Рубин, Илан
- 1 year ago
- 0
- 0
Ила́н Паппе́ (Ilan Pappé, ивр. אילן פפה ; род. 1954 , Хайфа ) — историк и политический активист. Изучал проблему появления палестинских беженцев в 1948 году . В настоящее время работает внештатным лектором в университете Экстера в Великобритании . До этого в 1984 — 2007 годах был лектором по политическим дисциплинам в Хайфском университете . Принадлежит к так называемым « новым историкам », представляющим ревизионистское направление в израильской историографии.
Ранее был одним из ведущих членов политической партии ХАДАШ , а также был одним из кандидатов от этой партии на выборах в Кнессет в 1996 году и в 1999 году .
Паппе известен тем, что согласно его мнению наибольшая часть палестинских беженцев была насильно изгнана из Палестины израильской армией во время войны 1948 года . По его утверждению, у еврейского правительства существовал специально разработанный план по этнической чистке захваченных в ходе войны территорий .
Официальная израильская историография утверждает, что большая часть беженцев появилась в результате добровольного оставления беженцами своих домов. Однако в 80-х годах израильские архивы были открыты для исследований. В ходе исследований Паппе пришёл к выводу, что у правительства существовал целенаправленный план этнической зачистки путём депортации . Другие историки исследовавшие архив не согласились с ним, хотя и согласны, что были многочисленные случаи силовой депортации населения.
Паппе — сторонник создания в Палестине единого двунационального государства евреев и арабов.
Работая в Хайфском университете , пользующемся поддержкой государства Израиль, Паппе при этом призывал к бойкоту израильских учёных.
Он считает, что «сионизм намного опаснее для безопасности на Ближнем Востоке, чем ислам» .
Статью Паппе, напечатанную в 2007 г. в газете « Индепендент », в которой он обвиняет Израиль в «геноциде в секторе Газа, ползучей депортации палестинцев на Западном берегу», «неразличении гражданских и военных целей» и в том, что (мирное) «население является главной целью операций ЦАХАЛа», операции ЦАХАЛa называет «карательными», считает, что Израиль допускает «применение любой находящейся в его распоряжении машины для убийств», а сам ЦАХАЛ — сравнивает с «машиной убийств» («killing machine») [ нет в источнике ] , перепечатали в январе 2008 г. в иранской официальной газете «Тегеран Таймс» .
Родился в Хайфе в семье еврейских иммигрантов из Германии. Многие его родственники погибли в Холокосте . Участвовал в Войне Судного дня на Голанских высотах . Высшее образование получил в Еврейском университете Иерусалима и закончил в Оксфордском университете . Там под руководством арабского историка Альберта Хурани защитил докторат по теме «Британия и арабо-израильский конфликт». Общался с палестинскими интеллектуалами во времена, когда Организация освобождения Палестины была запрещена в Израиле.
В 1996 году участвовал в выборах в Кнессет в списке партии ХАДАШ , будучи седьмым в списке. В кнессет не прошёл.
В 1998 году Паппе организовал в Хайфском университете мероприятия по случаю 50-летия Накбы («Катастрофы», араб. النكبة ).
В 2003 году Паппе написал книгу «История современной Палестины — одна земля, два народа» ( англ. «A History of Modern Palestine: One Land, Two Peoples» ). В предисловии он отрицал необходимость существования еврейского государства. После этого некоторые родственники перестали с ним разговаривать.
Призыв Паппе к экономическому, политическому и культурному бойкоту Израиля по примеру ЮАР времён апартеида вызвал осуждение в Израиле .
В апреле 2005 года , после того, как Паппе поддержал решение Британской академии бойкотировать Израиль и израильских учёных , президент Хайфского университета призвал его уволиться из университета. По словам профессора Бен-Зеева, «тот, кто призывает других к бойкоту собственного университета, должен самолично объявить университету такой бойкот» . Тем не менее, Паппе не был уволен (для этого было необходимо решение дисциплинарного суда), хотя ему не давали участвовать в семинарах и конференциях .
В 2006 году Паппе издал книгу «Этническая чистка Палестины» ( англ. «The Ethnic Cleansing of Palestine» ).
В 2005—2006 году Паппе стал получать телефонные звонки и письма с угрозами убийства. В одной из крупнейших газет Израиля появилась фотографии Паппе с нарисованной на ней мишенью . В статье рядом с этой фотографией журналист писал «Я не призываю вас убить этого человека, но не удивлюсь, если кто-то это сделает» .
