Interested Article - Симхат Тора

Симха́т Тора́ ( ивр. שִׂמְחַת תּוֹרָה ‎, сефард. симха́т тора́ , ашкеназ. си́мхас то́йрэ — «радость Торы») — праздник в иудаизме , празднуемый сразу после Суккота ; в Израиле — на следующий день после Суккота (совпадает со Шмини Ацеретом ), в странах рассеяния — на девятый день с начала Суккота, на следующий день после Шмини Ацерета. В этот день завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый цикл.

Происхождение праздника

Симхат Тора как отдельный праздник был известен уже во времена Талмуда , в котором этот день называется хафтара . Однако особое празднование этого дня установилось в эпоху вавилонских гаонов (раннее Средневековье), когда трёхгодичный цикл чтения Торы был заменён годичным. С тех пор в этот день читается последний раздел Торы Ве-зот ха-браха (главы 33 и 34 Второзакония ), тем не менее, традиция начинать новый цикл в тот же день появилась позднее.

Обычаи праздника

Симхат Тора — один из самых весёлых праздников еврейского календаря, его с особой радостью отмечали советские евреи. В 1960-х годах они сделали его своим особым праздником, отмечаемым даже более радостно, чем Песах . Хотя с точки зрения еврейского закона это менее важный праздник, чем Песах, советские евреи были так ограничены в совершении своих ритуалов (или были плохо осведомлены о них), что выбрали самый весёлый из праздников .

Вечером и утром Симхат Тора, в синагогах устраивают Акафот , торжественное шествие со свитками Торы вокруг возвышения в центре синагоги, на котором читается Тора. Акафот сопровождается танцами и всеобщим ликованием, которыми евреи выражают веру и любовь к Творцу, одни из самых светлых в жизни каждого еврея.

В день Симхат Тора, завершая годичный цикл чтения Торы в синагогах по субботам, читают заключительную главу, и, чтобы подчеркнуть непрерывность и вечность Торы, тут же начинают её с начала. На Симхат Тора принято вызывать к чтению Торы всех без исключения мужчин, даже самых маленьких мальчиков.

Еврейские законоучители приводят несколько причин того, что новый цикл чтения Торы начинается в тот же день, когда заканчивается прежний:

1. В мидраше , описывающем, как царь Соломон устроил праздник в знак дарования ему Всевышним особой мудрости, приводятся слова рабби Элазара:

...мы приходим к выводу о целесообразности устроения праздника в день, когда мы заканчиваем читать Тору, ибо, когда сказал Всевышний царю Соломону: «Я дарую тебе мудрость и чуткое сердце, и подобных тебе не было и не будет», то Соломон тотчас же устроил пир для всех слуг своих, дабы отпраздновать это событие, и это значит, что приличествует устроить пир и празднество в день, когда мы закончили чтение Торы.

2. С тем, чтобы « не дать возможности сатане утверждать, что евреи рады завершению чтения, но не жаждут начать читать снова » .

Изначально существовал обычай, согласно которому человек, заканчивавший чтение Второзакония, тут же начинал читать книгу Бытие по памяти, поскольку существует правило «одному чтецу не дают двух свитков». В дальнейшем возникла практика вызывать к Торе двоих, один заканчивал читать Книгу Второзаконие, после чего другой начинал читать Книгу Бытие, таким образом, использовались 2 разных свитка.

Примечания

  1. Талмуд , Сукка 16а; Рош ха-Шана 46; Мидраш Псикта Зута, разд. Пинхас 29, 35
  2. Телушкин Йосеф. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. — М.:Лехаим, 1998.- 574 с.
  3. Шульхан Арух и Тур., ОХ. 669

Источники

Ссылки

Источник —

Same as Симхат Тора