Быстров, Глеб Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Глеб Алекса́ндрович Ани́щенко ( 13 октября 1952 , Москва — 9 июня 2023 , Обнинск , Калужская область ) — русский православный писатель, поэт, литературовед, публицист , общественный и , педагог .
Издатель (с Виктором Аксючицем ) и главный редактор журнала русской христианской культуры « » (с 1987) . В 1990—1994 годах — главный редактор газеты РХДД «Путь».
Родился 13 октября 1952 года в Москве в семье инженеров.
В 1975 году окончил русское отделение филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова .
В 1975—1977 годах служил старшим научным сотрудником музея А. Н. Островского в Щелыкове Костромской области. По идейным соображениям вышел из комсомола и поэтому был вынужден уволиться из музея. В течение 13 лет работал сторожем, грузчиком, лифтёром. Неоднократно подвергался обыскам, задержаниям, увольнениям со службы как инакомыслящий.
С 1987 по 1992 год вместе с Виктором Аксючицем издавал литературно-философский журнал русской христианской культуры «Выбор» ( самиздат , переиздание в Париже , тираж от 50 копий (1-й выпуск) до 30 000 копий) и был его главным редактором .
После августовского путча 1991 года 5 сентября вместе с Виктором Аксючицем написал обращение « », подписанное Вадимом Борисовым , Андреем Василевским , Ренатой Гальцевой , Сергеем Залыгиным , Игорем Золотусским , Ильёй Константиновым , Юрием Кублановским , Аллой Латыниной , Дмитрием Лихачёвым , Валентином Непомнящим , Ириной Роднянской , Олегом Чухонцевым , Юлием Шрейдером .
В 1990—1997 годах — сопредседатель (с Виктором Аксючицем и Вячеславом Полосиным) Думы Российского христианского демократического движения (РХДД) — первой христианской партии современной России, представленной в высших законодательных органах России: в 1990 году четырьмя депутатами ( Виктор Аксючиц , Глеб Якунин , Вячеслав Полосин и ), а в 1992—1993 годах — двенадцатью (шестеро из которых входили в руководство движения). До 1993 года в движение входил нижегородский губернатор Борис Немцов .
В 1990—1994 годах — главный редактор газеты РХДД «Путь», где и было опубликовано большинство публицистических статей Анищенко.
Служил научным специалистом Комитета Верховного Совета РФ по свободе совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности. Входил в экспертный совет по выработке Закона Верховного Совета РСФСР 1990 года «О свободе вероисповедания» и по некоторым источникам был его автором (по другим данным, авторство законопроекта принадлежит профессору ).
В июне 1993 года — член Конституционного совещания от РХДД. Вместе с группой делегатов покинул зал заседаний в знак протеста против произвола представителей администрации Б. Н. Ельцина, нарушавших права участников совещания.
В 1991 и 1993 годах находился среди защитников здания Верховного Совета: сначала — от ГКЧП, потом — от танков Ельцина.
В 1995 году являлся одним из составителей сборника «Комиссия Говорухина. Свидетельства, заключения, документы, собранные комиссией под председательством С. С. Говорухина» (М., «Лавента», 1995). Для сбора материалов о положении русского населения выезжал в Чечню в составе группы Парламентской комиссии Государственной Думы по исследованию причин и обстоятельств возникновения кризисной ситуации в Чеченской Республике.
С конца 1990-х гг. работал учителем литературы в частной школе-пансионе « » в городе Обнинске Калужской области ; заведующий кафедрой литературы .
Первые публицистические статьи — «Права человека в СССР» и «Кто виноват?» (о русском национальном вопросе) — печатались в журнале «Гласность», во многих эмигрантских и западноевропейских изданиях. Эти и другие статьи перестроечного и постперестроечного периодов вошли в книгу «Выбор и Путь. Публицистические и литературные очерки, воспоминания», в которой ключевые события жизни страны того времени увидены глазами активного христианского политика и общественного деятеля.
Концептуальный подход в анализе этих событий и те выводы, которые делает автор публицистических очерков, основаны на размышлениях о прошлом и настоящем России. Наиболее значимыми очерками являются «Нужен ли „Нюрнбергский процесс“ в Москве?», «Бумажный солдат как совесть интеллигенции (Булат Окуджава)», «Соблазн православного сталинизма», «Три революции», «Галицийский нацизм».
Литературные очерки разных лет также являются концептуальными. В исследовании творчества Пушкина, Пильняка, Булгакова, Солженицына автор использует метод, названный им «метафизическим прочтением». В книгу также вошли воспоминая автора — свидетельство о жизни, идеологии, взаимоотношениях с властью той части образованного русского общества, которая не подходила ни под коммунистические, ни под либерально-демократические стандарты.
Самая значительная литературоведческая работа Г. Анищенко — «Православие. Литература. Революция» (М., «Паломник», 2010 г.). В ней автор, впервые используя свой метод «метафизического прочтения», открыл новые грани в пророческом творчестве Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Достоевского; показал связь таких разных писателей, как Горький, Блок, Маяковский, через их отношение к христианству и революции.
Поэтическое творчество Анищенко представлено в сборнике «Молчание и слово. Книга стихотворений, поэм, прозы». Большинство стихотворений и поэмы «Декабрьское вино», «Лунин», «Площадь», «Страстная седмица» были написаны в 1970—1980-е годы. Три лирических тетради и четыре поэмы связывает единство авторской мысли, которая сосредоточена на самых главных и болевых проблемах прошлого и настоящего русской жизни и культуры. Главную мысль книги можно определить как путь - путь человека, поэта и вместе с тем путь России, каким он видится автору.
В 2018 году вышла книга Г. Анищенко «Белая трагедия». Текст писался как сценарий художественного фильма, но он вполне может восприниматься и как самостоятельное произведение, в котором даётся духовное, христианское осмысление революции 1917 года и Гражданской войны. Взгляд автора сосредоточен не столько на социально-политической проблематике, сколько на теме инфернальности, демоничности происходившего в 1917—1922 годах. В центре книги — трагическая судьба членов семьи московского священника Петра Архангельского и их друзей. Драматическое повествование основано на переплетении сюжетных линий вымышленных героев и реальных участников исторических событий (Николая Второго, его Семьи и великой княгини Елисаветы Фёдоровны, генерала Келлера и адмирала Колчака, Патриарха Тихона и епископа Камчатского Нестора, Ленина и Свердлова). В основу «Белой трагедии» положены документальные свидетельства целого ряда монографий, статей, дневников и мемуаров — как ранее известных, так и опубликованных в последнее время.
Г. Анищенко определял себя как литератора консервативного направления мысли.