Interested Article - Гуджаратцы
- 2021-08-06
- 1
Гуджаратцы ( гудж . ગુજરાતી લોકો Gujǎrātī loko ) — индоарийский народ в Индии . Общая численность по переписи 1992 года около 47 млн чел.; по данным на 2007 год — более 60 миллионов человек. Из них основная масса — более 46 миллионов человек — представляет собой основное население индийского штата Гуджарат , более 1 миллиона — живут в Пакистане . Также гуджаратцы проживают и в других районах Индии. Гуджаратцы — один из самых развитых в культурном и экономическом отношении народов Индии. (Гусева 1998: 207.)
Расселение
Гуджаратцы в основном живут в западной части Индийского субконтинента , особенно в штате Гуджарат. Большое количество гуджаратцев проживают также в штатах Раджастхан , Махараштра и Андхра-Прадеш . Ахмадабад считается главным центром гуджаратской культуры. Значительное количество гуджаратцев живёт в разных частях света.
- В Великобритании , где сосредоточено наибольшее количество иммигрирующих туда гуджаратцев, было создано первое общество рабочих-иммигрантов.
- Большое количество гуджаратцев проживают также в Южной и Восточной Африке ( Танзания , Уганда ) и Юго-Восточной Азии ( Мьянма , Малайзия ).
- Около 1 млн гуджаратцев проживают в Пакистане , куда они переселились после разделения Индии и последующего создания независимого Пакистана в 1947 г. Гуджаратцы, родившиеся уже в Пакистане, все равно считают своим родным языком гуджарати. (Jhaveri, Krishanlal Mohanlal 2003: 40.)
История
Существует две версии о происхождении гуджаратцев: согласно первой, предки гуджаратцев и родственной им этнической группы ( гуджар ) появились на территории Гуджарата в начале 1-го тысячелетия нашей эры и частично ассимилировали местное население — бхилов и потомков ариев . Согласно второй версии, в Средние века гуджарат достигли высокого уровня этнической консолидации. В 1406 году образован Гуджаратский султанат . Его центр — в Ахмадабаде . В конце XV — начале XVI вв., после завоевания Индией независимости, в Гуджаратском султанате особенно усиливаются процессы национальной консолидации. (Глушкова 2007: 22-25.)
Язык
Язык гуджаратцев — гуджарати принадлежит к индоарийской группе индоевропейской языковой семьи . Гуджарати, наряду с маратхи, ория, пенджаби и рядом других языков, произошёл от среднеиндийских языков , которые в свою очередь восходят к древнеиндийскому языку . Выделяют 3 основных диалекта гуджарати:
- южный ( суратский ).
- северный ( ахмадабадский )
- западный ( катхияварский )
В северном диалекте много заимствованных слов из арабского и фарси, а в южном диалекте больше заимствований из английского и португальского. К гуджарати близки языки бхили (см. бхилы ), кхандеши и .
У гуджаратцев есть своя письменность (гуджарати), родственная деванагари . Визуально, наиболее заметным отличие деванагари от гуджарати в том, что в гуджарати отсутствует верхняя горизонтальная черта, присущая деванагари (например ગ для «г», в отличие от ग).
Большинство гуджаратцев также владеет и другими языками: хинди , бхили , раджастхани , английским и т. д. Помимо самих гуджаратцев язык гуджарати в качестве разговорного и письменного языка используют парсы . Традиционная поэзия известна с XII в. Формирование современного литературного языка началось с сер. XIX в. (Савельева 1965: 32-35.)
Религия
Большая часть гуджаратцев — индуисты , но имеются также мусульмане - сунниты , джайны , христиане (в основном протестанты ). (Гусева 1998: 207.)
Хозяйство
В хозяйстве гуджарат преобладали: пашенное земледелие , и скотоводство ( буйволы , овцы, козы). Выращивали: , , пшеницу, кукурузу, сахарный тростник, хлопок, арахис, на — рис. Ведущая отрасль промышленности — текстильная. Гуджарат всегда славился своей парчой на хлопчатобумажной основе, «узелковой» окраской купонов для сари и шалей . Сильно развиты: ткачество из хлопка и шёлка , роспись керамики , резьба по дереву и камню, ювелирное дело, обработка металлов.
Гуджаратцы питаются в основном вегетарианской пищей . В целом гуджаратская кухня имеет много общеиндийских черт, но есть и свои традиционные блюда. На столе гуджарати всегда присутствуют чапати и рис. (Jhaveri, Krishanlal Mohanlal 2003: 40.)
