Interested Article - Clan of Xymox

Clan of Xymox (с 1989 по 1994 годы — Xymox ) — нидерландский музыкальный коллектив, работающий в жанрах готик-рока и дарквейва , основанный в 1983 году в Неймегене . Группа получила название в честь школьного прозвища своего основателя и единственного постоянного участника Ронни Морингса ( Xymox — от искажённого англ. zymotic , что переводится как «заразный») .

За всё время своего существования Clan of Xymox неоднократно сравнивались с такими известными исполнителями, как Joy Division , The Cure , Sisters of Mercy и Dead Can Dance , а также получали противоречивые оценки от музыкальных критиков. Несмотря на то, что коллектив не добился столь же громкой известности и такого же коммерческого успеха, как вышеперечисленные группы, Clan of Xymox считаются одними из основателей и наиболее ярких представителей музыкального жанра дарквейв, а их собственное творчество оказало сильное влияние на ряд современных исполнителей готик-рока, индастриала , эмбиента и электронной музыки.

История

Основание группы и раннее творчество

Музыкальный коллектив Clan of Xymox (первоначально — Xymox) был образован в 1983 году в городе Неймеген вокалистом и гитаристом Ронни Морингсом и басисткой Анке Волберт, однако фактически его история начинается с 1984 года , когда участники группы перебрались в Амстердам , а её состав пополнился клавишником Питером Нотеном. В этом составе был записан первый мини-альбом Clan of Xymox, названный Subsequent Pleasures и вышедший ограниченным тиражом в 500 копий . Ронни Морингс, проводя промоушн пластинки, случайно встретился в ресторане с Брендоном Перри и Лизой Джеррард из Dead Can Dance , которые должны были выступать в Неймегене на разогреве у Cocteau Twins . Морингс посетил концерт Dead Can Dance и подарил Брендану Перри одну из копий Subsequent Pleasures . Несмотря на то, что представленный на дебютном EP материал был далёк от идеала (по мнению критика Рика Андерсона, большинство ранних композиций группы были «абсолютно катастрофическими») , Перри нашёл Сlan of Xymox перспективным коллективом и пригласил голландцев выступить вместе с Dead Can Dance в рамках британского турне. Этот тур привлёк к начинающим музыкантам внимание Иво Уоттса, владельца успешного лейбла 4AD Records , который в том же 1984 году подписал с ними контракт .

Ронни Морингс

В 1985 году Clan of Xymox выпустили на 4AD свой первый полноформатный альбом , название которого совпадало с названием группы . Этот диск, во многом классический для готик-рока 1980-х, был высоко оценён критиками и заложил представление об «эталонном» звучании коллектива . Трек «7th Time» получил высокую оценку известного диск-жокея Джона Пила , и композиции Clan of Xymox дважды появлялись в эфире его передачи — в июне и ноябре 1985 года . На песню «A Day» был снят видеоклип.

Второй студийный альбом коллектива, получивший название Medusa , вышел в 1986 году . Этот диск, по мнению некоторых критиков, стал одной из наиболее успешных работ Clan of Xymox и вошёл в число классических альбомов дарквейва . Одна из ранних композиций группы, песня «Muscoviet Musquito», появилась также в компиляции Lonely Is an Eyesore . Однако вскоре музыканты — с подачи самого Иво Уоттса — расторгли контракт с 4AD Records, вновь сократили название группы до Xymox и перешли на сублейбл лейбла PolyGram . Это ознаменовало начало нового периода в творчестве команды.

Период Xymox

После недолгого затишья группа вновь громко заявила о себе, выпустив в 1989 году более чем успешный альбом Twist of Shadows , разошедшийся суммарным тиражом в 300 тысяч копий . Все три сингла с него попали в крупнейшие американские чарты, включая Billboard Hot 100 , и стали хитами . В музыкальном плане Twist of Shadows был проще для восприятия, нежели предыдущие альбомы коллектива; именно его выход отметил начало перехода группы к более «лёгкому», мейнстримовому звучанию .

