К переименованию
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Ио́сифович Неусы́хин ( 7 [19] января 1898 , Москва — 22 октября 1969 , там же) — советский историк - медиевист , специалист по социально-экономической истории раннего Средневековья . Доктор исторических наук (1946), профессор. Четверть века преподавал в МИФЛИ и МГУ . Старший научный сотрудник Института истории АН СССР (с 1936 года).
На обширном материале источников проследил процесс превращения свободных общинников в зависимых крестьян у разных народов в период раннего Средневековья, показал общее и особенное в этом процессе, раскрыл специфику феодализации Германии в VII—XII веках. Главный труд - «Возникновение зависимого крестьянства в Западной Европе VI—VIII веков» (1956) .
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (27.03.1954).
Его отец был земским врачом, а мать — земским фельдшером . Раннее детство прошло в селе Борисовщина Смоленской губернии . От родителей Александр получил прекрасное знание русской литературы, любовь к которой будет сопровождать всю его жизнь: «Это было для него не развлечением или отдыхом, а таким же, если не более важным путём постижения мира и человека, как и научное творчество» [ источник не указан 577 дней ] .
Проучившись три года в Рижском реальном училище А. Ю. Миллера (1907—1910) , с переездом матери в Ярославскую губернию в 1910 г. перешёл в Ростовскую гимназию А. Л. Кекина. Там директором был историк, один из учеников П. Г. Виноградова — С. П. Моравский , а историю преподавал Е. А. Мороховец , открыто излагавший гимназистам материалистическое понимание истории. В гимназии, построенной на средства частного благотворителя, были созданы условия для воспроизводства в обучении либеральных взглядов, она пользовалась правом приглашать преподавателей по усмотрению педагогического совета. Сам Неусыхин впоследствии отмечал, что уже с юного возраста "знал" марксизм : "Я получал из-под полы Маркса и Плеханова… и Ленина и читал их, опасаясь, что я буду вскрыт и что меня могут исключить из гимназии" .
Окончив в 1916 году гимназию с золотой медалью и с отметкой об особой склонности к гуманитарным наукам , Александр по воле отца поступил на медицинский факультет Московского университета и проучился там два года, уделив особое внимание занятиям общей химией . В 1918 году Неусыхин перевёлся на Историко-филологический факультет , который как Историческое отделение факультета общественных наук окончил в конце 1921 года. Среди курсов, им прослушанных (опуская традиционные), — история христианства ( Р. Ю. Виппер ), история городского строя средних веков ( Д. М. Петрушевский ), история мировоззрений, учение о развитии общественных форм.
В Университете в результате экзамена по общему курсу средних веков Д. М. Петрушевский пригласил его в число участников своего семинара. Оказав ему столь большую честь, Д. М. Петрушевский не обманулся и впоследствии высоко оценил способности одарённого студента, который стал одним из самых близких его учеников. В 1922 г. Неусыхин превосходно защитил дипломную работу по теме «Экономическая организация королевского поместья эпохи Каролингов по Capitulare de villis» .
С октября 1920 года по ноябрь 1924 года А. И. Неусыхин работал в библиотеке Социалистической академии и в Институте Маркса и Энгельса в должности хранителя кабинета истории Франции, позднее — истории Германии и кабинета социологии, в 1924 году был зачислен научным сотрудником, а затем аспирантом и секретарём секции средневековой истории Института истории РАНИОН .
В феврале 1929 года защитил кандидатскую диссертацию «Общественный строй древних германцев», которая в том же году была издана в виде монографии, ставшей одной из первых крупных работ в советской медиевистике (тогдашние критики полагали, что на этой работе «лежала сильная печать А. Допша ») . С 1927 по 1930 год Неусыхин работал доцентом средневековой истории Московского индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта. В эти же годы сотрудничал в редакции Большой советской энциклопедии в качестве помощника редактора отдела западной истории и как автор статей.
В 1931—1934 годах А. И. Неусыхин не имел возможности публиковаться, преподавать и вообще работать в научных учреждениях исторического профиля . В начале этого периода он работал старшим библиографом (по другим сведениям, научным консультантом ) в музее Центра народоведения, а с ноября 1931 по июнь 1934 года — старшим научным сотрудником Всесоюзной ассоциации сельскохозяйственной библиографии при библиотеке им. В. И. Ленина .
