Interested Article - Иерихон

Иерихо́н или А́риха ( араб. أريحا ‎, Ариха ; ивр. יְרִיחוֹ ‎, Yeriḥo; греч. Ίεριχώ , Иерихо́ ) — город на территории Палестинской национальной администрации (ПНА) , на Западном берегу реки Иордан . Является столицей провинции Иерихон , население 20 416 человек (2006) . Расположен на севере Иудейской пустыни , примерно в 7 км к западу от реки Иордан , в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима .

Один из древнейших непрерывно населённых городов мира , по мнению ряда исследователей — древнейший из них. Многократно упоминается в Библии , где именуется также как «город пальм» ( ивр. Ир ха-Тмарим ) ( Втор. , Суд. , 2Пар. ).

В сентябре 2023 года ЮНЕСКО внесла руины города Иерихон в список объектов всемирного наследия .

Пригороды Иерихона

Достопримечательности Иерихона

Монастырь Искушения около Иерихона

Взятие Иерихона Иисусом Навином

В библейской Книге Иисуса Навина рассказывается, что при завоевании евреями Ханаана Иерихон первый подвергся нападению. Укрепления его были так прочны, что евреям не было бы никакой возможности взять его; но стены города пали сами собой от звуков священных труб и, благодаря этому чуду ( Нав. ), город был взят. Всё население было уничтожено (кроме блудницы Раав , спрятавшей лазутчиков). Иерихон подвергся полному разрушению, и было объявлено, что заклятие падёт на всякого, кто решит восстановить его вновь; до царствования Ахава город пребывал в запустении .

Археологического слоя, соответствующего такому разрушению города, найдено не было .

История

Взятие Иерихона. Миниатюра Жана Фуке
  • Натуфийская культура — около 10 000—9600 гг. до н. э., сезонные, а затем постоянные стоянки натуфийских охотников и собирателей.
  • Докерамический неолит A — около 9500—8500 гг. до н. э. Здания этого периода имеют круглую форму и построены из саманного кирпича. Очаги располагались внутри и снаружи домов. Обнаружена каменная стена, высотой 3,6 м и шириной в основании 1,8 м. Стена предположительно использовалась для защиты от наводнения, а башня, находящаяся внутри, для религиозных целей.

В среднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. Согласно исследованиям, опубликованным в сентябре 2021 года в журнале , в конце среднего бронзового века город был разрушен огнём и ударной волной примерно в 1650 году до н. э. (по другим данным около 1550 года до н. э. ) из-за взрыва гигантского ледяного метеорита у поселения Телль-эль-Хаммам , расположенного в 22 километрах от Иерихона. Механизм катастрофы подобен Тунгусскому метеориту 1908 года, мощность взрыва составляла по меньшей мере 10 мегатонн в тротиловом эквиваленте, что превышает мощность атомного взрыва в Хиросиме 1945 года в тысячу раз . Согласно Библии, разрушение Иерихона было одним из эпизодов завоевания Ханаана древними евреями.

Согласно Библии, в царствование Ахава ( IX век до н. э. ) некий Ахиил нарушил заклятие и восстановил его, потеряв при этом всех своих сыновей. После этого Иерихон опять занял видное положение и играл немалую роль в истории. В римский период Марк Антоний подарил Иерихон Клеопатре , однако Август вернул его Ироду , который построил здесь свой зимний дворец. Во время Иудейской войны 66—73 годов город был разрушен и вновь отстроен императором Адрианом . О нём упоминают Иосиф Флавий , Страбон , Птолемей , Плиний и другие. При Константине I Великом здесь была христианская церковь, с епископом во главе. С течением времени Иерихон стал приходить в упадок. В VII веке после завоевания страны арабами здесь поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до XIX века.

Раскопки древнего города

Тоблер и Робинсон в середине XIX века вели раскопки холма среди равнины, неподалёку от Иордана , но ничего не нашли. В 1868 году Уоррен тоже копал на холме, и тоже ничего не обнаружил. В 1894 году на тот же холм обратил внимание учёный Блайз , полагая, что под ним всё-таки скрывается Иерихон. Немецкий археолог Эрнст Зеллин в 1899 году изучил поверхность холма и обнаружил несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришёл к выводу, что его предшественники были всё же правы: вероятнее всего, под наслоением скрывается древний город. Тем более что здесь сохранилась деревня под названием Эриха.

