Диксон, Дэвид Кэтчингс
- 1 year ago
- 0
- 0
Кэтч , кетч ( англ. catch , искажённое итал. caccia , см. качча ) — бесконечный канон в унисон на английский текст светского содержания. Кэтчи получили распространение в Англии в XVII — XVIII веках. Исполнялись мужским вокальным ансамблем, обычно на 3 голоса. Расцвет жанра — в творчестве Г. Пёрселла , автора более 50 кэтчей.
Кэтчи нотировались (как и многие континентальные каноны) в виде одноголосной мелодии с указаниями вступления риспост . Количество голосов колеблется от 2 до 4 (обычно 3 голоса). Первое вхождение термина в опубликованной музыке — в сборнике нотоиздателя и композитора Томаса Равенскрофта «Pammelia» (1609). Среди других известных по имени авторов кэтчей (многие кэтчи анонимны) Генри Олдрич (Aldrich), Джон Блоу , Майкл Уайз (Wise), Джон Эклз . Более 50 канонов этой разновидности написал Генри Пёрселл, особенно известен его Кэтч о виоле (да гамба), Z 263 ; некоторое количество кэтчей Пёрселлу приписывается. Среди более поздних авторов кэтчей — Уильям Хейс (Hayes), Сэмюел Уэб (Webbe), Джон Колкот (Callcott), Томас Арн .
Светские тексты кэтчей, изобиловавшие двусмысленностями , в целом описываются как «беззаботные», или «беспечные» ( англ. lighthearted ) . Некоторые тексты кэтчей начиная с периода Реставрации и позже (например, «My man John» Эклза или «Pox on you» Пёрселла) были откровенно непристойными .
Кэтчи распевали мужчины — поначалу низких сословий, а в XVIII веке — также и джентльмены. В 1761 году в Лондоне был образован «The Nobleman and Gentlemen's Catch Club», который просуществовал до второй половины XX века .