В 2007 году Паппе переехал с семьёй в Великобританию, объясняя своё решение соображениями личной безопасности и тем, что он «задыхался как интеллектуал» .
Британский журналист Джон Пилджер ( ) охарактеризовал Паппе как «Наиболее смелого, принципиального и глубоко проникающего в материал израильского историка» .
Профессор Принстонского университета ( ) полагает, что книга Паппе «Этническая чистка Палестины» имеет важное значение для прошлого, будущего и настоящего Израиля и Палестины. Он пишет что «Каждый, кто стремится к миру и справедливости для этих двух народов, должен прочесть книгу и осмыслить проливающее свет, смелое и честное расследование преступлений, совершённых против палестинцев в ходе создания государства Израиль в 1948 году и в последующем» .
Профессор Нью-Йоркского университета ( ) пишет о той же книге Паппе:
«Этническая чистка Палестины» представляет собой сильное исследование плана о насильственной депортации палестинцев с целью создать исключительно еврейское государство. Рисуя полностью подробную картину событий, происходящих в 1948 году, Илан Паппе провидчески замещает парадигму войны парадигмой этнических чисток, внося таким образом вклад в альтернативный нарратив катастрофы, включая связанные с ней аспекты международного права. Этот храбрый аналог статьи « Я обвиняю », написанный израильским историком, доказывает несостоятельность продолжающегося отрицания произошедшего и репрессий, которые неминуемо сопровождают каждую мирную инициативу. Это болезненное путешествие в архивы — обязательное чтение, особенно для тех, кто хочет добиться представления о справедливом и честном примирении" .
По мнению доктора политологии, израильтянина Алека Эпштейна :
… борьба Илана Паппе с университетом, в котором он работает, и с государством, в котором он живёт, не была и не есть борьба одиночки — напротив, в ней проявляются (пусть и в несколько более крайней форме) те тенденции, которые на протяжении двух последних десятилетий превратили социально-историческое изучение успехов и неудач сионистского движения и Государства Израиль из плюралистической научной дисциплины (или дисциплин) в не более чем эхо леворадикальной идеологии, получившей название пост-сионизма. Борьба с «мифологией сионизма» — и в Израиле, и в США — превратилась едва ли не во входной билет в сообщество, называющее себя научным .
А. Эпштейн также считает, что Паппе не прав, заявляя, что у правительства Бен-Гуриона был особый план по этнической чисткe территорий в 1947 — 1949 годах . Он пишет, что «идея трансфера была выдвинута британцами, и … идея эта имела мало общего с тем, что произошло в действительности в 1947—1949 гг. Поэтому разговоры о „многолетнем планировании сионистскими лидерами трансфера арабского населения из своей страны“ представляют собой очевидное искажение исторических фактов» .
См. также
Согласно Алеку Эпштейну ,
После того, как ветераны той войны, члены бригады «Александрони», оспорили в суде утверждение о якобы имевшем место «массовом убийстве» ими арабов Тантуры, оказалось, что в магистерской диссертации Тедди Каца в заведомо искажённой форме приведены фрагменты многочисленных собранных им аудиозаписей. Против работы Т. Каца высказались некоторые известнейшие израильские историки, в частности, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Алон Кадиш (Alon Kadish) и профессор Хайфского университета Йоав Гельбер (Yoav Gelber). После того, как Тедди Кац в суде отказался от своих первоначальных утверждений и признал, что никакого массового убийства арабов в деревне Тантура не было, а 19 декабря 2000 г. принес письменные извинения ветеранам бригады «Александрони»… руководством Хайфского университета была сформирована комиссия в составе четырех профессоров — Амации Бар-Ама, Рафи Тальмона, Йосефа Небо и Ибрахима Джерайса (последний — араб по национальности), принявшая решение аннулировать утверждение его магистерской диссертации… Несмотря на очевидные расхождения между аудиозаписями и собранными материалами, с одной стороны, и их «цитировании» в тексте диссертации Т. Каца, с другой, Илан Паппе отказался признать оправданным решение о её аннулировании.