В 1904 году немцы Тирш и побывали здесь и собрали новые данные, указывающие на правильность выводов тех, кто пытался обнаружить Иерихон именно в окрестностях Эрихи. Первооткрывателем считается Зеллин. При своих раскопках В 1907 году он обнаружил дома и часть городской стены с башней (пять рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 метра). В 1908 году Германским восточным обществом были организованы серьёзные раскопки, руководителями работ которых были Зеллин, и Ватцингер. В 1909 году к ним присоединились Нёльдеке и Шульце.

Холм, в плане напоминающий эллипс, протянулся с северо-северо-востока на юго-юго-запад, и город занимал площадь 235 тысяч квадратных метров. Археологи раскопали полностью (на севере) ширину городской стены, равную 3 метрам, открыли вторую городскую стену шириной 1,5 метра.

Был открыт ещё кусок стены на том же северном склоне холма с каменным цоколем и сырцовой кладкой высотой 7 метров. Исследовав площадь 1350 квадратных метров между городскими стенами и пробными северными раскопками, учёные обнаружили в верхних слоях позднее мусульманское кладбище, а в нижних слоях — остатки городских построек.

Раскопки на западной стороне холма обнаружили каменные лестницы, сооружённые после разрушения городских стен, под лестницами также находились остатки значительно более ранних домов. В северной части холма открыты стены хеттского здания (здание « »). Ближе к восточной стене, которая не сохранилась, раскопаны остатки домов. Неподалёку от внутренней городской стены открыты кварталы, занимаемые домами, а также улица под стеной. На площади 200 квадратных метров к западу обнаружена городская стена и остатки зданий, а под стеной найден византийский некрополь. Возле юго-западной стены раскопаны остатки дома иудейской эпохи.

Первоначально археологи насчитали восемь наслоений, последовательно сменявших один другой:

  1. мусульманский, самый поздний, представленный могилами;
  2. византийский слой;
  3. позднеиудейский, с обломками аттической посуды классической эпохи;
  4. древнеиудейский, с обломками аттической посуды классической эпохи (дом над древней стеной);
  5. израильский, к которому относятся дом «Хилани», дома в центре (ближе к восточной отсутствующей стене), могилы, лестницы и внешняя городская стена;
  6. позднеханаанейский (находки между внешней и внутренней городскими стенами и керамика);
  7. древнеханаанейский (остатки города с домами и внешней и внутренней городскими стенами);
  8. первоначальный слой (тоже разделяющийся на несколько периодов), к которому относятся дома под внутренней городской стеной, некоторые массивы кирпичей на северо-западе.

Город назывался Лунным из-за культа Луны . Начальный и ханаанский периоды Иерихона, из которых последний обозначается разрушением массивных кирпичных стен на северо-западе и возведением двух городских стен — наружной и внутренней, скрывавших город наподобие двух колец. Особенно неприступен он был с востока, откуда донимали кочевники. Население города и в начальный период, и в ханаанский — было одно и то же. В древнейшем слое найдены кремнёвые орудия, орудия из других камней, так называемые чашечные камни .

После разрушения города начального периода Иерихон несколько сдвинулся к югу холма. Ханаанейские стены возведены уже в 3-2 тысячелетии до н. э. Факт разрушения Зеллин соотнёс с нашествием « », описанным в Книге Бытия .

Двойная крепостная стена Иерихона — исключение для Палестины . Зато у хеттов это обычный способ защиты городов.

