Interested Article - Кибла
- 2021-11-23
- 1
Ки́бла (реже тж. кы́бла , араб. قِبْلَة — букв. направление; то, что находится напротив) — направление в сторону Каабы в Заповедной мечети в Мекке , используемое мусульманами в различных религиозных ритуалах, особенно соблюдаемое при совершении намаза . В исламе Кааба почитается как священное место, построенное пророками Ибрахимом и Исмаилом , использование которого в качестве киблы было предопределено Аллахом в нескольких аятах Корана , ниспосланных Мухаммеду во второй год хиджры . До этого откровения Мухаммед и его последователи в Медине во время совершения намаза обращались лицом к Иерусалиму . В большинстве мечетей есть михраб (ниша в стене) указывающий направление киблы.
Кибла также является направлением для входа в ихрам (священное состояние паломничества хаджа ); направление, в котором поворачивают животных во время забихи (забоя жертвенных животных); рекомендуемое направление для совершения дуа (мольбы); направление, которого следует избегать при справлении нужды или сплёвывании; и направление, в котором усопших полагают в могилу . Кибла может быть обращена точно к Каабе ( айн аль-ка‘аба ) или в общем направлении ( джихат аль-ка‘аба ). Большинство исламских учёных считают, что джихат аль-ка‘аба , приемлема, если невозможно установить более точную айн аль-ка‘аба .
Распространённейшим техническим определением, используемым мусульманскими астрономами для определения местоположения, является направление большого круга земной сферы , проходящего через данное место и Каабу. Это направление кратчайшего возможного пути от данного места к Каабе и позволяет точные вычисления ( хисаб ) киблы с использованием сферической тригонометрической формулы, использующей координаты данного местоположения и Каабы в качестве выходных данных (см. ). Этот метод применяется для разработки мобильных приложений и веб-сайтов для мусульман, а также для составления таблиц киблы, используемых в таких инструментах, как . Киблу также можно определить на месте, дважды в год, когда солнце находится прямо над Меккой — 27 и 28 мая в 12:18 аравийского времени (09:18 UTC ), а также 15 и 16 июля в 12:27 аравийского времени (09:27 UTC).
До развития астрономии в исламском мире мусульмане использовали традиционные методы определения киблы. Эти методы включали в себя обращение в том направлении, которое использовали сподвижники Мухаммеда , когда находились в том же месте; используя точки захода и восхода небесных светил; используя направление ветра; или на юг, который был киблой Мухаммеда в Медине. Ранняя исламская астрономия была построена на своих индийских и греческих аналогах, в частности на работах Птолемея , и вскоре, начиная с середины IX века, мусульманские астрономы разработали методы расчета приблизительных направлений киблы. В конце IX и X веков мусульманские астрономы разработали методы определения точного направления киблы, эквивалентные современной формуле. Первоначально эта «кибла астрономов» использовалась наряду с различными традиционно определяемыми киблами, что привело к большому разнообразию в средневековых мусульманских городах. Кроме того, точные географические данные, необходимые для того, чтобы астрономические методы давали точные результаты, не были доступны до XVIII и XIX веков, что привело к дальнейшему разнообразию киблы. Исторические мечети с разными киблами до сих пор стоят по всему исламскому миру . Космический полёт набожного мусульманина Шейха Музафара Шукора на Международную космическую станцию (МКС) в 2007 году вызвал дискуссию относительно направления киблы с низкой околоземной орбиты , что побудило исламское духовенство его родной страны, Малайзии , рекомендовать определять киблу «исходя из возможного» для космонавта.
Местоположение
Кибла — это направление на Каабу , кубообразное здание в центре Заповедной мечети в Мекке , в районе Хиджаз в Саудовской Аравии. Помимо своей роли киблы, это также священейшее место для мусульман, также известное как Дом Бога ( Байт Аллах ) и где совершается таваф (ритуал обхода) во время паломничества хадж и умра . Кааба имеет приблизительно прямоугольную форму с четырьмя углами, направленными близко к четырем сторонам света . Согласно Корану , его построили Ибрахим и Исмаил , оба пророки в исламе. Сохранилось немного исторических записей, подробно описывающих историю Каабы до возникновения ислама, но в поколениях до Мухаммеда Кааба использовалась как святыня доисламской арабской религии .
