Есть идея!
- 1 year ago
- 0
- 0
Сверхце́нная иде́я , сверхце́нная мы́сль , или переоце́ниваемая иде́я — психиатрический термин, обозначающий суждение, которое возникает в результате реальных обстоятельств и выводимо из личности , её установок, но сопровождается неиссякаемым эмоциональным напряжением и преобладает в сознании над всеми остальными суждениями. Человека охватывает чрезмерная одержимость в достижении какой-либо цели.
Сверхценные идеи следует отличать от сверхценного бреда и паранойяльного бреда , от бредоподобных идей (отличие — в отсутствии изменённого эмоционального фона) и от (отличие — в тесной связи с личностью и эгосинтонности ) .
Понятие «сверхценной идеи» было введено в 1900 году немецким психиатром Карлом Вернике . В своих работах Вернике отталкивался от работ французских психиатров об идеях фикс ( фр. idées fixes ) и был первым, кто отделил сверхценные идеи от навязчивых и бредовых мыслей .
Термин «идея фикс» введён в употребление Пьером Жане (1859—1947). В него включались все случаи, при которых у индивидуумов при в целом разумных действиях и адекватном поведении появлялись единичные иррациональные идеи, не поддающиеся переубеждению путём убедительных разумных объяснений и логической аргументации . В настоящее время этот термин устарел и употребляется редко .
Вернике отличал сверхценные идеи от навязчивостей , описанных его учителем К.-Ф.-О. Вестфалем .
Сверхценности всегда обладают сильно выраженной эмоциональной составляющей и тем, что переживаются они как нечто глубоко личностное (а значит, психическая самозащита от них невозможна).
В такое широкое понимание сверхценности попадают тревожная мнительность, болезненные сомнения, некоторые виды бреда [ источник не указан 2749 дней ] . Сверхценные идеи занимают в сознании доминирующее положение, воспринимаются самим человеком как вполне обоснованные, что побуждает человека активно бороться за реализацию этих идей. Такие идеи принимают форму гипертрофированной, болезненной убеждённости в чём-либо. В отличие от бреда, эта убеждённость всегда имеет под собой реальные факты, которые переоцениваются, сверхоцениваются (ревность, любовь, изобретательство и др.). Окружающие, скептически относящиеся к сверхценным идеям больного или пытающиеся критиковать их, расцениваются больным, в лучшем случае, как заблуждающиеся, в худшем — как враги.
Сверхценные идеи формируются как при расстройстве личности (чаще параноидного и шизоидного типа), а также при приобрётенных психопатических состояниях у лиц гипертимического склада , могут также встречаться при шизофрении и аффективных психозах.
Например, малозначащие, относящиеся к далёкому прошлому проступки в период глубокой депрессии становятся сверхценными, вырастая в сознании больных до трагических размеров.
Нередко утверждается, что в неблагоприятных ситуациях возможен последовательный или спонтанный переход от сверхценных идей к бреду. Однако такого рода утверждение несовместимо с критерием К. Ясперса (см. ) о невыводимости паранойяльного бреда из прежнего опыта человека, из его личности и ситуации .
Порой человек, стремясь осуществить некоторые «сверхценные идеи», рискует своей жизнью или жизнью других людей.
В современной психиатрии сверхценные идеи считаются элементом разных психических расстройств, в их числе обсессивно-компульсивное расстройство , дисморфофобия , ипохондрическое расстройство, расстройства пищевого поведения, гендерная дисфория, фантомная беременность, социофобия .
Поскольку нет специфических лекарственных средств для лечения сверхценных идей, терапия осуществляется ингибиторами обратного захвата серотонина и антипсихотическими препаратами одновременно с психотерапией .
Для сверхценной идеи характерны чётко определённые критерии, отличающие её от сверхценного и паранойяльного бреда .
При сверхценной идее сохраняется ясное сознание и способность к реалистической оценке (или, по крайней мере, её проблескам). Такого рода идеи могут наблюдаться в том числе у нормальных людей (например, в состоянии влюблённости), но с наибольшей регулярностью у страстных натур, фанатиков , людей с параноидным расстройством личности и при патологическом развитии личности .
При сверхценном (кататимном) бреде , который, согласно ведущим западным психиатрам аффективная установка. Но о психотическом уровне можно говорить лишь в том случае, если имеются описанные К. Конрадом признаки «протопатического поля переживаний». Сверхценный бред характерен для паранойяльного развития личности ( развитие личности при параноидном расстройстве личности), депрессивного и маниакального бреда .
, и другим, является непсихотическим , а К. Ясперсом с самого начала выделялся как бредоподобный (в отличие от истинного бреда), исчезают все остатки критического отношения, сознание сужается, полностью доминируетПаранойяльный же бред (согласно ключевому критерию К. Ясперса) непонятен, невыводим ни из личности, ни из ситуации. Как правило, здесь имеет место очевидный сдвиг, надлом, резкая перемена в личности человека, когда одно из самых заурядных в его жизни событий вдруг приобретает для него особое, не сравнимое ни с чем прежде значение, делается поворотной точкой дальнейшей жизни. Бредовые идеи возникают при этом из неясных бредовых переживаний и, как правило, не центрируются вокруг одной точки, а имеют тенденцию к расширению круга объектов бредовой интерпретации и систематизации .