Ханаанейский Иерихон красив. В нём ощущаются эгейские и вавилонские мотивы, хотя в основном он самостоятелен. В одном из домов найден каменный божок, аналогичный изделиям Гезера . Погребений ханаанейского периода в городе не обнаружено. Город был разрушен с востока, где уничтожена вся городская стена, и подожжён (всюду следы пожара), после чего некоторое время оставался почти необитаемым. Впрочем, часть населения продолжала жить в Иерихоне, и это археология связывает с поздне-ханаанейским периодом. Период характеризуется так называемой наколотой керамикой. Зеллин посчитал, что на этот раз Иерихон был разрушен израильтянами. В израильскую эпоху в городе долго оставались ханаанейцы, пока целиком не ассимилировались с завоевателями. Однако раскопки начала века показали, что в позднеханаанский период нет никаких следов присутствия другого народа. До нашествия израильтян в середине 2-го тысячелетия до н. э. оставалось ещё несколько столетий… Собственно израильский слой в Иерихоне сам Зеллин датировал XI—IX веками до н. э. Израильский Иерихон характеризуется необычайным оживлением всей жизни города. Сказывалось влияние связей с арамейскими областями. Построены лестницы поверх разрушенных стен, возведена новая импозантная стена.

Построен дворец «Хилани» в хеттском стиле. Город заполнила разноцветная разнообразная керамика, даже стилизованная под металл. Дворец и стену израильского Иерихона строил , вероятно, наместник царя Ахава . Иерихон сделался центром значительной области, а крепость защищала от моавитян .

В израильском Иерихоне раскопаны погребения. Они совершались во дворах домов. При костяках обнаружены глиняные сосуды. Дети погребались под полом домов.

В конце VIII века до н. э. царство израильское погибло. Были разрушены стены израильского Иерихона, но город не прекратил своего существования. Над ним два свои периода — ранний и поздний — прожил иудейский Иерихон. Город уже не был укреплённым, но в нём кипела жизнь. Ранний иудейский Иерихон был собран у восточного склона холма. Город торговал через финикийские гавани с Кипром и Египтом . Среди находок встречаются кипрские вазы, индийская керамика, аттические и эллинские сосуды, амулеты, божки и демоны. Иудейский город подвергся разрушению при Седекии вавилонским царём Навуходоносором , напавшим внезапно: в домах осталось много утвари. Город был выжжен, и массы людей уведены в плен.

Новый Иерихон стал отстраиваться на севере (в пределах прежнего). При Артаксерксе III уже уведены в плен все жители. Жизнь на холме прекратилась.

До середины II века до н. э. маккавейский город находился в 2—3 км на северо-запад от холма. С конца II века Иерихон опять оживает, правда, тоже не на холме, а у Вади-Кельт. Здесь он и был разрушен в 70 годах I века н. э. Веспасианом .

Но при Адриане город был опять восстановлен. Тогда ещё «живы» были развалины «Хилани», которые почитались, как «дом Раав». И хотя этот дом более поздний, его представляют домом предательницы города, которая помогла Израилю.

С городом Иерихоном Новый Завет связывает рассказ об одном из деяний Иисуса Христа — исцелении «иерихонского слепца»: слепец воззвал к проходящему мимо Христу об исцелении и тот совершил чудо — слепец прозрел.

Город существовал и в VII—IX веках. С XIII века в нём был мусульманский посёлок, который в середине XIX века снёс Ибрагим-паша .

Исследования Зеллина показали, что стены Иерихона действительно упали. Наружная — наружу, внутренняя — внутрь. На несколько десятилетий возник спор: когда? Возможно, что на рубеже XIV—XIII веков до н. э. Эта версия не отвергается частью специалистов.

Дальнейшие события были сопряжены с новыми открытиями. Случайно разорвавшаяся на холме в 1918 году граната помогла раскопать древнюю синагогу .

С 1929 года раскопки в Иерихоне вёл англичанин Джон Гарстанг . В 1935-36 годах он обнаружил нижние слои поселения каменного века. Люди, не знавшие керамики, уже вели оседлый образ жизни. Жили сначала в круглых полуземлянках, а потом в прямоугольных домах. В одном из подобных раскопанных домов обнаружен парадный зал с шестью деревянными столбами — остатки храма. Предметов домашнего обихода учёные здесь не нашли, зато обнаружили много фигурок животных из глины: лошадей, коров, коз, овец, свиней, а также пластические скульптуры символов плодородия. В одном из слоёв доисторического Иерихона обнаружены групповые портреты (скульптуры) мужчин, женщин и детей в натуральную величину (глина на тростниковом каркасе).

Дальнейшие открытия в Иерихоне сделала Кетлин Кеньон в 1953 году. Именно тогда об Иерихоне заговорили как о древнейшем городе мира.