Статус Каабы (или Заповедной мечети , в которой она расположена) как киблы основан на аятах 144, 149 и 150 суры « Аль-Бакара », каждый из которых содержит повеление: «обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети» ( فَوَلِّ وَجْهَكَ شَطْرَ ٱلْمَسْجِدِ ٱلْحَرَامِ ). Согласно исламскому преданию, эти аяты были ниспосланы в месяце раджаб или шабан во втором году хиджры (624 н. э.), или примерно через пятнадцать или шестнадцать месяцев после переселения Мухаммеда в Медину . До этих откровений Мухаммад и мусульмане в Медине молились в сторону Иерусалима как киблы, в том же направлении, что и направление молитвы — , — используемое мединскими евреями. Исламское предание гласит, что эти стихи были ниспосланы во время молитвенного собрания; Мухаммед и его последователи немедленно изменили свое направление от Иерусалима к Мекке в середине молитвенного ритуала. Местом этого события стала мечеть аль-Киблатайн («Мечеть двух кибл»).
Существуют разные сообщения о направлении киблы в дни нахождения Мухаммеда в Мекке (до его переселения в Медину). По сведениям историка ат-Табари и экзегета (текстового переводчика) аль-Байдави , Мухаммед молился в сторону Каабы. В другом сообщении, цитируемом аль-Балазури , а также ат-Табари, говорится, что Мухаммед молился в сторону Иерусалима, находясь в Мекке. В другом сообщении, упомянутом в житии Мухаммеда ибн Хишама , говорится, что Мухаммед молился таким образом, чтобы одновременно смотреть на Каабу и Иерусалим. Сегодня мусульмане всех направлений, включая суннитов и шиитов , молятся в сторону Каабы. Исторически сложилось так, что одним из основных исключений были карматы , ныне несуществующая синкретическая шиитская секта, отвергавшая Каабу как киблу; в 930 году они разграбили Мекку и на время перенесли Чёрный камень Каабы в свой центр власти в Эль-Хасе с намерением начать новую эру в исламе.
Религиозное значение
Этимологически арабское слово кибла ( قِبْلَةٌ ) означает «направление». В исламских обрядах и законах это относится к особому направлению, с которым сталкиваются мусульмане во время молитв и других религиозных контекстов. Исламские вероучители согласны с тем, что обращение к кибле является необходимым условием действительности намаза — исламской ритуальной молитвы — в нормальных условиях; исключения включают молитвы во время состояния страха или войны, а также необязательные молитвы во время путешествия. Хадис (предание Мухаммеда) также предписывает, чтобы мусульмане смотрели на киблу при вхождении в ихрам (священное состояние для хаджа) после средней джамры (ритуала бросания камней) в ходе паломничества. Исламский этикет ( адаб ) призывает мусульман поворачивать к кибле головы жертвенных животных при забое , и лица усопших, когда их хоронят, в сторону киблы. Кибла является предпочтительным направлением при вознесении мольбы , и её следует избегать при испражнении, мочеиспускании и сплёвывании.
Внутри мечети кибла обычно отмечается михрабом , нишей в стене, обращенной к кибле. Во время коллективной молитвы имам стоит в ней или рядом с ней перед остальными прихожанами. Михраб стал частью мечети в эпоху Омейядов , а его форма была стандартизирована в эпоху Аббасидов ; до этого кибла мечети была известна по ориентации одной из ее стен, называемой стеной киблы. Сам термин михраб засвидетельствован в Коране только один раз, но относится к месту молитвы исраилитов , а не к части мечети. Известно, что Мечеть Амра ибн аль-Аса в Фустате , Египет , одна из старейших мечетей, изначально была построена без михраба , хотя он был добавлен впоследствии.