Именно борьба Илана Паппе … и Тедди Каца с «израильской оккупационной военщиной», борьба, щедро оплаченная Палестинской администрацией (перечислившей Т. Кацу восемь тысяч долларов), при безграничной толерантности со стороны ректората Хайфского университета, его администрации и научных работников, значительная часть из которых разделяет многие из их убеждений, и привела к решению британской Ассоциации о бойкоте.
Бенни Морис , один из израильских новых историков , полагает, что исторические книги Паппе излишне политизированы. Морис утверждает, например, что Паппе искажает факты, утверждая, что треть всех жертв во время первой интифады составляли женщины. Он пишет по этому поводу:
К сожалению, многое из того, что Паппе пытается продать своим читателям, является полной фабрикацией, выдумкой.
О книге Паппе A History of Modern Palestine Моррис пишет:
Эта книга изобилует ошибками такого уровня и в таком количестве, которые не найти в серьёзной историографии. […] Множество ошибок на каждой странице — результат как исторической методологии Паппе, так и его политических предпочтений…
Далее Моррис приводит многочисленные ошибки в датах и фактах, допущенные Паппе. Моррис подвергает Паппе резкой критике за призывы к созданию в Палестине двунационального арабо-еврейского государства, потому что такое государство «перестанет быть еврейским» демократическим путём. Морриса также пугает, что возвратившиеся беженцы захотят вернуть конфискованную у них собственность . Высокая рождаемость среди арабов также пугает Морриса. По мнению Морриса, палестинцы в случае создания такого государства будут мстить евреям за всё сделанное им.
В обзоре, посвящённом «The Ethnic Cleansing of Palestine», израильский журналист Seth J. Frantzman называет работу Паппе «циничной попыткой манипулирования данными с целью доказать неправдоподобные посылки». Он пишет, что
«Паппе игнорирует контекст и делает гораздо более широкие выводы, нежели позволяют факты, выбирая определённые свидетельства и полностью игнорируя другие.
Он не рассматривает намерения арабов в течение пяти месяцев, прошедших с момента решения ООН о разделе Палестины до провозглашения независимости Израиля, не принимает во внимание публичные заявления арабских лидеров в Палестине и соседних государствах, провозглашавших своей целью ликвидацию еврейского присутствия в Палестине.Понятно, почему такой полемист, как Паппе, хотел бы, так сказать, очистить своё повествование от любых подобных упоминаний: если он этого не сделает, это на корню погубит ту реальность, которую он хочет навязать своим читателям, ту реальность, которая переписывает исторические факты с точностью до наоборот и превращает скоординированную попытку арабов провести этническую чистку Палестины от евреев в попытку этнической чистки арабов евреями» .
Эфраим Карш — директор программы исследований Средиземноморских государств в Королевском колледже Лондонского университета, пишет :
Книги Паппе не опираются на архивные документы, предпочтение отдаётся вторичным (и глубоко предвзятым) источникам, цель которых — отстаивать палестинский «нарратив» конфликта. Он сам объясняет это во введении к «A History of Modern Palestine»:
- «Моя предвзятость очевидна, несмотря на желание моих коллег, чтобы я, реконструируя прошлое, строго придерживался фактов и „правды“. Я расцениваю такие построения как тщеславные и самонадеянные. Эта книга написана человеком, признающимся в сочувствии к колонизируемым, а не к колонизатору; человеком, разделяющим чувства оккупированных, а не оккупантов».
[…] Даже по искажённым стандартам, принятым в этой области науки, последняя книга Паппе стоит особняком. Книга не только не добавляет новых фактов или идей в антиизраильскую литературу, но и поражает небрежностью исследования. Она содержит бесчисленные фактические ошибки и неточности. Место рождения Ясира Арафата — Каир, а не Иерусалим. Специальная комиссия ООН по Палестине (UNSCOP) представила свой доклад 31 августа 1947 г., а не 29 ноября. Дейр-Ясин — под Иерусалимом, а не под Хайфой. Лоуренс Аравийский не имеет ничего общего с англо-хашимитской перепиской, которая привела к «великому арабскому восстанию» во время Первой мировой войны. Кроме того, эта переписка была инициирована Хашимитами, а не англичанами. Паппе неправильно передаёт даже официальную английскую транскрипцию имени президента Вейцмана (Chaim, а не Haim)…
Ещё более серьёзно то, что книга постоянно прибегает к неверной интерпретации фактов, искажениям и откровенной лжи…