В 1991 году Xymox выпустили сингл «Phoenix of My Heart», который быстро стал хитом и попал в клубные чарты , а вслед за этим издали очередной студийный альбом Phoenix . Как впоследствии вспоминал Ронни Морингс, в это время группа переживала своего рода « кризис идентичности »: руководство лейбла диктовало музыкантам свои условия и вынуждало их записывать более «модную», лёгкую для восприятия музыку . В результате Phoenix оказался ещё более танцевальным и поп-рок -ориентированным, чем даже Twist of Shadows ; однако новый альбом продавался значительно хуже предыдущего, что привело к возникновению разногласий как между группой и владельцами звукозаписывающей компании, так и внутри самого коллектива. Анке Волберт покинула группу вскоре после выхода Phoenix из-за несогласия с творческим путём, избранным командой ; следом за ней ушёл Питер Нотен, не сошедшийся во мнениях относительно дальнейшего развития музыки Xymox с фронтменом Ронни Морингсом . Морингс, оставшийся единственным первоначальным участником коллектива, пригласил в группу свою старую знакомую басистку Мойку Зугну и расторг контракт с Wing Records, перейдя в 1992 году на лейбл .

Мойка Зугна

Вместе с Мойкой Зугной и несколькими сессионными музыкантами (в том числе при участии гитариста известной группы The March Violets Тома Эштона) Морингс выпустил два альбома — в 1992 и в 1993 году . На этих дисках готик-рок окончательно уступил место «мрачной танцевальной музыке в духе восьмидесятых» , однако по сравнению с предыдущими работами группы эти альбомы не были успешными. Тем не менее, в 1993 году Clan of Xymox впервые стали хэдлайнерами известнейшего готического фестиваля Wave-Gotik-Treffen .

В 1994 году на лейбле вышло переиздание дебютного EP Clan of Xymox Subsequent Pleasures , дополненное несколькими более поздними композициями и изданное в виде лонгплея . Вскоре Ронни Морингс покинул Лондон , где жил в течение нескольких лет, и вернулся в Амстердам . В 1995 году Xymox провели небольшое турне по городам Нидерландов, после чего в деятельности группы вновь наступил перерыв.

Возвращение к корням

В 1997 году Ронни Морингс принял решение вернуться к тому музыкальному стилю, в котором группа работала прежде. Он вновь переименовал коллектив в Clan of Xymox и заключил контракт с лейблом Tess Records (вскоре сменившим название на ), чтобы выпустить новый альбом Hidden Faces , работа над которым велась в течение трёх лет . В качестве одного из продюсеров этого альбома выступил Дэйв Аллен, известный по работе с Sisters of Mercy . Критики встретили диск восторженными рецензиями , а сам Ронни Морингс впоследствии заявлял, что рассматривает дату выхода Hidden Faces как «второй день рождения» Clan of Xymox . В том же году группа, состав которой пополнился клавишницей Ниной Симич и гитаристом Робом Вонком, приняла участие в создании саундтрека к компьютерной игре Revenant . В это время Морингс также основал собственный лейбл Xymox Control, на котором впоследствии издавались многие начинающие исполнители, однако собственные релизы он предпочитал выпускать при помощи сторонних звукозаписывающих компаний.

Следующий лонгплей Creatures , вышедший в 1999 году , стал одной из самых пессимистических работ Clan of Xymox . На этом диске группа предложила слушателям «мрачную готическую электронику, приправленную гитарами и танцевальными битами» . Альбом снискал признание музыкальных критиков по обе стороны Атлантики и стал «релизом месяца» по версии авторитетного немецкого издания Orkus . В его поддержку Clan of Xymox организовали масштабное турне, дав концерты во многих странах Европы, став хэдлайнерами фестиваля Castle Party , проведя совместный тур по США вместе с Front Line Assembly и в мае 2000 года выступив в Мехико перед тридцатью тысячами зрителей . Группа закрепила успех выступлениями на фестивалях Wave-Gotik-Treffen и Whitby Gothic Weekend . Материал, записанный во время живых выступлений в течение 1999—2000 годов, был собран воедино и осенью 2000 года издан в качестве двойного концертного альбома под незамысловатым названием Live . Помимо концертных записей, туда вошли видео на песни «Jasmine & Rose» и «Stranger».

Марио Усаи

В 2001 году Clan of Xymox продолжили активно гастролировать, выступив на фестивалях M’era Luna и , причём последний был организован самим Ронни Морингсом. На этом фестивале группа впервые появилась перед публикой в новом составе: Роба Вонка и Нину Симич заменили, соответственно, гитарист Пол Уиттлси и клавишница Дениз Дейкстра.

25 сентября 2001 года увидел свет девятый студийный альбом коллектива, получивший название . На этом диске к традиционным для Clan of Xymox готик-роковым и дарквейв-композициям добавились элементы современной электронной музыки . Летом следующего года вышел двойной альбом — фактически трибьют , состоящий из разножанровых ремиксов на песни с Notes from the Underground , выполненных такими исполнителями, как, например, Iris , , In Strict Confidence и Front 242 .

Выходу следующего студийного альбома Farewell предшествовал выпуск «чертовски удачного», по мнению критиков , сингла «There’s No Tomorrow». Сам альбом, состоящий из своеобразных «прощаний» с бывшими друзьями и возлюбленными , также получил высокие оценки от рецензентов, в том числе от известного авторитета в области готической музыки Мика Мёрсера .

Годом позже Ронни Морингс принял решение составить своего рода «энциклопедию творчества» Clan of Xymox, выбрав по две песни с каждого студийного альбома коллектива и издав их в компиляции . Сборник лучших работ группы вышел в сентябре 2004 года и получил название ; в него вошли четырнадцать композиций, в том числе новые версии ранних песен с альбомов Clan of Xymox и Medusa , однако в компиляции не нашлось места для хитов, записанных группой во времена Xymox, — по словам Морингса, он не захотел включать их в трек-лист из-за того, что они создавались во время «кризиса идентичности» команды .

Альбом Breaking Point , выпущенный в 2006 году , сопровождался релизами сингла «Weak in My Knees» и клипа на эту же песню. Диск, по мнению критиков, стал одной из наиболее удачных работ коллектива — атмосферной, разноплановой и разумно организованной . В поддержку нового лонгплея Clan of Xymox вновь успешно выступили на фестивалях Wave-Gotik-Treffen, M’era Luna и Castle Party. В следующем году группа выпустила мини-альбом Heroes , центральной композицией которого стала кавер-версия одноимённой песни Дэвида Боуи , звучавшая, по мнению критиков, «так, словно с самого начала была записана Clan of Xymox» . 2008 год , помимо многочисленных живых выступлений, был отмечен выходом Visible — первого двойного DVD коллектива, на котором оказались собраны клипы, концертные видеозаписи и интервью с Ронни Морингсом.

Современное творчество

Ивонн де Рай

Вскоре после выхода DVD Visible владелец Pandaimonium Records понял, что он не в состоянии обеспечить релизам Clan of Xymox по-настоящему масштабного продвижения , которое в то время требовалось группе. Поэтому он предложил Ронни Морингсу сменить звукозаписывающую компанию и перейти на крупный готик-лейбл Trisol Music Group . Состав Clan of Xymox также претерпел изменения: теперь Ронни Морингс работал в студии один, лишь изредка привлекая к работе над материалом басистку Мойку Зугну, а новые члены коллектива — гитарист Марио Усаи и клавишница Ивонн де Рай (бывшая участница группы ) — присоединялись к нему исключительно на концертах.

Сингл «Emily», вышедший в июле 2009 года , достиг первого места в нидерландских андеграундных чартах; спустя два месяца новый альбом Clan of Xymox In Love We Trust не только повторил это достижение, но и попал на вершины хит-парадов Metropolis Records и журнала Orkus . В музыкальном плане этот диск ознаменовал возвращение группы к «классическому» звучанию середины 80-х ; в то же время на In Love We Trust значительно увеличилась роль электронной составляющей по сравнению с ранними работами коллектива времён сотрудничества с 4AD . Музыкальные критики единодушно назвали альбом одним из лучших — если не самым лучшим — в дискографии Clan of Xymox . Сам Ронни Морингс также остался весьма доволен этим релизом: по его мнению, In Love We Trust — это наиболее удачное его произведение .

Спустя почти два года после триумфального успеха In Love We Trust свет увидел новый студийный альбом Clan of Xymox — Darkest Hour . Релиз был приурочен ко дню рождения Морингса — 20 мая 2011 года . Рецензенты приняли диск несколько более сдержанно, чем предыдущий альбом, отметив, что ему «недостаёт выдержки» и он мог бы быть «несколько менее напыщенным» . На песню «Delete» был также снят клип, а композиция «In Your Arms Again» использовалась в фильме « Девушка с татуировкой дракона ».

В настоящее время Clan of Xymox ведут активную концертную деятельность и регулярно становятся хэдлайнерами крупнейших готических фестивалей. Выступление группы на Castle Party XVII было записано и издано в качестве концертного DVD. 5 октября 2012 года вышел альбом Kindred Spirits , составленный из кавер-версий песен тех групп, чьё творчество всегда вдохновляло музыкантов, — Sisters of Mercy , Joy Division , Depeche Mode , Дэвида Боуи и других исполнителей. В феврале 2014 года Clan of Xymox выпустили пятнадцатый студийный альбом , за которым должен последовать мировой тур .

Другие проекты участников

Фронтмен и единственный постоянный участник коллектива Ронни Морингс также выступает сольно в качестве диджея (под именем DJ Ronny) и делает ремиксы на композиции других музыкантов. Он владеет собственным лейблом под названием Xymox Control и музыкальной студией Torture Garden; кроме того, Морингс организовывает ежегодный готический фестиваль , проводящийся в Амстердаме.

Басистка Clan of Xymox Мойка Зугна занимается также дизайном ; она является автором обложек альбомов многих современных готических исполнителей (например, Elusive ).

Анке Волберт после ухода из группы больше не пишет и не исполняет музыку . Питер Нотен выпустил альбом совместно с Майклом Бруком , некоторое время играл в командах Fingerprince и First Contact, а в настоящее время занимается сольной карьерой .

Стиль, истоки, влияние

За всю историю существования Clan of Xymox группа, с лёгкой руки музыкальных критиков, удостаивалась самых разнообразных «титулов» — от «отцов-основателей готики» ( англ. founding fathers of goth ) до «просто ещё одной электронно-танцевальной группы пост-романтической эры» . В настоящее время большинство критиков считают Clan of Xymox одними из основателей и наиболее ярких представителей музыкального жанра дарквейв , а некоторые называют их музыку « арт- готикой » . Раннее творчество коллектива иногда также определяют как нью-вейв , а творчество периода Xymox — как синти-поп .

Как отмечает музыкальный критик и биограф группы Майкл Саттон, Clan of Xymox всегда оставались в тени других, более известных коллективов, — в частности, The Cure и Joy Division , от влияния которых, по его мнению, они так и не смогли полностью освободиться . Эти группы оказали определяющее воздействие на раннее творчество коллектива, равно как и New Order , Dead Can Dance , Bauhaus , Siouxsie and the Banshees и Depeche Mode .

В середине восьмидесятых имя Clan of Xymox произносилось на одном дыхании наравне с названиями Cocteau Twins и Dead Can Dance, групп, которые представляли некий атмосферный предготический жанр, одновременно успокаивающий и стимулирующий, вдохновивший тысячи (но не миллионы) британских и американских тинейджеров накрасить губы чёрной помадой и спрятать глаза за огромными странными причёсками. Clan of Xymox так никогда и не достигли коммерческого успеха Cocteau Twins и не были любимы критиками так, как Dead Can Dance, однако же, в отличие от обеих этих групп, они продолжают записываться.

Рик Андерсон

Раннее творчество Clan of Xymox представляет собой сочетание «холодных», пульсирующих клавишных партий и мрачного гитарного звучания . Начиная с альбома Twist of Shadows музыка коллектива становится более лёгкой, танцевальной и доступной для неподготовленного слушателя , в результате чего в период Xymox группа приобрела популярность не только среди готов . Однако с выходом Hidden Faces коллектив вновь вернулся к готик-року и дарквейву; с конца 90-х годов и по настоящее время, по мнению критиков, Clan of Xymox испытывают сильное влияние Sisters of Mercy , что особенно ярко проявляется в манере пения Ронни Морингса, явно вдохновлённого примером Эндрю Элдрича . Примерно с середины 2000-х значительно возросла роль электронной составляющей в творчестве группы .

Clan of Xymox, не раз обвинявшиеся критиками в неоригинальности и слишком трепетном следовании канонам готик-рока, тем не менее, сами оказали влияние на многих современных исполнителей. Кавер-версии их песен записали, в частности, Dope Stars Inc. , Omnimar и , а их последователями в той или иной степени можно считать группы Deutsch Nepal , Ikon и .

Тематика песен

Тексты ранних работ Clan of Xymox не отличались особой глубиной и зачастую были весьма странными, на взгляд некоторых критиков — абсурдными . Ронни Морингс впоследствии признавался, что даже он сам не может толком объяснить, о чём именно идёт речь в некоторых песнях того периода .

Впоследствии основными темами песен группы стали депрессия , неразделённая любовь и разочарование в людях , а качество текстов заметно повысилось . Одним из наиболее разнообразных по тематике стал альбом In Love We Trust , изначально задумывавшийся как концептуальный.

Многие близкие мне люди в течение последнего времени разрывали отношения со своими возлюбленными. Эти обстоятельства не могли не затронуть меня, а единственный способ выразить собственную реакцию — это превратить её в нечто творческое. Изначально я хотел сделать что-то вроде концептуального альбома, взять 10 песен и связать их единой нитью, но после мне показалось правильным решением отказаться от этой идеи.

Ронни Морингс

По словам Морингса, название In Love We Trust ( рус. Мы верим в любовь ) было выбрано из-за своей циничности , поскольку заглавная композиция альбома посвящена, напротив, угасанию романтических чувств. Среди других тем, нашедших отражение в позднем творчестве коллектива, — политика , клаустрофобия и даже астральные путешествия .

Логотип

С 1989 года группа использует логотип в виде круга, в который вписаны буквы, составляющие часть её названия (X, Y, M и O). Этот знак был разработан Ронни Морингсом совместно с графическим дизайнером ; благодаря симметричности и своего рода иллюзии вращения логотип коллектива производит почти магическое впечатление .

Дискография

Официальная дискография Clan of Xymox представлена пятнадцатью студийными альбомами (включая четыре диска, записанных под названием Xymox), двумя концертными альбомами (в том числе одним DVD), одним сборником песен, тремя мини-альбомами и двадцать одним синглом. Кроме того, существует альбом ремиксов на песни коллектива, а отдельные треки команды появлялись в различных компиляциях. В списке студийных альбомов отмечены также переиздания дебютного EP Subsequent Pleasures .

Официальная видеография группы включает единственный DVD Visible .

Примечания

  1. Axel Schmidt, Klaus Neumann-Braun, Axel; Klaus Neumann-Braun. (нем.) . — VS Verlag , 2004. — S. 269—270. — ISBN 978-3-531-14353-8 .
  2. Strong, Martin Charles. (неопр.) . — Cannongate, 2003. — ISBN 978-1-84195-335-9 . 22 сентября 2020 года.
  3. (англ.) . Clanofxymox.com. Дата обращения: 24 августа 2011. 29 января 2012 года.
  4. В различных русскоязычных источниках встречаются и другие варианты написания этой фамилии: Моорингс и Мурингс.
  5. Michael Sutton. (англ.) . AllMusic.com. Дата обращения: 17 июля 2011. 29 января 2012 года.
  6. (англ.) . Musicfolio.com. Дата обращения: 18 июля 2011. 29 января 2012 года.
  7. Rick Anderson. (англ.) . AllMusic.com. Дата обращения: 17 июля 2011. 29 января 2012 года.
  8. Michael Sutton. (англ.) . AllMusic.com. Дата обращения: 19 июля 2011. 29 января 2012 года.
  9. Maxymox. (англ.) . D-Side.it (2010). Дата обращения: 19 июля 2011. 29 января 2012 года.
  10. (англ.) . BBC.co.uk. Дата обращения: 7 августа 2011. 29 января 2012 года.
  11. (англ.) . BBC.co.uk. Дата обращения: 7 августа 2011. 29 января 2012 года.
  12. Stewart Mason. (англ.) . AllMusic.com. Дата обращения: 7 августа 2011. 29 января 2012 года.
  13. James Chrispell. (англ.) . AllMusic.com. Дата обращения: 9 августа 2011. Архивировано из 2 ноября 2011 года.
  14. Christian Logan Wright. (англ.) . Spin Magazine (№8/1989) . Дата обращения: 9 августа 2011. 22 августа 2014 года.
  15. Alex Henderson. (англ.) . AllMusic.com. Дата обращения: 10 августа 2011. 29 января 2012 года.
  16. Mic. (англ.) . Unruhr.de (19 сентября 2010). Дата обращения: 11 августа 2011. 29 января 2012 года.
  17. John Bush. (англ.) . AllMusic.com. Дата обращения: 12 августа 2011. 29 января 2012 года.
  18. (нем.) . Wave-Gotik-Treffen.de. Дата обращения: 15 августа 2011. 29 января 2012 года.
  19. Станислав Иванов. . Rock City (№1/2000) . Дата обращения: 13 августа 2011. Архивировано из 13 января 2013 года.
  20. Caitlin R. Kiernan. (англ.) . Carpe Noctrem (№13) . Дата обращения: 13 августа 2011. 29 января 2012 года.
  21. (нем.) . Treffpunkt Magazine . Дата обращения: 13 августа 2011. 29 января 2012 года.
  22. Steve Huey. (англ.) . AllMusic.com. Дата обращения: 15 августа 2011. 29 января 2012 года.
  23. David Richards. (англ.) . Billboard (№15/1999) . Дата обращения: 15 августа 2011. 29 июня 2014 года.
  24. Dennis Wollnik. (нем.) . Orkus (№5/1999) . Дата обращения: 15 августа 2011. 29 января 2012 года.
  25. (англ.) . CastleParty.com. Дата обращения: 15 августа 2011. Архивировано из 23 августа 2011 года.
  26. (англ.) . CMJ New Music Monthly (№632) (23 августа 1999). Дата обращения: 15 августа 2011. 22 августа 2014 года.
  27. Frauke Stöber. (нем.) . Sonic Seducer (№10/2001) . Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано из 14 апреля 2013 года.
  28. Charles Spano. (англ.) . AllMusic.com. Дата обращения: 16 августа 2011. 29 января 2012 года.
  29. Frauke Stöber. (нем.) . Sonic Seducer (№6/2002) . Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано из 14 апреля 2013 года.
  30. Thomas Abresche. (нем.) . Sonic Seducer (№11/2002) . Дата обращения: 18 августа 2011. Архивировано из 14 апреля 2013 года.
  31. Rick Anderson. (англ.) . AllMusic.com. Дата обращения: 18 августа 2011. 29 января 2012 года.
  32. David Jeffries. (англ.) . AllMusic.com. Дата обращения: 19 августа 2011. 29 января 2012 года.
  33. Thomas Thyssen. (нем.) . Sonic Seducer (№5/2006) . Дата обращения: 19 августа 2011. Архивировано из 30 января 2012 года.
  34. DerRozzengarten. (англ.) . MetalStorm.net (4 мая 2006). Дата обращения: 19 августа 2011. 30 января 2012 года.
  35. Kurt Ingels. (нидерл.) . Dark Entries Online Music Magazine (1 мая 2006). Дата обращения: 19 августа 2011. 30 января 2012 года.
  36. Thomas Thyssen. (нем.) . Sonic Seducer (№6/2007) . Дата обращения: 20 августа 2011. Архивировано из 14 апреля 2013 года.
  37. David Jeffries. (англ.) . AllMusic.com. Дата обращения: 21 августа 2011. 30 января 2012 года.
  38. Kurt Ingels. (нидерл.) . Dark Entries Online Music Magazine (24 августа 2009). Дата обращения: 21 августа 2011. 30 января 2012 года.
  39. Tala. . Stigmata Magazine (29 августа 2009). Дата обращения: 21 августа 2011. 30 января 2012 года.
  40. Peter Heymann. (нем.) . Sonic Seducer (№9/2009) . Дата обращения: 21 августа 2011. Архивировано из 30 января 2012 года.
  41. Phil. (недоступная ссылка — ) . Gothic Rock Russia (7 июля 2009). Дата обращения: 21 августа 2011.
  42. Kurt Ingels. (нидерл.) . Dark Entries Online Music Magazine (16 июня 2011). Дата обращения: 21 августа 2011. 30 января 2012 года.
  43. Luttrull, D. . Hellhound Music (1 февраля 2014). Дата обращения: 30 августа 2014. 2 декабря 2014 года.
  44. (англ.) . Discogs.com. Дата обращения: 21 августа 2011. 4 декабря 2010 года.
  45. Altricia Gethers, Ira Robbins. (англ.) . TrouserPress.com. Дата обращения: 21 августа 2011. 30 января 2012 года.
  46. Thomas Abresche. (нем.) . Sonic Seducer (№5/2001) . Дата обращения: 21 августа 2011. Архивировано из 30 января 2012 года.
  47. Alessandro Bonini, Emanuele Tamagnini. New wave. — Roma: Gremese Editore, 2006. — P. 101. — 218 p. — ISBN 88-8440-412-6 .
  48. (англ.) . Discogs.com. Дата обращения: 24 августа 2011. 3 октября 2011 года.
  49. (англ.) . AllMusic.com. Дата обращения: 22 августа 2011. 30 января 2012 года.
  50. Sean Palfrey. (англ.) . Dominion Music Magazine (17 мая 2012). Дата обращения: 3 октября 2012. 16 октября 2012 года.

Ссылки

  • (англ.) — официальный сайт Clan of Xymox
  • на сайте Discogs
Источник —

Same as Clan of Xymox