук НКВД священников» .

Принимал участие в Соборе епископов 8 сентября 1943 года , избравшем Местоблюстителя митрополита Сергия на Патриарший престол .

С 17 января 1944 года разновременно назначен управляющим приходами Гомельской и Полесской областей .

С 4 сентября 1944 года — управляющий белорусскими епархиями с титулом «архиепископ Минский и Могилёвский»; с 12 февраля 1945 года — также временно управляющий Литовской и Белостокской епархиями .

В марте 1945 года был награждён правом ношения креста на клобуке . По приказу Сталина после войны был награждён золотыми часами и медалью .

Послевоенные годы

Добился разрешения на открытие в Жировичском монастыре пастырско-богословских курсов .

Пребывание на Минской кафедре характеризовалось многочисленными аморальными проступками и финансовыми махинациями с его стороны . Ввиду начавшегося в Синоде разбирательства, подал 30 декабря 1946 года прошение об увольнении на покой по болезни. 13 января 1947 года «ввиду серьёзного заболевания» уволен на покой, согласно прошению . В своём исследовании о Минских архиереях белорусский священник , характеризуя Ратмирова как типичного обновленца, пишет: «общеизвестно, что Василий Ратмиров, попросту говоря, бросил епархию и скрылся в неопределённом направлении, на чём и окончилось его „святительское“ поприще» .

13 мая 1947 года был вызван в Синод для дачи объяснений об исчезновении из Минской епархии денежных средств; был запрещён в священнослужении; его местонахождение для руководства Патриархии осталось неизвестным. По некоторым сведениям , в 1947 году жил в городе Кунцево Московской области, где у него была дача . О дальнейшей его судьбе достоверных открытых сведений нет.

По словам Ивана Михеева, «владыка Василий достаточно рано ушел из жизни, в 60-е годы жизнь его оборвалась. Сказались старые болезни и переживания». По словам Михеева архиепископ Василий: «не словом, а делом доказал свой патриотизм и верность Родине в годы войны. Мне же он запомнился как человек исключительного благородства и верности своем долгу» .

Историк Церкви Дмитрий Поспеловский на основании своей беседы в 1979 году с протопресвитером Виталием Боровым , который был хиротонисан Василием (Ратмировым) в диакона в октябре 1944 года, писал о последнем: «<…> тип до того нравственно опустившийся, что спасённый им из тюрьмы Виталий Боровой, впоследствии профессор-протопресвитер и один из архитекторов внешней политики Московского патриархата с конца 1940-х гг. до начала перестройки, долго сомневался в благодатности своего священства, полученного из рук этого иерарха» .

Примечания

  1. , с. 156.
  2. , с. 155.
  3. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VII : « Варшавская епархия Веротерпимость ». — С. 93-94. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  4. от 23 июня 2021 на Wayback Machine // Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Июнь». — Тверь. 2008. — С. 34-72
  5. Кияшко Н. В. Политика советского государства и обновленческий раскол на Кубани (1922—1923 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. — Вып. 108. — С. 95
  6. от 24 сентября 2018 на Wayback Machine // митрополит Мануил (Лемешевский) Русские православные иерархи периода с 1893—1965 гг. В 6-ти томах. Эрланген, 1979—1988, стр. 107
  7. Соловьёв И., свящ. // XXIV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета : Материалы. — М. , 2014. — С. 141—142 .
  8. Михеев И. Священник из фронтовой разведки // «Наука и религия». — 2005, № 3. — С. 12.
  9. . Дата обращения: 26 июня 2010. 29 апреля 2009 года.
  10. Михеев впоследствии принял постриг и сан под именем игумена «Иувеналия (Лунина)», участвовал в зарубежных поездках Патриарха Алексия (см. от 13 апреля 2014 на Wayback Machine ); в 1945 году самовольно (без санкции своего начальства в НКВД) снял с себя сан; впоследствии занимал должность заведующего международным отделом Совета по делам религий ( Михеев И. Священник из фронтовой разведки. // « Наука и религия ». — 2005, № 11. — С. 38).
  11. Михеев И. Священник из фронтовой разведки. // « Наука и религия ». — 2005, № 3. — С. 10—12.
  12. . Дата обращения: 14 октября 2017. 18 марта 2020 года.
  13. от 26 августа 2018 на Wayback Machine // Великая Отечественная война 1941—1945 годов. В 12 т. Т. 6. Тайная война. Разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. — М.: Кучково поле, 2013. — С. 614
  14. Михеев И. Священник из фронтовой разведки. // «Наука и религия». — 2005, № 4. — С. 22 (Михеев был очевидцем советского артобстрела и частичного разрушения храма вследствие прямого попадания снарядов).
  15. Михеев И. Священник из фронтовой разведки. // «Наука и религия». — 2005, № 4. — С. 23.
  16. Так было принято в государственных документах именовать приверженцев „староцерковного“ течения (Патриаршей Церкви) — в противоположность обновленцам .
  17. Михеев И. Священник из фронтовой разведки. // «Наука и религия». — 2005, № 5. — С. 19.
  18. Михеев И. Священник из фронтовой разведки. // «Наука и религия». — 2005, № 6. — С. 8—9.
  19. . Дата обращения: 2 марта 2016. 6 марта 2016 года.
  20. Михеев И. Священник из фронтовой разведки. // «Наука и религия». — 2005, № 6. — С. 10.
  21. Михеев И. Священник из фронтовой разведки. // «Наука и религия». — 2005, № 6. — С. 10—11.
  22. Галкин А. К. // Вестник церковной истории. — 2008. — № 2 . — С. 78, 93 . — ISSN . 26 ноября 2020 года.
  23. Дмитрий Поспеловский в « Книгах Google »
  24. от 7 июля 2012 на Wayback Machine // Православная энциклопедия .
  25. , с. 155—156.
  26. Судоплатов П. А. . — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 1997.
  27. . Дата обращения: 14 октября 2017. 15 октября 2017 года.
  28. от 9 июля 2021 на Wayback Machine // Журнал Московской Патриархии. 1947. — № 1. — С. 15
  29. Коржич, Николай, иерей. Правящие архиереи Минской епархии (1793—2003 гг.); Белорусская православная церковь. — Минск : Свято-Петро-Павловский собор, 2003. — 190 с.
  30. Дмитрий Поспеловский . от 18 июня 2008 на Wayback Machine .

Литература

  • Вознесенская З. И. «Под псевдонимом Ирина: записки разведчицы». — М.: Современник, 1997. — 350 с. — ISBN 5-270-01829-2
  • Правящие архиереи Минской епархии (1793—2003) / авт.-сост.: иер. Н. Коржич, иер. Ф. Кривонос, Шейкин Г. Н. — Минск : Минское епархиальное управление : Братство святых Виленских мучеников, 2003. — 190 с. — ISBN 985-6594-15-4
  • Михеев И. Священник из фронтовой разведки // Наука и религия. — 2005. — № 4. — С. 20-23; № 5. — С. 18-21; № 6. — С. 8-11; № 7. — С. 25; № 8. — С. 17-19; № 9. — С. 18-20; № 11. — С. 36-38.
  • Смирнов В. А. // « Независимая газета », 18 мая 2005.
  • // Посев. Общественно-политический журнал. 2013. — № 8. — С. 5-10.
  • Лавринов В. В. , прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — М. : Общество любителей церковной истории, 2016. — 736 с. — (Материалы по истории Церкви. Книга 54). — ISBN 978-5-9906510-7-4 .
Источник —

Same as Василий (Ратмиров)