Крепость 8 тысячелетия была окружена толстой каменной стеной с мощными башнями, и ни один из более поздних городов на этом месте не воспроизводил таких мощных башен. Стена ограничивала собою площадь 2,5 га на которой жили примерно 3 тысячи человек. Скорее всего, они занимались торговлей солью с Мёртвого моря.

Древний Иерихон, вероятно, является «родоначальником» традиции отнимать у покойников черепа (похороны без головы). Головы хранились (или хоронились) отдельно от тела. Этот обычай до самых последних лет существовал у самых разных народов земного шара.

Несмотря на значительные недостатки, с которыми были произведены раскопки, даже на то обстоятельство, что учёные непременно желали «подогнать под Библию» многие открытия, главный вклад Эрнста Зеллина и его коллег в науку в том, что история Иерихона перестала быть исчисляемой с Иисуса Навина и учёный мир получил один из древнейших городов Ханаана , уходящий своим началом в 3—4 тысячелетия до н. э.

Наиболее значительные раскопки памятника были проведены британскими экспедициями под руководством Джона Гарстанга в 1930—1936 годах и Кетлин Кеньон в 1952—1958.

Россия намерена провести археологические исследования в Иерихоне и работать над сохранением иерихонской смоковницы (дерева Закхея ), находящейся на земельном участке, который исторически принадлежал Императорскому Православному Палестинскому Обществу и был юридически оформлен Палестинской администрацией на российское правительство в 2008 году . Открытие российского музейно-паркового комплекса в Иерихоне, строительство которого закончено в 2011 , «стало ещё одной страницей в развитии духовно-культурных связей между Россией и ПНА» . Комплекс был торжественно открыт 18 января 2011 года лидерами двух стран Д. А. Медведевым и М. Аббасом . Впоследствии, одна из главных улиц Иерихона была названа «по решению жителей города именем российского президента»

Современная история

В 1948 году в ходе Арабо-израильской войны 1947—1949 годов Иерихон был занят Трансиорданией , а в 1967 году , после Шестидневной войны , был занят израильскими войсками. В 1993 году в результате Соглашений в Осло была создана Палестинская национальная администрация и Иерихон вошёл в её состав.

После начала Интифады Аль-Аксы в 2000 году въезд израильтянам в Иерихон запрещён за исключением редких случаев, когда израильская армия даёт разрешение на въезд туристическим группам .

Примечания

  1. (англ.) . Palestinian Central Bureau of Statistics (PCBS). Дата обращения: 5 октября 2020. 7 февраля 2012 года.
  2. Ливан, Израиль, Палестинские территории // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2000 г.; гл. ред. Г. В. Поздняк. — Испр. в 2003 и 2007 гг. — М. : ПКО «Картография»: Издательство Оникс, 2010. — С. 196. — ISBN 978-5-85120-295-7 (Картография), ISBN 978-5-488-02507-3 (1-е оформления, Оникс), ISBN 978-5-488-02508-0 (2-е оформления, Оникс).
  3. // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков . — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра , 1986. — С. 25.
  4. . AiF (18 сентября 2023). Дата обращения: 18 сентября 2023.
  5. Дата обращения: 23 сентября 2021. 23 сентября 2021 года.
  6. Дата обращения: 23 сентября 2021. 23 сентября 2021 года.
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  8. : [ 6 октября 2022 ] // Железное дерево — Излучение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 714-716. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 10). — ISBN 978-5-85270-341-5 .
  9. Mithen, Steven (2006). After the ice : a global human history, 20,000-5000 BC (1st Harvard University Press pbk. ed. ed.). Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
  10. Eric H. Cline. . — Oxford University Press, 2009. — С. 6.
  11. . РИА Новости (21 сентября 2021). Дата обращения: 23 сентября 2021. 22 сентября 2021 года.
  12. . Дата обращения: 27 июля 2014. 27 июля 2014 года.
  13. . 28 октября 2010 года. . Русская православная церковь.
  14. Дата обращения: 20 января 2012. 24 марта 2012 года.
  15. . Дата обращения: 17 мая 2010. Архивировано из 21 сентября 2010 года.

Ссылки

Источник —

Same as Иерихон