Interested Article - Фальцет
- 2021-11-07
- 1
Фальце́т ( итал. falsetto от falso «ложный»), или фистула́ ( лат. fistula « свирель »), — верхний головной регистр певческого голоса , беден обертонами , тембрально проще основного грудного голоса исполнителя . Анатомически фальцет рождается звукоизвлечением, когда голосовые складки переходят в режим, в котором колеблются лишь крайние, ближайшие к щели слои ткани слизистой . Фальцет применяется лишь для особой окраски звука .
Звучание и применение
Фальцет тембрально отличается от грудного голоса. У некоторых людей он может быть весьма развит и иметь весьма приемлемые певческие качества, но всё равно значительно отличается от основного голоса. У других людей фальцет менее выразительный, тусклый, беден обертонами, что ограничивает его применение в пении. Довольно часто встречаются случаи, когда у мужчин практически отсутствует фальцет, звучание верхнего регистра полное, звонкое, фальцет практически сливается с основным голосом и сам по себе весьма тихий. Вероятно, это связано с практическим отсутствием тонких крайних слоёв ткани в строении голосовых складок.
Алексей Иванов в книге «Искусство пения» охарактеризовал фальцет следующим образом:
Само название говорит уже за себя: ложный звук. Он получается путём колебания только лишь краёв связок, и при этом гортань находится гораздо выше её обычного певческого положения. Характер звука резко отличается от нормального тембра голоса и походит по высоте на женский. Фальцет очень распространён в камерном пении и особенно часто им пользуются лирические тенора.
В некоторых случаях композиторы используют фальцет в операх для создания определённого образа. Например, фальцетом исполняются фразы в партиях Фальстафа в одноимённой опере Верди и Фигаро в « Севильском цирюльнике » (обе написаны для баритона ), там, где персонажи имитируют голоса женщин: Алисы Форд в первом случае и Розины — во втором.
Фальцет также часто используется как приём в эстрадной и рок-музыке , а также для исполнения певцами оперных партий, тесситурно написанных для более высокого голоса — в расчёте на кастратов , контртеноров и теноров-альтино .
С возрастом техника фальцета становится более сложной для исполнителя ввиду возрастных изменений в строении голосового аппарата.
Женский фальцет
И мужчины, и женщины физически способны использовать фальцет. До научных исследований 1950-х и 1960-х гг. было распространено мнение, что фальцет есть только у мужчин. Одно из вероятных объяснений того, почему женский фальцет не замечали ранее, состоит в том, что у мужчин более заметна разница в тембре и громкости голоса между фальцетом и модальным голосом, чем у женщин . Тем не менее видеосъёмка работы гортани показывает, что женщины могут пользоваться и пользуются фальцетом. Электромиографические исследования нескольких ведущих логопедов и педагогов вокала также это подтверждают .
Педагоги вокала по-разному отнеслись к появлению научных доказательств того, что у женщин есть регистр фальцета . В настоящее время эти споры существуют не в научной среде, а аргументы против существования женского фальцета не соответствуют современным знаниям о физиологии. Некоторые пионеры вокальной педагогики, например, Маргарет Грин ( англ. Margaret Green ) и , быстро приняли результаты научных исследований 1950-х гг. и провели дальнейшие исследования женского фальцета, а также применили полученные знания в обучении певиц . Некоторые другие педагоги, напротив, не признали эту идею, и оппозиция концепции женского фальцета продолжила существовать среди учителей пения долгое время после того, как были получены научные доказательства существования женского фальцета . Так, известный оперный певец и учитель вокала Ричард Миллер в своей книге 1997 г. писал, что немецкая школа вокала широко внедрила идею женского фальцета в педагогическую практику, тогда как во французской и английской школах есть как сторонники, так и противники этой идеи, а в итальянской школе пения идея женского фальцета преимущественно отрицается . В своей книге 2004 г. Миллер заявил, что нелогично говорить о женском фальцете, поскольку его тембр на высоких нотах не имеет радикальных отличий по качеству от певицы .
Тем не менее другие писатели предупреждают об опасностях в случае, если женский фальцетный регистр не распознаётся. В частности, Джеймс МакКинни ( James McKinney ) пишет, что многие юные певицы заменяют фальцетом верхние ноты своего модального голоса. В результате некоторых юных контральто или меццо-сопрано ошибочно идентифицируют как сопрано , поскольку те способны петь фальцетом в тесситуре сопрано .
Примечания
- ↑ Фальцет // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Иванов А. П. Искусство пения. — М. : Голос-пресс, 2006. — С. 76. — 436 с. — ISBN 5-7117-0124-X .
- ↑ (англ.) . — London. — ISBN 9781561591749 .
- ↑ McKinney, James. The Diagnosis and Correction of Vocal Faults (англ.) . — Genovex Music Group, 1994. — ISBN 978-1565939400 .
- Greene, Margaret; Lesley Mathieson. The Voice and its Disorders (неопр.) . — John Wiley & Sons; 6th Edition, 2001. — ISBN 978-1861561961 .
- Richard Miller. National Schools of Singing: English, French, German, and Italian (англ.) . — Scarecrow Press , 1997. — P. 115.
- Miller, Richard. (англ.) . — Oxford University Press , 2004. — P. 148.
- 2021-11-07
- 1