Дружинин, Пётр Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Васи́льевич Дружи́нин ( 8 [20] октября 1824 , Санкт-Петербург — 19 [31] января 1864 , там же) — русский писатель, литературный критик, переводчик Байрона и Шекспира; инициатор создания Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным .
Дворянского происхождения. Получил домашнее образование, учился в Пажеском корпусе ( 1841 — 1843 ). Служил в лейб-гвардии Финляндском полку и сблизился с сослуживцем П. А. Федотовым , впоследствии известным художником. Дружинин заведовал полковой библиотекой и много читал. По слабому здоровью и желанию посвятить себя литературе в январе 1846 вышел в отставку в чине подпоручика и в феврале поступил в канцелярию Военного министерства. С 1847 публиковал в журнале « Современник » свои рассказы, повести, романы, позднее также очерки текущей периодики и литературно-критические статьи. В ноябре 1849 был выведен за штат без жалованья; с января 1851 в отставке (коллежский асессор).
В редакционном кружке « Современника » с конца 1840-х по конец 1850-х годов Дружинин был близок с Д. В. Григоровичем , И. С. Тургеневым и в особенности с П. В. Анненковым и В. П. Боткиным , с которыми его сближали не только литературно-эстетические предпочтения, но и житейские развлечения. Под заметным влиянием Дружинина и его теории «чистого искусства» в 1856 — 1858 находился Л. Н. Толстой .
С начала 1850-х годов Дружинин, помимо «Современника», был близок к кругу журнала О. И. Сенковского « Библиотека для чтения ». В 1856 Дружинин по приглашению издателя «Библиотеки для чтения» возглавил журнал. В 1860 Дружинин передал редактирование А. Ф. Писемскому , который уже был к тому времени его соредактором. Сотрудничал в журналах « Отечественные записки », « Искра », « Русский вестник » и газетах «Санкт-петербургские ведомости», «Северная пчела». В « Журнале садоводства » поместил статью «Заметки о садоводстве в Петербургской губернии» ( 1856 , т. 2). В журнале « Век » в 1861 был соредактором П. И. Вейнберга .
В ноябре 1856 на обеде у графа Г. А. Кушелева-Безбородко Дружинин предложил создать по образцу английского Literary fund Литературный фонд. На эту же тему он опубликовал статью «Несколько предположений по устройству русского литературного фонда для пособия нуждающимся лицам учёного и литературного круга» (« Библиотека для чтения », 1857 , т. 146). Организованное благодаря настойчивости Дружинина в 1859 в Санкт-Петербурге Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным просуществовало около 60 лет.
Умер от чахотки. Похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с матерью и отцом.
Смерть и похороны прошли почти не замеченными; заслуги Дружинина перед русской литературой отметили Н. А. Некрасов в некрологе («Современник», 1864, № 1) и И. С. Тургенев в поминальной речи (« Русский инвалид », 1864, 18 февраля).
Могила потеряна .
Дебютировал в печати повестью «Полинька Сакс» («Современник»; 1847 , № 12). Повесть обратила на себя доброжелательное внимание публики и критики. Она воспринималась как произведение « натуральной школы », написанное в духе жорж-сандизма. В описании женской любви оказался предшественником И. С. Тургенева . Образ энергичного деятеля-практика Константина Сакса предвосхищает образы Штольца из романа И. А. Гончарова «Обломов» и Калиновича из романа «Тысячи душ» А. Ф. Писемского . Главные темы следующего произведения «Рассказ Алексея Дмитрича» («Современник», 1848 , № 2) — судьба « лишнего человека », семейный гнёт, гибельное самопожертвование героини. Повесть «Лола Монтес», как и весь «Иллюстрированный альманах» Н. А. Некрасова ( Санкт-Петербург , 1848 ), была запрещена цензурой .
Социальная проблематика ослаблена в последующих произведениях Дружинина, носивших преимущественно развлекательный характер: рассказы «Фрейлейн Вильгельмина» («Современник», 1848 , № 6), «Художник» («Современник», 1848, № 7), роман «Жюли» («Современник», 1849 , № 1), комедии «Маленький братец» («Современник», 1849, № 8), «Шарлотта Ш-ц. Истинное происшествие» («Современник», 1849, № 12), «Не всякому слуху верь» («Современник», 1850, № 11).
По инициативе Дружинина в « Современнике » появились ежемесячные лёгкие очерки текущей периодики. С января 1849 начались регулярные публикации его «Писем иногороднего подписчика в редакцию „Современника“ о русской журналистике» (с перерывами до апреля 1854 ). Вскоре в «Современнике» были введены аналогичные обзоры зарубежной литературы: «О современной критике во Франции » (1850, № 10—12), «Письма иногороднего подписчика об английской литературе и журналистике» (1852, № 12; 1853, № 3, 4, 10; 1856, № 4). Дружинин публиковал историко-литературные и литературно-критические очерки: цикл статей о романистах ( С. Ричардсоне , О. Голдсмите , , , О. де Бальзаке («Современник», 1850, № 1—5, 9— 10); « Джонсон и Босвелль» («Библиотека для чтения», 1851, т. 110; 1852, т. 111, 112, 115, 116); «В. Скотт и его Современники» (« Отечественные записки », 1854, № 3, 4, 6, 9, 10); «Жизнь и драматические произведения Р. Шеридана» («Современник», 1854, № 1, 9, 10); «Г. Крабб и его произведения» («Современник», 1855, № 11, 12; 1856, № 1—3, 5); статьи о Дж. Ф. Купере , Ч. Диккенсе , У. Теккерее («Современник», 1853, № 11; 1854, № 1, 2).