Одежда
Кроме общепринятых индийских сари и дхоти , народ гуджарат носит и свою традиционную одежду. Традиционная мужская одежда — очень широкие наверху штаны, сужающиеся ниже колен, со сборками на голени. Мужские рубахи, как правило, с узкими, очень длинными рукавами, присобранные на кокетке. К традиционной женской одежде гуджарат относятся: широкие однотонные юбки. На подолах юбок обильная вышивка, также женщины носят вышитые кофты. Голову и плечи они покрываются шалью. Женщины носят очень много украшений. Мужчины носят золотую цепь и колокольчик. Замужние женщины традиционно носят красный бинди , в отличие от индийских женщин, которые носят бинди вне зависимости от того, замужем они или нет. (Jhaveri, Krishanlal Mohanlal 2003: 40.)
Культура
У гуджаратцев есть своя уникальная культура, которая тесно переплетена с остальной частью индийской культуры. На самые ранние этапы развития гуджаратской культуры сильно влиял индуизм . Это выражено в форме ритуалов и танцев, которые дожили и до сегодняшнего дня. Влияние, на более поздних этапах оказывал джайнизм . Одной из основоположниц школ индийской миниатюры является гуджаратская школа. По своему содержанию миниатюры гуджаратской школы почти целиком иллюстрируют религиозные книги джайнов, « Калпа-сутры » — жизнеописания Махавиры . До второй половины 14 в. миниатюры выполнялись на длинных, узких пальмовых листьях, на которых писались также и тексты. Их композиция отличалась простотой и условностью (плоские фигуры располагались в профиль или четверть оборота, часто горизонтальными рядами один над другим), тонкий рисунок контурных линий и орнаментальных украшений сочетался с яркими локальными красками. Со второй половины 14 в. ,бумага вытеснила пальмовые листья, композиция усложнилась, стали вводиться элементы архитектуры и пейзажа. При гуджаратских шахах для миниатюр стали характерны динамичность фигур, четкость рисунка контурных линий, обилие декораций. Школа сыграла обольшую роль в формировании ранней раджпутской школы , возникшей в 16 в. (Тюляев 1968: 112—114.)
Гуджаратская литература
Одно из наиболее ранних произведений гуджаратской литературы — «Поэма о Неминатхе» (1140 г.) Винайчандры, джаинского проповедника. В 14-17 вв. в литературу гуджаратцев проникли идеи бхакти («любовь к богу»), которая стала утверждать равноправие и интересы простого человека. Поэзия Нарсинха Мехты (1414—1480), Мира Баи (1499—1547), Бхалана (1434—1514) и др. направлена против кастовой системы и ортодоксального индуизма . Главные герои поэм — царь-полководец Рама и Бог-пастух Кришна , считавшиеся земными воплощениями бога Вишну . Поэма Падманабха «Сказание о Канхададе» (1456) посвящена борьбе гуджаратцев против мусульман-завоевателей в 13-14 вв. В 17-18 вв. проявляются тенденции отхода от религиозной тематики. Средневековый период развития гуджаратской литературы заканчивает (1777—1852). В 19 в. гуджаратская литература содержит в себе просветительские идеи, призывает к переустройству общества путём . новой гуджаратской литературы — (1820—1898) и (1833—1886) выступали против индусско-мусульманской розни, кастового неравенства, тяжёлой участи женщины. Основоположником литературной критики был поэт и переводчик Навальрам . В гуджаратской литературе появляются новые жанры: роман , рассказ , сонет , элегия . На гуджаратский язык переводятся многие западные произведения. В 20 в. развивается критический реализм , усиливаются реалистические тенденция (Раманлал Десаи, Каньялал Мунши, Заверчанд Мегхани и др.). (Ламшуков 1991: 631—633.)
Классовый строй и традиционная семья
Брачное поселение — , семьи — моногамные. Традиционная застройка гуджарат — общеиндийского типа, двухкамерный дом из сырцового кирпича и , с крытыми галереями и внутренними двориками, ворота, окна и двери часто украшены богатой резьбой. Крыша покрыта черепицей. Города Ахмадабад, Вадодара (Барода) и др. богаты архитектурными памятниками. Деревни гуджаратцев, как правило, большие — свыше 1000 жителей. (Мумоу 1952: 68.)
Литература
- Глушкова И. П. // Вокруг света № 8 (2007), август 2007. — С. 22-25.
- Гусева Н. Р. Гуджаратцы // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . — М.: Большая Российская Энциклопедия , 1998. — С. 207.
- Ламшуков В. К. Маратхская и гуджаратская литературы (второй половины XIX в.) // История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. Т. 7. — 1991. — С. 631—633.
- Мумоу И. У. Индийская деревня / пер. с англ. — М.: 1952. C. 68.
- Савельева Л. В. Язык гуджарати. — М.: Наука, 1965. — С. 32-35.
- Тюляев С. И. Искусство Индии. — М.: Наука, 1968. — С. 112—114.
- Jhaveri, Krishanlal Mohanlal / The Gujaratis: The People, Their History, and Culture. New Delhi.: Cosmo Publications, 2003. С 40.
Ссылки
- 2021-08-06
- 1