Способы определения киблы
Теоретическая основа: большой круг
Большой круг , также называемый ортодромой, представляет собой любой круг на сфере, центр которого идентичен центру сферы. Например, все линии долготы представляют собой большие круги Земли, в то время как экватор является единственной линией широты , которая также является большим кругом (другие линии широты сосредоточены к северу или югу от центра Земли). Большой круг является теоретической основой большинства моделей, которые стремятся математически определить направление киблы на местности. В таких моделях кибла определяется как направление большого круга, проходящего через местность и Каабу. Одно из свойств большого круга состоит в том, что он указывает кратчайший путь, соединяющий любую пару точек на круге — это основа его использования для определения киблы. Большой круг аналогичным образом используется для нахождения кратчайшего пути полета, соединяющего два места, поэтому кибла, рассчитанная с использованием метода большого круга, обычно близка к направлению местности на Мекку. Поскольку эллипсоид является более точной формой Земли , чем идеальная сфера, современные исследователи изучили использование эллипсоидальных моделей для расчета киблы, заменив большой круг геодезическими на эллипсоиде . Это приводит к более сложным расчетам, в то время как повышение точности находится в пределах типичной точности разметки мечети или размещения коврика. Например, расчёты с использованием эллипсоидальной модели GRS80 дают киблу 18°47′06″ для местоположения в Сан-Франциско , а метод большого круга дает 18°51′05″.
Вычисления методом сферической тригонометрии
Модель большого круга применяется для вычисления киблы методом сферической тригонометрии — раздела геометрии, который имеет дело с математическими отношениями между сторонами и углами треугольников, образованными тремя большими кругами сферы (в отличие от традиционной тригонометрии, которая имеет дело с этими большими кругами) двумерного треугольника). На прилагаемом рисунке (под заголовком «Расчет киблы») местонахождение O , Кааба Q и северный полюс N образуют треугольник на земной сфере. Кибла обозначается как OQ , что является направлением большого круга, проходящего как через O , так и через Q . Кибла также может быть выражена как угол киблы по отношению к северу, ∠ NOQ (или ∠ q ) называется инхираф аль-кибла ( إِنْحِرَافُ ٱقِبْلَةِ ). Этот угол может быть рассчитан как математическая функция местной широты ∠ q , широты Каабы Φ Q и разница долготы между данной местностью и Каабой ΔL . Эта функция получена из правила котангенса, применяемого к любому сферическому треугольнику с углами A , B , C и сторонами a , b , c :
. |
Применив эту формулу к сферическому треугольнику △NOQ (подставив B = ∠ q = ∠ NOQ ) и применив тригонометрические тождества , получаем:
, или . |
Например, кибла для города Джокьякарта в Индонезии, может быть рассчитана следующим образом. Координаты города, , составляют 7,801389° ю. ш., 110,364444° в. д., а координаты Каабы, Φ Q , составляют 21,422478° с. ш., 39,825183° в. д. Разница долгот ΔL ( 110,364444 − 39,825183 ) равняется 70,539261 . Подстановка значений в формулу даёт:
, |
что даёт: q ≈ 295° . Таким образом, расчётная кибла для города Джокьякарта составляет 295° или 25° к северу от запада.
Эта формула была выведена современными учёными, но с IX века (II века хиджры) мусульманским астрономам были известны эквивалентные методы, разработанные различными учёными, как то Хабаш аль-Хасиб (работал в Дамаске и Багдаде около 850 г.), Ан-Найризи (Багдад, около 900 г.), Ибн Юнус (X—XI вв.), Ибн аль-Хайсам (XI в.) и Аль-Бируни (XI в.) . Сегодня сферическая тригонометрия также лежит в основе почти всех приложений или веб-сайтов, вычисляющих киблу.
