Гранкин, Сергей Юрьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Гра́нкин ( ивр. סרגיי גרנקין , англ. Sergey Grankin ; род. 14 сентября 1968 , Ленинград ) — израильский журналист, военный корреспондент и режиссёр документальных фильмов. С 2002 года по март 2013 — военкор телеканала RTVi . С мая 2013 года работает на 9-м канале (Израиль) .
Сергей Гранкин родился в 1968 в Ленинграде. С первого класса учился в 481-й школе Кировского района Ленинграда. Интересовался историей и посещал исторический кружок в Эрмитаже .
После школы Сергей начал работать в Эрмитаже. Он занимался монтажом выставок: сначала в качестве грузчика, а затем в качестве монтажника-высотника.
В этот период Гранкин предпринял несколько неудачных попыток поступить на исторический факультет Ленинградского университета. Позднее он поступил в
Тартуский университет
на факультет славянской филологии, где тогда преподавал знаменитый профессор
Юрий Лотман
. Гранкин закончил только несколько курсов университета, но знания и уроки нравственности, полученные от Лотмана и некоторых других преподавателей, не пропали даром
.
С 1986 по 1988 год служил в специальных частях внутренних войск МВД СССР . В армии он начал фотографировать. В этот период у Сергея сложились хорошие отношения с офицерами дивизии, что помогло ему после окончания службы побывать в качестве фотожурналиста в районе Ферганских событий и Карабахского конфликта . Свой первый фильм в качестве журналиста, освещающего большую военную операцию, он снял на 35-миллиметровую киноплёнку в Карабахе .
По окончании армейской службы вернулся в Ленинград, где до выезда в Израиль работал в музей-квартире Пушкина . Эта работа не мешала другим занятиям Гранкина. Так, например, он служил фотокорреспондентом газеты «Тартуский рабочий» .
В 1990 году Гранкин репатриировался в Израиль. Здесь он продолжал заниматься фотографией, а затем также снимал на камеру. Несмотря на то, что работал со многими мировыми информационными агентствами, гонораров не хватало на жизнь, и еще долго Сергей подрабатывал строителем и сторожем .
Можно предположить, что армейский опыт, навыки фотоискусства и русская филология в сочетании с геополитическим положением Израиля помогли Гранкину стать военным журналистом. Но чтобы снимать под пулями, нужны ещё смелость, тяга к опасности и развитый инстинкт самосохранения. Так или иначе, с первых своих дней в Израиле Сергей решил стать военным журналистом. Уже в 1991 году он снимал материалы о палестинской интифаде , которые впоследствии стали частью его дипломной работы, выставки в Берлине в 1998 году и выставки под названием «Война с перерывом на обед» в Санкт-Петербурге в 2002 году . С телевидением журналист начал работать в 1996 году, когда готовил репортажи для российской телепрограммы «Взгляд» .
В 1991-2001 годы независимый военный журналист Сергей Гранкин освещал события во многих «горячих точках». Он побывал с камерой в Абхазии , Приднестровье , в разные периоды освещал войну в Югославии , в том числе в Сараево и в Косово . У журналиста было немало «горячей работы» и в Израиле: всё еще продолжалась Ливанская война , резко усилился террор против жителей страны .
С 1996 года Гранкин учился на факультете фотографии в академическом Иерусалиме , который он закончил в 1999 году.
вВ 2002 году Гранкин начал работать в израильском отделении русскоязычного телеканала RTVi , где продолжал работать до 2013 года. Короткое время он также работал на 9-м канале , однако новостные материалы этого телеканала главным образом производились и затем редактировались русскоязычным 9-м каналом. Такая «вторичность» в подготовке материала была Сергею не по душе и он предпочёл работу на RTVi . Ещё одним достоинством работы на RTVi, согласно Гранкину, является полное отсутствие цензуры на телеканале, которое поощрялось его владельцами . И, наконец, RTVi делает своим военкорам страховки, позволяющие им посещать Палестинскую автономию , в то время как работники многих других каналов не могут находиться на этой территории . Согласно некоторым источникам, страховой полис фронтового корреспондента RTVi — миллион долларов .
В 2003 году в качестве корреспондента RTVi Гранкин дважды по несколько недель находился в Ираке . В этой войне впервые в истории репортёры были внедрены ( ) в американо-британские военные части. Гранкин утверждает, что жёсткие ограничения этой системы напоминали ему Косово, однако с иракский стороны контроль над журналистами был ещё более жёстким. В Северном Ираке, где действовала турецкая цензура, работать было проще .
Из «горячих событий» местного характера Гранкин снимал выход из Газы в 2005 году ( размежевание ). Он тогда пробыл полтора месяца с батальоном эвакуаторов, участвовавших в этой «военной» операции и снял документальный фильм о сносе еврейских поселений в Гуш-Катифе и северной Самарии . Большой профессиональной удачей журналист считает эксклюзивный репортаж, который он и оператор Семён Кацыв передали в студию 12 июля 2006 года. Речь идёт о репортаже с места нападения боевиков «Хизбаллы» на израильский пограничный патруль. Эта атака была началом Второй ливанской войны . Впоследствии Гранкин был одним из пяти журналистов, которым удалось во время этой войны войти в Ливан со стороны Израиля . Он вошёл туда в предпоследний день войны с взводом разведки и сам, без оператора, подготовил материал об этой операции.
