Ломоносов, Михаил Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаи́л Васи́льевич Куприя́нов ( 8 (21) октября 1903 , Тетюши , Казанская губерния , Российская империя — 11 ноября 1991 , Москва , СССР ) — советский, российский художник - живописец , график , карикатурист . Академик АХ СССР ( 1947 ). Герой Социалистического Труда ( 1973 ). Народный художник СССР ( 1958 ). Лауреат Ленинской ( 1965 ), пяти Сталинских ( 1942 , 1947 , 1949 , 1950 , 1951 ) и Государственной премии СССР ( 1975 ).
Член творческого коллектива « Кукрыниксы ».
Родился в Тетюшах (ныне — в Татарстане ).
В 1919 году участвовал в выставке самодеятельных художников. Получил первую премию за акварельный пейзаж.
В 1920—1921 годах учился в Центральных художественных учебных мастерских в Ташкенте , в 1921—1929 — на графическом факультете Высших художественно-технических мастерских ( ВХУТЕМАС , позднее переименованы во ВХУТЕИН ) в Москве у Н. Н. Куприянова , П. В. Митурича и П. И. Львова .
В годы учёбы сдружился с П. Н. Крыловым и Н. А. Соколовым . Созданный в середине 1920-х годов творческий коллектив «Кукрыниксы» существовал более 60 лет. Работали методом коллективного творчества:
В 1945 году « Кукрыниксы » были аккредитованы в качестве журналистов на Нюрнбергском процессе . Выполнили серию натурных зарисовок.
В 1925—1991 годы — индивидуальная творческая деятельность художника. Выполнены многочисленные живописные и графические работы, шаржи, неоднократно экспонировавшиеся на всесоюзных и зарубежных художественных выставках.
Академик АХ СССР ( 1947 ). Член Союза художников СССР .
Скончался 11 ноября 1991 года в Москве . Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Творчество художника, известного многим по остросатирическим зарисовкам или же иллюстрациям к любимым художественным произведениям под коллективным псевдонимом « Кукрыниксы », намного глубже и многограннее, оно охватывает различные направления изобразительного искусства. Многолетняя плодотворная работа в составе творческой группы вместе с художниками и друзьями П. Н. Крыловым и Н. А. Соколовым дала отечественной культуре многие произведения и принесла их создателям мировую известность, но не обезличила индивидуальное творчество каждого автора.
К изысканной живописной форме художник пришёл гораздо позже, уже после окончания ВХУТЕМАСа , на полиграфическом отделении которого он постигал азы мастерства у своих учителей П. В. Митурича и Н. Н. Купреянова . К этому времени, в частности, относятся его работы, выполненные чёрной акварелью («В общежитии ВХУТЕМАСА», «Во дворе ВХУТЕМАСа», «Студент», «Студентка», «За чтением» и другие), в которых молодой художник демонстрировал прекрасное владение рисунком и техникой свето-тени.
Общение с русскими художниками М. В. Нестеровым и Н. П. Крымовым в значительной степени сформировало мировоззрение М. В. Куприянова как художника-живописца. Впоследствии он вспоминал наставления Н. П. Крымова, утверждавшего, что только цвет может помочь решить тональные отношения светлого и тёмного. Тон, общая тональность картины , соотношение света и тени, усиленные цветом, цветовым пятном, по мнению выдающихся русских живописцев, и являются собственно живописью.
Художник обращается не к жанровым темам, а к камерному по своей сути жанру — пейзажу. Работа на пленэре позволяет ему отвлечься от мирской суеты и заглянуть в свой внутренний духовный мир, требующий покоя и молчания. Именно их художник находил на берегу Азовского моря в маленьком городке Геническ . Куприянов-пейзажист — настоящий певец природы, он с бережностью передаёт в своих картинах её неповторимые образы, мастерски переносит на холст тончайшие состояния воздуха, воды, неба. С нескрываемым интересом и проникновением написаны пейзажи, выполненные в зарубежных творческих поездках. Париж, Рим, Венеция предстают во всём своём историко-архитектурном величии. Художник улавливает особую прелесть каждого города, слышит биение его сердца, видит и передаёт присущую только этому месту цветовую гамму.
Создал множество художественных произведений, неповторимых по мастерству и глубоких по своему духовному содержанию. Его искусство по сей день не утратило своей актуальности, оно живёт, волнует современников, заставляет задуматься о красоте и быстротечности жизни и о том, что, уходя, человек оставляет после себя.