Когда известен угол киблы по отношению к северу, ∠ q , необходимо знать истинный север , чтобы найти киблу на практике. Общие практические методы её нахождения включают наблюдение за тенью в кульминации солнца, когда солнце пересекает точно . В этот момент любой вертикальный объект будет отбрасывать тень, ориентированную в направлении север-юг. Результат этого наблюдения очень точен, но требует точного определения местного времени кульминации, а также проведения правильного наблюдения именно в этот момент. Другим распространенным методом является использование компаса, который более практичен, поскольку его можно использовать в любое время; недостатком является то, что север, указанный магнитным компасом, отличается от истинного севера. Это магнитное склонение может достигать 20° , которое может варьироваться в разных местах на Земле и меняться со временем.
Наблюдение по тени
При наблюдении с Земли кажется, что солнце сезонно « » между северным и южным тропиками ; кроме того, , что оно ежедневно перемещается с востока на запад из-за вращения Земли. Сочетание этих двух видимых движений подразумевает, что каждый день солнце один раз пересекает меридиан, обычно не точно над головой, а к северу или к югу от наблюдателя. В местах между двумя тропиками — на широтах ниже 23°26′16″ северной или южной широты — в определенные моменты года (обычно два раза в год) солнце проходит почти прямо над головой. Это происходит, когда солнце пересекает меридиан, одновременно находясь на местной широте.
Благородная Мекка входит в число мест, где это происходит, из-за её расположения на 21°25′ с. ш. Это происходит дважды в год, сначала 27/28 мая, примерно в 12:18 по стандартному времени Саудовской Аравии (SAST) или 09:18 UTC, затем 15/16 июля в 12:27 SAST (09:27 UTC). Когда солнце достигает зенита Каабы, любой вертикальный объект на земле, на который попадает солнечный свет, отбрасывает тень, указывающую на киблу ( см. рисунок ). Этот метод нахождения киблы называется расд аль-кибла ( رَصْدُ ٱلْقِبْلَةِ , «наблюдение за киблой»). Поскольку ночь приходится на полушарие, противоположное Каабе, половина мест на Земле (включая Австралию, а также большую часть Америки и Тихого океана) не могут наблюдать это напрямую. Вместо этого в таких местах наблюдается противоположное явление, когда солнце проходит над антиподом Каабы (другими словами, солнце проходит прямо под Каабой), вызывая тени в направлении, противоположном тому, что наблюдается во время расд аль-кибла . Это происходит дважды в год: 14 января в 00:30 SAST (21:30 UTC предыдущего дня) и 29 ноября в 00:09 SAST (21:09 UTC предыдущего дня). Наблюдения, сделанные в течение пяти минут с момента расд аль-кибла или его противоположных аналогов, или в одно и то же время дня за два дня до или после каждого события, по-прежнему показывают точные направления с незначительной разницей.
Комментарии
- Упоминается в Коране
- Даты немного меняются из года в год, поскольку календарный год не синхронизирован с астрономическим годом (см. високосный год ).
Примечания
- , p. 317.
- ↑ , p. 318.
- , pp. 97–98.
- ↑ , p. 82.
- , p. 321.
- , p. 149.
- , p. 103.
- , p. 91.
- ↑ , p. 3.
- , p. 4.
- , p. 98.
- ↑ .
- , p. 166.
- , p. 31.
- , pp. 132–134.
- , p. 35.
- ↑ , p. 83.
- Эквивалентная формула в , p. 119
- , p. 119.
- ↑ , p. 123.
- , pp. 85–86.
- ↑ , p. 85.
- , p. 86.
- , pp. 171–172.
- ↑ , p. 136.
- , p. 172.
- ↑ , p. 25.
- ↑ , p. 125.
- , p. 24.
- , pp. 125–126.
- , pp. 126–127.
- , p. 127.
Литература
- Атагаррыев, М. Н. Применение стереографической проекции к определению азимута кыблы : ал-Беруни, ал-Чагмини и ат-Туркумани // Историко-математические исследования / Под ред. А. П. Юшкевича. — 1985. — Вып. 29. — С. 44—47.
- Бартольд, В. В. Ориентировка первых мусульманских мечетей // Сочинения : в 9 т. / В. В. Бартольд. — М. : Изд. вост. лит., 1963—77. — Т. 6 : Работы по истории ислама и Арабского халифата. — С. 537—542.