Как журналист Гранкин не раз говорил: «Репортер — это микрофон с ножками: мы стараемся объективно показать то, что видим, и дать возможность людям высказаться». То есть, в репортажах он не позволяет себе смешивать факты со своим мнением. Однако своё мнение у него, безусловно, есть. Так, например, он высказал свои критические замечания о готовности Израиля ко Второй ливанской войне в интервью, данном журналистке Изабелле Слуцкой .
В ходе своей карьеры военный корреспондент получил шесть ранений . Он был ранен резиновой пулей , осколком шоковой гранаты , в Рамалле его чуть не линчевали , но с камерой он не собирается расставаться.
Гранкин относится к той небольшой части команды, которая продолжает работать на RTVi после сокращений и увольнений в израильском отделении канала. Еженедельно он готовит пять репортажей, один из них для программы «Израиль за неделю». Не все его репортажи связаны с войной, вооружёнными конфликтами или террором, не всякая его работа сопряжена с высоким риском для жизни и здоровья. Сергей говорит, что «экшн» случается реже, чем хотелось бы и иногда его приходится долго искать. Но когда ему приходится жить под ракетами, в окопах, в грязи, он начинает мечтать о спокойной жизни .
В феврале 2013 года возле тюрьмы «Офер» невдалеке от Гиват-Зеева Гранкин был ранен в голову газовой гранатой во время репортажа о беспорядках, связанных с голодовкой палестинских заключенных террористов. Для получения первой помощи он был доставлен в больницу в Рамалле , а затем отправлен в больницу «Бейлинсон» .
7 марта того же года было опубликовано сообщение о том, что Гранкин уволен с телеканала RTVI после того, как проработал там более 11 лет . По всей видимости, это сообщение связано с запланированными на 30 марта изменениями в трансляциях RTVi на Израиль, которые отказался комментировать гендиректор отделения RTVi в Израиле Марк Мейерсон .
В последнем выпуске передачи «Израиль за неделю» Сергей попрощался с телезрителями RTV , попрощался с коллегами по работе (а коллеги попрощались друг с другом) и с 1 апреля 2013 года перешёл на пособие по безработице .
В июне 2016 года интернет-пользователи избрали Гранкина победителем конкурса 9-го канала «Люди года 2016» в номинации «Вклад в развитие русскоязычных СМИ Израиля» .
В 2010 году Сергей Гранкин стал лауреатом премии, вручаемой русскоязычным журналистам Израиля организацией IARJ (Ассоциация русскоязычных журналистов Израиля) .
Телерепортаж Гранкина привлекает зрителей своим самобытным стилем. Журналистка Инна Шейхатович называет его «мастером краткого, чёткого, смелого телерепортажа» . В некоторых вузах России используют его репортажи в качестве учебного пособия для будущих журналистов . «Он снимает свои сюжеты в сдержанной немногословной манере, без громких слов и пафосных выражений, нарочито простыми словами, рублеными фразами, в этакой мужественно „хемингуэевской“ манере. И такой способ подачи материала – самый верный путь к сердцам зрителей» – пишут о нём авторы сайта israelinfo.ru .
Формат новостных передач накладывает определённые ограничения на творчество журналиста. Чтобы получить большую творческую свободу Гранкин начинает снимать документальные фильмы. Вначале журналист думал, что киносъёмка помогает ему отдохнуть от войны и от трагических событий . Но позже он осознал, что речь идёт о другой форме творческого самовыражения. По его словам, снимая документальные фильмы, он переходит из мира «информационного вещания» в мир кино, то есть в «прекрасный мир, где можно жить, работать и творить» .
Первым документальным фильмом Гранкина, по всей видимости, был фильм «Горная прогулка в компании настоящих мужчин», увидевший свет в 1992 году . До этого он снял в Карабахе материалы для фильма «Чёрный сад», но фильм был завершён только в 1997 году и представлен на фестивале неигрового кино в Санкт-Петербурге . В 2000-е годы Гранкин подготовил несколько коротких фильмов, которые позднее были выпущены вместе с фильмом «Перелом», отражающим реалии размежевания .
Известность документалиста пришла к Гранкину после выхода фильма «Новые самаритянки» в 2006 году. В течение тысячелетий самаритяне заключали браки только внутри своей общины, однако в последние годы этот запрет был отменён и случились браки самаритян с женщинами из других общин. Съемочная группа RTVi наблюдала за жизнью «новых самаритянок» в Израиле, России, Украине и создала документальный фильм об их жизни . Фильм был представлен на многих фестивалях, получил международное признание и призы следующих международных кинофестивалей: «Еврейский взгляд» (Jewish Eye) в Израиле, в Киеве , «Сталкер» в Москве , «Саратовские страдания» в Саратове и «Листопад» в Минске .
Следующим фильмом режиссёра Гранкина стал «ДДТ. Дорога к чуду», снятый им через год. Это фильм о российском авторе и исполнителе песен Юрии Шевчуке и основанной им группе ДДТ . Фильм снят во время гастрольного тура ДДТ, когда Гранкин, Шевчук и участники группы путешествовали по Израилю и Юрий беседовал с Сергеем на самые разные темы. В фильме сочетаются музыка и песни Шевчука с архивными кадрами, снятыми в израильских войнах . Фильм получил престижный приз зрительских симпатий на 4-м международном телекинофестивале «Саратовские страдания» .
Над фильмом «Потерянный храм» Сергей Гранкин работал более двух лет. Журналистка Инна Шейхатович определяет жанр фильма как «документальный детектив» . Герои фильма заняты поисками разрушенного две тысячи лет назад еврейского Храма . Этот фильм удостоен диплома XIX Международного кинофорума « » в Москве в конкурсе полнометражных документальных фильмов .