Interested Article - Чидаоба
- 2020-05-10
- 2
Чидаоба ( груз. ჭიდაობა — борьба) или Картули чидаоба (с груз. — «грузинская борьба») — грузинское национальное единоборство, борьба в одежде.
История
Согласно легендам, как и у многих других народов, чидаоба возникла из мифической схватки прародителя народа с диким зверем. Интересно то, что Сулхан-Саба Орбелиани в своём толковом словаре грузинского языка (конец XVII века — начало XVIII века ) указывает, что слово чидеба или чидаоба означает «схватка человека со зверем или зверя со зверем». Вместе с тем, борьба двух мужчин именовалась словом ркена . В русском языке с конца XIX века и до 40-х годов XX века эта борьба называлась «кавказской борьбой на чохах» или «грузинской борьбой».
Как и любая другая национальная борьба, чидаоба имеет древнюю историю и установить, когда установились правила борьбы вряд ли представляется возможным, но считается, что чидаоба с древних времён сохранилась в первозданном виде. Описание чидаоба имеется в сочинениях Шота Руставели , встречается в работах этнографа Е. Покровского ( 1887 год ) . В прошлом борьба входила в обязательный комплекс подготовки воинов-аристократов.
Вариант чидаобы, ставший основным, был преимущественно распространён среди крестьян Восточной и Южной Грузии. Именно он с конца XIX века — начала XX века получил повсеместное распространение в Грузии и стал известен за пределами страны.
В конце XIX века — начала XX века в Грузии сложилась каста борцов-профессионалов, в основном выходцев из Имеретии и Мегрелии , которые своими выступлениями, имевшими большую популярность, зарабатывали себе на жизнь.
Соревнования по борьбе часто были приурочены к праздникам: Дню Святого Георгия , Мцхетоба и тому подобных. Часто организаторами соревнований выступали христианские священники. Интересно то, что когда однажды в истории Грузии были запрещены физические упражнения и какие-либо праздники, чидаоба это не коснулось.
Правила
Чидаоба является разновидностью борьбы в одежде. Борцы ( мочидаве ) одеты в сшитые из крепкого материала ( парусины , в древности кожи ) куртки ( чоха ) с засученными рукавами или совсем без рукавов и шаровары (ныне трусы). Полы куртки сворачивают на спину и поверх них повязывают пояс . Обувь правилами не регламентировалась; некоторые борцы боролись в чустах , домашней грузинской обуви, многие борцы предпочитали бороться босыми. Схватка проводится на специальной площадке сачидао . Перед схваткой борцы танцуют на площадке народный танец картули или специальный танец палавнури . Схватка проводится под музыкальный аккомпанемент зурны или дудуков и барабанов доли
Правилами разрешаются любые захваты выше пояса; ниже пояса захваты запрещены. В чидаоба разрешены приёмы с применением ног: подсечки , подножки , зацепы, обвивы, подбивы и тому подобное. Для оценки проведённых приёмов существует система баллов. Для чистой победы необходимо провести бросок, при котором соперник упадёт на спину. При этом в некоторых регионах было достаточно любого касания спиной площадки, в других же требовалась фиксация противника на лопатках. В горных районах существовало правило, по которому проигравшим считался борец, первый коснувшийся площадки коленом, таким образом из арсенала исключались броски, проводимые с колен. Схватка длится в течение пяти минут или до чистой победы. Борьбы в партере в чидаоба нет.
В начале схватки борцы не торопятся вступать в захват, оценивая соперника. После этого следует обычно короткая борьба за захват, после чего схватка развивается в очень быстром темпе. Чаще всего борцы пытаются применить самые разнообразные приёмы ногами, получившие очень широкое распространение в чидаоба, на которые следует ответ в виде контрприёмов в виде бросков через грудь, подсадов, и тех же ответных бросков с помощью ног.
Арсен Мекокишвили , олимпийский чемпион 1952 года в вольной борьбе , сам выходец из чидаоба, отозвался о борьбе так:
«Чидаоба — не просто борьба. Она — борьба-танец, борьба-песня, борьба-жизнь. Да, да, сама природа подсказывает мочидаве приемы. Как ветвь винограда обвивается вокруг ствола, так и чидаобист проходит свои броски с обвивом ноги соперника: стремительно прогнувшись, бросает его через себя, показывает веселому солнцу пятки атакованного».
Существует вариант борьбы чидаоба мош да мош , в котором запрещены броски с помощью ног
Чидаоба и современная борьба
Многие приёмы из грузинской борьбы в стойке заимствованы в самбо . Чидаоба изучали как Василий Ощепков , так и Анатолий Харлампиев . Техника чидаоба обогатила и технику советской школы вольной борьбы. Наставник олимпийских чемпионов Ивана Ярыгина , Бувайсара Сайтиева и других известных мастеров вольной борьбы Дмитрий Миндиашвили владел секретами чидаобы, и передал их своим ученикам. Шота Чочишвили , олимпийский чемпион по дзюдо говорил, что «борец, хорошо владеющий грузинской борьбой чидаоба, уже на девяносто процентов дзюдоист». На олимпийских играх 1976 года другой советский борец Рамаз Харшиладзе победил в полуфинале британского борца Дэвида Старсбрука, используя оригинальную подсечку из чидаоба. Интерес к чидаоба после успехов грузинских дзюдоистов возрос настолько, что в 1980-х годах в Токио четырёхкратный чемпион мира по дзюдо Сёдзо Фудзи создал ассоциацию грузинской борьбы чидаоба.
Из грузинской борьбы вышли многие известные советские борцы: А. Мекокишвили , Д. Цимакуридзе , М. Цалкаламанидзе (олимпийские чемпионы по вольной борьбе), Ш. Чочишвили , олимпийский чемпион по дзюдо, А. Кикнадзе , П. Чиквиладзе , Р. Харшиладзе , призёры олимпийских игр по дзюдо.
Существуют Грузинская федерация чидаобы, Федерация грузинской борьбы чидаоба города Москвы.
Примечания
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 5 мая 2012. Архивировано из 4 декабря 2018 года.
- . Дата обращения: 5 мая 2012. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- (недоступная ссылка)
Ссылки
- 2020-05-10
- 2