В 1934 году после восстановления преподавания истории в вузах СССР, Неусыхин возвращается к научной и преподавательской деятельности. С марта 1934 года он состоял старшим научным сотрудником Государственной академии материальной культуры им. Н. Я. Марра , а с 1936 года — в Институте истории (с 1968 года — Институт всеобщей истории ) Академии наук СССР . С 1934 года — профессор, с 1940 года — заведующий кафедрой средневековой истории Московского института истории, философии и литературы им. Н. Г. Чернышевского . Одновременно он преподавал историю средних веков в ряде московских вузов, в том числе на историческом факультете МГУ .
В 1941—1942 годах в эвакуации в Томске . Преподавал и заведовал кафедрами в Томском государственном педагогическом институте и Томском государственном университете . В 1942—1943 годах находился в эвакуации в Свердловске , исполняющий обязанности там заведующего кафедрой средневековой истории Московского государственного университета . Преподавал в Уральском университете .
Докторская диссертация — «Собственность и свобода в варварских Правдах» (1946). Под началом Неусыхина было выполнено свыше двадцати кандидатских диссертаций .
В 1949 году попал под кампанию против космополитизма (заступился за него В. П. Волгин ) . Обвинялся в частности как наиболее ярко выражавший "преклонение" перед западной буржуазной историографией. При этом можно заметить, что одновременно Неусыхин назывался "очень уважаемым у нас профессором" . Антон Свешников отмечал: "«Старые» медиевисты продолжали жить и работать. Но стиль их работ стал иным. Они, за исключением, может быть, А.И. Неусыхина, были сломлены" . Сам он высказывался (в 1949 году): "Я вооружен в духе борьбы с фашизмом … и надеюсь, как мои скромные силы пригодились в борьбе с фашизмом немецким, они пригодятся когда-нибудь и в борьбе с фашизмом англо-американским" .
В 1960-е гг. им была выдвинута гипотеза об особой «переходной» (дофеодальной) стадии развития германских ( сакских , англосаксонских , фризских и т.д.) обществ в раннее Средневековье . Как отмечает М. В. Земляков, "Неусыхин создал законченную концепцию развития германских племен поздней Античности и раннего Средневековья" .
Похоронен на Ваганьковском кладбище .
Отец — Иосиф-Буним Израилевич (в быту Иосиф Яковлевич) Неусыхин (1870—?), врач (1897) , земский врач в селе Борисовщина Духовщинского уезда Смоленской губернии , затем в селе Кемцы Валдайского уезда Новгородской губернии (младший брат отца, Хаим-Гилель Израилевич Неусыхин, служил земским врачом там же) и, наконец, в селе Верхняя Писаревка Волчанского уезда Харьковской губернии .
Мать — Ривка (Ревекка) Калмановна (в быту Елизавета Алексеевна) Неусыхина (в девичестве Имянитова , 1861—1942) , родом из Режицы ( Витебской губернии ), в 1890 году фельдшерица в Тушинской земской больнице Московского уезда .
Жена — Маргарита Николаевна (Гитель Нафтальевна) Неусыхина (в девичестве Кобленц , 1897—1982) , родом из Якобштадта , выпускница естественного отделения историко-философского факультета Московских высших женских курсов ; сестра библиографа и книговеда Йоэля Нафтальевича Кобленца . А. И. Неусыхин познакомился и подружился с семьёй Кобленцов ещё ребёнком .
Дочь — Елена Александровна Огнева (1924—1985) , по образованию биолог; жена историка архитектуры Б. А. Огнева .
Историк (1922—2006): «Неусыхин... так рассказывал об экономических отношениях средневековья или о «Великой Хартии вольностей», как будто это [были] авантюрные романы. На его семинаре по средневековью кипели страсти. ...Я оказался в числе немногих любимых учеников А. И. Неусыхина. Он в традициях Российской профессуры приглашал нас домой, поил чаем с печеньем и бутербродами, давал книги из своей библиотеки (с возвратом!). Темы домашних бесед — только наука» .
«Неусыхин был прежде всего педагог, затем уже исследователь. Педагог он был великолепный, возился с нашим семинаром, с каждым из нас, у нас происходили регулярные встречи. [...] Он любил нас, любил это дело, работал с нами бесконечно много», - вспоминал про своего учителя Арон Яковлевич Гуревич .