В журнале появилось также его «Воспоминание о русском художнике П. А. Федотове» («Современник», 1853, № 2).
Широкую известность Дружинину принесли юмористические фельетоны о петербургской жизни («Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам…»; «Современник», 1850, № 7, 8, 12), публиковавшиеся затем в различных журналах и газетах: «Заметки петербургского туриста» («Санкт-Петербургские ведомости», 1855, № 8—280; 1856, № 3—97), «Заметки и увеселительные очерки петербургского туриста» («Библиотека для чтения», 1856, т. 140; 1857, т. 141, 145), «Заметки петербургского туриста» (« Искра », 1860, № 1, 38, 39, 47—50), «Новые заметки петербургского туриста» (« Век », 1861, № 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 24, 42), «Увеселительно-философские очерки петербургского туриста» («Северная пчела», 1862, 28 октября — 16 декабря; 1863, 6, 20 января).
В «Современнике» печатались также переводы Дружинина. Первыми были стихотворения Дж. Байрона («Современник», 1853, № 1; 1854, № 1). Перевёл несколько трагедий У. Шекспира : « Король Лир » («Современник», 1856, № 12), « Кориолан » («Библиотека для чтения», 1858, т. 152), « Король Ричард III » («Современник», 1862, № 5), «Жизнь и смерть короля Джона» (посмертно, «Современник», 1865, № 7).
В « Библиотеке для чтения » Дружинин с начала 1850-х годов публиковал свои художественные произведения (повесть «Петергофский фонтан», 1850, т. 104, рассказы), а также очерки и рецензии. В 1852 — 1853 в «Библиотеке для чтения» печатались его «Письма иногороднего подписчика о русской журналистике». Приглашение возглавить журнал, полученное от издателя В. П. Печаткина, совпало с приходом в «Современник» в 1856 Н. Г. Чернышевского , который вызывал неприязнь Дружинина как литератор и человек чуждого идейно-психологического склада. Во главе «Библиотеки для чтения» Дружинин вёл борьбу с революционно-демократической критикой и пропагандировал теорию «чистого искусства».
Дружинин привлёк к участию в журнале А. Н. Островского , Д. В. Григоровича , И. С. Тургенева , С. В. Максимова , печатал стихотворения Н. А. Некрасова , А. А. Фета , Л. А. Мея , Н. Ф. Щербины . Тем не менее журнал под его редакцией большим успехом не пользовался. В 1858 В. П. Печаткин пригласил А. Ф. Писемского стать соредактором Дружинина. В конце 1860 Дружинин оставил «Библиотеку для чтения».
С 1861 Дружинин прекратил писать о русской литературе. Он регулярно печатал фельетоны и очерки, а также обзоры современной английской литературы и публицистики в « Русском вестнике », « Веке », «Санкт-Петербургских ведомостях». Продолжал писать художественные произведения. Однако заметными событиями его поздние повести «Легенда о кислых водах» («Современник», 1855, № 3, 4), «Обручённые» («Библиотека для чтения», 1857, т. 145, 146), роман «Прошлое лето в деревне» (« Русский вестник », 1862, № 2, 3, 5—9) не стали.
Эстетические взгляды Дружинина сформулированы в статьях «А. С. Пушкин и последнее издание его сочинений» (1855, т. 130) и «Критика Гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения» (1856, т. 140). Последняя направлена против «Очерков гоголевского периода русской литературы» Н. Г. Чернышевского. В статьях противопоставляются Пушкин как идеально «гармоничный и светлый писатель», «свободное», «аристократическое» искусство, а также критика, ориентированная на вечные ценности, с одной стороны, и гоголевская школа в литературе, выпячивающая грязные и темные стороны жизни, и связанная с этой школой «дидактическая» критика (от В. Г. Белинского до Чернышевского), подчиняющая литературу злободневным внешним социальным целям и агитирующая за «отрицательное направление».
Эти идеи развивались в статьях «Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского» (1857, т. 141), «Повести и рассказы И. С. Тургенева» (1857, т. 141—143), в рецензиях на повести Л. Н. Толстого (1856, т. 139, 140) и других. Вместе с тем Дружинин за знание быта и жизненную правду высоко оценивал произведения Л. Н. Толстого, Писемского, М. Е. Салтыкова-Щедрина . Мастерство анализа лирической поэзии воплотилось в статьях «Стихотворения А. А. Фета» (1856, т. 137) и «Стихотворения А. Н. Майкова» (1859, т. 153). В рецензии на роман И. А. Гончарова «Обломов» (1859, т. 158) Дружинин, полемизируя с Н. А. Добролюбовым , подчеркивал нравственную чистоту Обломова и ставил его выше Ольги и Штольца. Рецензируя сочинения Белинского (1860, т. 159) Дружинин высоко оценил его значение для русской литературы и критики.
Дружинина считают первым русским критиком и литературоведом, который широко освещал историю и современное состояние английской, французской, отчасти американской литератур. В литературно-критических статьях не использовал традиционного пересказа сюжетов и подробное рассмотрение образов. Основное внимание уделял идейно-эстетическому ядру и нравственным аспектам произведений. Критическим статьям Дружинина свойственны аргументированные теоретические вступления и выводы.