- Матвиевская, Г. П. Очерки истории тригонометрии. — Тш. : Фан, 1990. — ISBN 5-648-00242-4 .
- Резван Е. А. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 137. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- Е. А. Резван. // Православная энциклопедия . — М. , 2013. — Т. XXXII : « Катехизис — Киево-Печерская икона „Успение Пресвятой Богородицы“ ». — С. 632-633. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-035-6 .
- Almakky, G. Calculating an Azimuth from One Location to Another A Case Study in Determining the Qibla to Makkah : [ англ. ] / G. Almakky, J. Snyder // Cartographica: The International Journal for Geographic Information and Geovisualization. — 1996. — Vol. 33, no. 2. — P. 29–36. — ISSN . — doi : .
- Daftary, F. : Their History and Doctrines / Farhad Daftary. — Cambridge : Cambridge University Press , 2007. — 772 p. — ISBN 978-1-139-46578-6 .
- Di Justo, P. : How to Face Mecca From Space : [ англ. ] // Wired . — 2007. — 26 September.
- Hadi Bashori, M. Pengantar Ilmu Falak : [ индон. ] . — Jakarta : Pustaka Al Kautsar, 2015. — ISBN 978-979-592-701-3 .
- Ilyas, M. . — Kuala Lumpur : Berita Publishing, 1984. — ISBN 978-967-969-009-5 . — OCLC .
- King, D. A. // The Encyclopaedia of Islam, New Edition : [ англ. ] / ed. by C. E. Bosworth, E. van Donzel, B. Lewis & Ch. Pellat. — Leiden : E. J. Brill, 1986. — Vol. 5 : Khe–Mahi. — P. 83–88. — ISBN 978-90-04-07819-2 .
- King D. A . The sacred direction in Islam. A study of the interaction of religion and science in the Middle Ages. Interdisciplinary science reviews , 10, 1985, — p. 315—328
- King, D. A. : [ англ. ] // Mathematics and the Divine : A Historical Study / T. Koetsier, L. Bergmans (eds.). — Amsterdam : Elsevier , 2004. — P. 161–178. — ISBN 978-0-08-045735-2 .
- Kuban, D. . — Leiden : E.J. Brill , 1974. — 75 p. — ISBN 90-04-03813-2 .
- Raharto, M. : [ индон. ] / M. Raharto, D. J. A. Surya // Jurnal Fisika Himpunan Fisika Indonesia. — 2011. — Vol. 11, no. 1. — P. 23–29. — ISSN .
- Saksono, T. Geodetic analysis of disputed accurate qibla direction / T. Saksono, M. A. Fulazzaky, Z. Sari // Journal of Applied Geodesy. — 2018. — Vol. 12, no. 2. — P. 129–138. — ISSN . — . — doi : .
- W. M. Watt . Muhammad: Prophet and statesman. L., 1969, — p. 112—318
- J. Waardenburg . Towards a periodization of earliest Islam according to its relations with other religions.— Proceedings, — p. 304—326
- Waltham, D. : [ англ. ] . — Cheltenham : Stanley Thornes, 2013. — ISBN 978-1-134-98308-7 .
- Wensinck, A. J. // The Encyclopaedia of Islam, New Edition : [ англ. ] / ed. by C. E. Bosworth, E. van Donzel, B. Lewis & Ch. Pellat. — Leiden : E. J. Brill, 1978. — Vol. 4 : Iran-Kha. — P. 317–322. — ISBN 9-00-405745-5 . — OCLC .
- Wensinck, A. J. : Ritual and Legal Aspects // The Encyclopaedia of Islam, New Edition : [ англ. ] / ed. by C. E. Bosworth, E. van Donzel, B. Lewis & Ch. Pellat. — Leiden : E. J. Brill, 1986. — Vol. 5 : Khe–Mahi. — P. 82–83. — ISBN 978-90-04-07819-2 . — OCLC .
- 2021-11-23
- 1