Буланже, Павел Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Жюльетт Надя Буланже́ ( фр. Juliette Nadia Boulanger ; 16 сентября 1887 , Париж , Франция — 22 октября 1979 , там же) — французский композитор , музыкальный педагог , дирижёр , пианистка .
Родилась 16 сентября 1887 года в Париже в семье потомственных музыкантов: отец — композитор и дирижёр Эрнест Буланже, лауреат Большой Римской премии , преподаватель вокала в Парижской консерватории . Мать — певица Раиса Мышецкая (1856—1935), родилась в Санкт-Петербурге . Надя начала учиться музыке ( орган , композиция ) с 9-летнего возраста. С 1903 года помогала Г. Форе в его органном музицировании в церкви Ла Мадлен в Париже . Окончила Парижскую консерваторию , куда поступила в возрасте десяти лет.
После смерти любимой сестры Лили в 1918 году Надя Буланже практически оставила сочинительство, целиком посвятив себя преподаванию и пропаганде музыки. Начиная с 1920 года преподавала в Нормальной школе музыки , с 1921 года — в Американской консерватории в Фонтенбло , в Парижской консерватории и других учреждениях. Все её ученики должны были знать наизусть оба тома « Хорошо темперированного клавира » Баха . С 1948 года и до своей смерти в 1979 году была директором Американской консерватории в Фонтенбло. Она обучала Аарона Копланда , Филиппа Гласса , Игоря Маркевича и открыла миру Астора Пьяцоллу , которому помогла найти его индивидуальный стиль.
Вокальная музыка
Камерная музыка
Совместно с Раулем Пюньо
Дирижёрский дебют состоялся в 1912 году.
На заре своей карьеры, во второй половине 1900-х годов, Буланже активно концертировала как пианистка, прежде всего в дуэте с Раулем Пюньо . Первая мировая война и активнейшая педагогическая работа в Нормальной школе музыки и Американской консерватории в Фонтенбло значительно сократили её концертную деятельность, однако в 1924—1925 годах Буланже предприняла масштабное гастрольное турне по США как пианистка и органистка, среди прочего исполнив 11 января 1925 года в Нью-Йорке премьеру Симфонии для органа с оркестром Аарона Копленда (дирижировал Вальтер Дамрош ) . Фортепьянная часть заняла достойное место и в следующих, ещё более интенсивных и продолжительных американских гастролях Буланже в 1938 году; среди прочего, в это время она записала для лейбла His Master’s Voice альбом вальсов Иоганнеса Брамса для фортепиано в четыре руки, совместно с Дину Липатти . По воспоминаниям учившегося у Буланже в 1940-е гг. Клаудио Списа ,
Она могла заставить фортепиано звучать как любой другой инструмент. Я не знаю, как она это делала, — это совершенная загадка .
Среди её учеников: