Interested Article - Место назначения — Луна

«Место назначения — Луна» ( англ. Destination Moon ) — американский художественный фантастический фильм режиссёра Ирвинга Пичела , вышедший на экраны в 1950 году . Создан по отдалённым мотивам романа Роберта Хайнлайна « Ракетный корабль „Галилео“ » .

Первый значительный успех в фильмографии классика кинофантастики Джорджа Пала . Премия «Оскар» за спецэффекты и одна номинация за лучшую работу художника-постановщика . Новаторская для своего времени работа, первая цветная полнометражная научно-фантастическая лента в истории кинематографа США, оказавшая значительное влияние на последующее развитие жанра.

Сюжет

Руководитель научно-исследовательской группы Чарльз Каргрейвс и генерал Томас Тейер проводят эксперименты по созданию ракеты для вывода искусственного спутника на орбиту Земли. Прототип ракеты взрывается на стартовой площадке (поговаривают о саботаже со стороны потенциального противника). Финансирование проекта со стороны государства прекращается. Через два года генерал встречается с экспертом по аэронавтике Джимом Барнсом и предлагает начать более амбициозный проект — создать ракету, которая смогла бы достичь Луны. Учёный высказывает сомнения по поводу реальности затеи, но генерал предлагает использовать ядерный двигатель от прошлых проектов. Барнс вдохновлён проектом и начинает кампанию по сбору средств в среде частного капитала. Сообщение о том, что США могут иметь приоритет в освоении Луны, возымело действие, и источник финансирования найден.

Начинается строительство одноступенчатой пилотируемой ракеты Luna . Длина ракеты должна была составить около 46 метров (150 футов ), снаряжённая масса — 250 тонн . Когда проект близится к концу, вновь раздаются голоса критиков, которые убеждают не начинать испытания, так как, по их мнению, атомный двигатель не прошёл необходимые испытания и может быть угрозой жизни человека. Опасаясь новых проблем, команда решает отправляться к Луне немедленно. В последний момент радист команды Браун слёг в больницу с аппендицитом, и с трудом удаётся уговорить помощника Брауна — Джоя Суини — заменить его в экспедиции. Постановлением суда на любые действия на космодроме наложен арест, но команда стартует несмотря на это. К Луне отправляются четверо: Каргрейвс, Тейер, Барнс и Суини. Старт ракеты с площадке в пустыне Мохаве (местность ) происходит успешно, и начинается космическое путешествие. Астронавты испытывают состояние невесомости. В ходе полёта выходят из строя двигатели, и Каргрейвсу приходится выйти за пределы ракеты . Из-за того, что его магнитные ботинки не сработали, Каргрейвса уносит в открытый космос. С большим трудом генералу удаётся вернуться назад, используя импровизированный реактивный двигатель из кислородного баллона .

Ракета выходит на окололунную орбиту и благополучно совершает прилунение в районе кратера Гарпал ( Море Холода ). Первым ступивший на Луну астронавт говорит:

Милостью бога и именем Соединённых Штатов, я вступаю во владение Луной для блага всего человечества .

При подготовке к отлёту выясняется, что в спешке астронавты не всё учли. Для взлёта с поверхности Луны у ракеты слишком большой вес. Обсуждается даже вариант оставить одного из членов экипажа, но, в конце концов, команда избавляется от всего лишнего оборудования, выбросив его через шлюз. Luna стартует к Земле. Вместо привычного «The End» («Конец фильма») зритель видит лозунг «This is THE END…of the Beginning» («Это конец… начала»).

В ролях

  • Джим Барнс
  • Чарльз Каргрейвс
  • Том Пауэрс генерал Тейер
  • Джой Суини
  • Эмили Каргрейвс
  • Эверетт Глас — Ла Порте
  • Грэйс Стэффорд — Вуди Вудпекер (голос)

Создание

Предыстория

Первые послевоенные годы — время золотого века научной фантастики . В этот период увидели свет произведения ставшие классикой так называемой твёрдой фантастики — работы Кларка , Азимова , Лейнстера и других. Книги пользовались большой популярностью у читателей. В 1946—1949 году успешно прошли первые суборбитальные запуски баллистических ракет. В СМИ активно обсуждались возможности использования ракет с целью исследования космоса и для гражданских нужд .

Джордж Пал (1979)

В 1947 году Роберт Хайнлайн написал роман «Ракетный корабль „Галилей“», в котором речь шла о молодом учёном и его юном помощнике, которые построили ракету для полёта на Луну. Герои выясняют, что на Луну ещё раньше их попали неонацисты и основали там военную базу. Как вспоминал Хайнлайн, в это же время у него и появилась идея экранизировать фантастику. Он полагал, что съёмки подобного фильма могут иметь далеко идущие последствия и воздействие на общественное мнение в отношении к полётам в космос. Первоначально писатель планировал снять документальный или научно-популярный фильм .

В 1948 году писатель посетил Голливуд и встретился там с Фрицем Лангом . Попытка совместного творчества не удалась. Ланг был человеком, с которым было непросто найти общий язык. Затем Хайнлайн встретился со сценаристом Элфордом Ван Ронкелем и затем с другим единомышленником — продюсером Джорджем Палом. Уже имевший определённое имя в киноиндустрии Пал вынашивал аналогичный замысел и стороны согласились создать сценарий игрового фильма .

Идея не встретила понимания у крупных киностудий и показалась «слишком фантастичной», как выразился Хайнлайн. Зрителей в то время привлекали мелодрамы, мюзиклы и вестерны . Опыт съёмок и проката фантастического кино был весьма ограниченным. Либо это были новаторские работы, подобные фильмам Фрица Ланга (« Метрополис », « Женщина на Луне »), либо картины сказочного характера, ориентированные на подростковую аудиторию ( киносериал « Флэш Гордон » и « »). Как бы то ни было, они не имели особого кассового успеха. Однако массовая популярность научно-фантастической литературы в 1950-х говорила о том, что у идеи определённо есть перспективы. В конце 1940-х Голливуд впервые стал испытывать конкуренцию со стороны телевидения и киностудии искали новые решения .

Джордж Пал нашёл поддержку в небольшой компании , где до этого выпускались в основном фильмы категории B . Стороны договорились о бюджете примерно в 600 000 $ и запланировали начать производство картины примерно в середине 1949 года. Рабочим названием картины стало «Operation Moon» («Операция Луна») и «Journey to the Moon» («Путешествие на Луну») . Создатели сразу отошли от сюжета книги. Хайнлайн и Пал решили полностью поменять концепцию, убрав из будущей картины прежний историко-социальный контекст, связанный с неонацизмом, и сфокусировались в сценарии на технократическом и документальном подходе. Представители кинокомпании заставляли несколько раз переделывать сценарий, опасаясь провала . Немало усилий пришлось потратить на то, чтобы объяснять руководству студии элементарные для учёного понятия (например, то, что на Луне нет атмосферы) и связанные с этим особенности сценария . С трудом консультанты смогли добиться исключения из картины, привычной в то время, лёгкой музыкальной интерлюдии, о чём так настаивало руководство студии, которое в один момент даже решило снимать почти мюзикл . В итоге от книги остался только полёт на Луну и фамилия главного героя. Хайнлайн придал очень большое значение точности в технической стороне вопроса и постоянно консультировался со специалистами в ракетной технике и астрономии. Даже место посадки в районе кратера Гарпалус стало предметом обсуждения. Земля с поверхности своего естественного спутника в картине видна в кадре именно там, где ей положено быть . Джордж Пал тщательно готовился к съёмкам, отрабатывая все технические вопросы, которые могли возникнуть в ходе производства. Фаза препродакшн сильно затянулась и съёмки были отложены на год.

У меня в голове сложился критерий по отношению к данной картине: если публика эмоционально поверит в возможность путешествия на Луну, в том виде как изображено в фильме, картину ждёт финансовый и любой другой успех. Если нет — она провалится.

Роберт Хайнлайн

Подбор команды

Одновременно с подготовкой сценария Джордж Пал начал и подбор команды. Прежде всего, он решил, что в картине будут заняты малоизвестные исполнители, так как актёрская игра и конфликт на уровне личностей, как считал продюсер, не будут столь важны в будущей ленте. Определённое имя среди актёров имел только , получивший известность благодаря роли в картине « Белое каление ». В качестве художника постановщика продюсер привлёк Чесли Боунстелла , специализировавшегося на астрономической тематике. Иллюстрации к книге 1949 года Боунстелла, послужили основной к раскадровке будущей картины. Образ ракеты, сильно напоминающей Фау-2, также был позаимствован из этой книги . стал ответственным за специальные эффекты. Консультантом проекта в области ракетной техники стал весьма примечательный человек — инженер Герман Оберт , который работал ещё с Фрицем Лангом в картине «Женщина на Луне» . Пал поощрял всякое креативное начало. Хайнлайн вспоминал, что ему было очень комфортно работать с Джорджем Палом, так как он давал полную творческую свободу всем, с кем он работал, не контролируя их в мелочах .

Решив, что строгое течение картины нужно чем-то разнообразить, Хайнлайн и Пал решили добавить в картину анимационную вставку. В ней дятел Вуди созданный Уолтером Ланцем рассказывает о некоторых принципах космического полёта . Ещё в 1948 году началась подготовка декораций, оборудования и пробные съёмки. Желая минимизировать риск, Джордж Пал даже сделал небольшую кампанию в своего рода фокус-группах . В нескольких кинотеатрах показали уже снятые небольшие отрывки из картины и он проследил за реакцией публики .

Съёмки и выпуск в прокат

После почти годичного периода подготовки натурные и павильонные съёмки прошли с 14 ноября 1949 по конец декабря 1949 года. Съёмки велись на цветную плёнку 35 мм , в технологии Technicolor Three Strip .

Продюсер и режиссёр постоянно обращались к помощи консультантов с тем, чтобы съёмки полностью соответствовали замыслу. Создателям пришлось вступить на совершенно новую территорию и многие проблемы решались впервые. Как вспоминал Роберт Хайнлайн, производство картины собственно и напоминало реальную подготовку к полёту в космос. С тем чтобы передать на экране события в кабине ракеты в невесомости пришлось пойти на сложности, создав специальное крепление камеры и рабочее место оператора, которое могло вращаться. Одними из первых создатели использовали эффект, который потом часто использовался во многих картинах о космических путешествиях — искажение лиц космонавтов из-за перегрузки вызванной отрывом ракеты от Земли. Подобный эффект (являющийся, кстати, художественным вымыслом) был передан специальным гримом и накладками на лице .

Отдельная сложность возникла со скафандрами. Поначалу режиссёр хотел позаимствовать амуницию у лётчиков. Такое облачение смотрелось очень выигрышно и аутентично, но оказалось, что ткань подобных костюмов нежная и легко рвалась от соприкосновения с рояльными струнами, на которых подвешивали актёров для имитации невесомости . Художнику пришлось создавать с нуля дизайн скафандров, но зато Пайчел получил то, что хотел: одел актёров в разноцветные скафандры и так их стало легче различать зрителю. В тяжёлых, закрытых скафандрах актёрам было тяжело перемещаться, и они быстро задыхались и уставали. Дошло до того, что пришлось применить принудительную вентиляцию, а Ирвину Пайчелу — бросить привычку курить на съёмочной площадке . Обычно в американских фильмах того времени, звук записывался непосредственно на съёмочной площадке, однако тут пришлось отказаться от привычного подхода. Во-первых, из скафандров всё равно не было слышно голоса актёров; а во-вторых, двери павильонов, для лучшей вентиляции, были открыты и шумы с улицы проникали вовнутрь. Таким образом, звук пришлось накладывать уже на этапе постпродакшн .

Для съёмок эпизодов связанных с ракетой декораторам пришлось создать полноразмерную реплику ракеты высотой около 40 метров . Участок лунной поверхности там, где села ракета, был полностью воссоздан в павильоне. Его строительство заняло около двух месяцев . Звездным небом стали несколько сотен квадратных метров бархата натянутого на заднике и автомобильные лампочки в качестве «звёзд». Для более реалистичного создания кратера Гарпалус использовались свежие фотографии поверхности Луны, сделанные в обсерватории Паломар . Венцом работы художника Боунстелла явилась картина маслом площадью в несколько десятков квадратных метров, изображающая лунный пейзаж на заднике . В работе над фильмом Джорджу Палу очень помог прошлый опыт работы над анимационными лентами. В картине в общей сложности около 5 минут анимационных вставок, и только на их подготовку и съёмки ушло столько же времени, сколько и на съёмки всей игровой части картины .

Незадолго до выпуска фильма в прокат выяснилось, что конкуренты не дремлют. В крайней спешке небольшая студия Lipert Pictures выбросила в прокат на три недели раньше чёрно-белую картину « » со схожим сюжетом. Джордж Пал хладнокровно воспринял это известие и никак не стал подгонять своих людей, решив закончить картину в соответствии с графиком. Картина «Место назначения — Луна» вышла в прокат 26 июня 1950 года. Картина оказалась весьма успешна в прокате. При бюджете примерно в 600 тыс $ она собрала в домашней кассе США свыше 5 млн $

Оценка

Критика и достоверность

Космические ракеты в фильмах 1950-х копировали образ Фау-2

Адекватная оценка фильма критиками своего времени затруднялась тем, что его сложно было с чем-нибудь сравнить. Сюжет картины передаёт историю в документальном ключе, с позиций «твёрдой фантастики» его даже можно назвать несколько нудным . Здесь пока ещё нет пришельцев, бластеров и летающих тарелок. Присутствует и некоторый идеологический подтекст — на стартовой площадке ракеты рыщут неназванные вражеские агенты, устраивающие диверсии, однако эта тема не имеет дальнейшего развития. Нет в картине ни особой драмы, ни романтической линии. Современные критики актёрскую игру назвали «натужной». Пространные вставки, разъясняющие зрителю некоторые технические тонкости, ещё больше сближают «Место назначения — Луна» с научно-популярными фильмами . Определённое напряжение и сюжетный поворот можно наблюдать ближе к концовке, однако, все эти действия скорее технократического толка. Писатель высказался о том, что фильм получился довольно скучной «производственной драмой» из жизни астронавтов .

Босли Краутер отметил то, что зритель вряд ли оценит старания авторов следовать научной достоверности . Впрочем, новизна сюжета картины и революционные для своего времени спецэффекты также впечатляли. Это уже не попытки экранизации Верна или Уэллса : события показаны в новой традиции . На экране не происходит ничего экстраординарного, но зритель начинает сопереживать героям, погружаясь в атмосферу подготовки экспедиции и самого полёта. Краутер указал на режиссёрскую недоработку. Во время высадки на Луну астронавтов, сцены, которая по смыслу являлась эмоциональным пиком картины — собственно ничего не происходит. Зрителю довольно продолжительное время приходится ждать событий .

Вполне простительны были и некоторые технические неточности, которые бросаются в глаза современному зрителю. В реальности для экономии топлива при прилунении космонавты пользовались отдельным посадочным модулем — о таких тонкостях создатели ещё не знали. Чесли Боунстелл невольно стал автором и другой существенной ошибки. Для большего эффекта он изобразил поверхность Луны с глубокими долинами и высокими горами в «земном» стиле — с неровными краями и сильно изрезанными эрозией , которой на Луне нет . Ракета в фильме фактически является одноступенчатой, её описание в целом весьма достоверно. Вполне корректным было то, что большую часть снаряженной массы ракеты составляет горючее — только так можно преодолеть притяжение Земли . Некоторые детали предвосхитили и достаточно точно описали подробности путешествия и пребывания на Луне. Например, своеобразную лунную походку, связанную с низкой гравитацией .

Значение и признание

Картина стала фактически первым цветным полнометражным научно-фантастическим фильмом в современной традиции. «Место назначения — Луна» несла на себе отпечаток своего времени и в настроении явственно ощущается эпоха холодной войны и гонки вооружений . В картине содержится также и явный намёк на только начавшуюся космическую гонку между СССР и США, но её значение в истории кинематографа оказалось далеко за пределами обычного конъюнктурного успеха . Приёмы и сценарные ходы оказали большое влияние на популярность жанра на многие годы . У картины с её ограниченным бюджетом практически не было рекламной кампании, однако ещё на этапе производства новаторская работа привлекла внимание СМИ. В результате оказалось, что даже небольшая студия смогла оказать влияние на развитие киноиндустрии в целом . Использованные в картине трюки и визуальные эффекты обогатили арсенал средств её преемников. « Когда миры столкнутся », « Обратный отсчёт », « Тесные контакты третьего рода » и другие фантастические картины испытали на себе значительное влияние фильма Джорджа Пала . Стэнли Кубрик в « Космической одиссее 2001 года » использовал схожий приём неспешного развития событий с пристальным вниманием техническим деталям . Преемники копировали даже трейлер картины, подчёркивая, что главным действующим лицом фильма становятся технологии и специальные эффекты, на которые и был главным образом потрачен бюджет картины . Во многих лентах 1950-х модным стало использовать ракету с сигарообразным серебристым корпусом, в соответствии с дизайном Боунстелла. После картины популярным стал специфический технический жаргон (« Хьюстон, у нас проблема »), которые использовали герои картины. Даже словосочетание « Destination — Moon » после выхода в прокат устойчиво вошло в словарь английского языка .

« Нечто из иного мира » и «Место назначения — Луна» заложили основу для двух типов сюжетов будущих научно-фантастических картин. Если первая стала классикой фантастики ужасов, то вторая застолбила технократическое направление. Ричард Ходженс, в статье «Короткая трагедия кинофантастики», отметил историческое значение фильма «Место назначения — Луна», традиция которого к его сожалению не стала массовой. В наше время у зрителя кинофантастика ассоциируется, прежде всего, с насилием и ужасами. Между тем фильм 1950 года, стоявший у истоков жанра, предлагал совершенно иное направление развития жанра, гораздо более созвучное с книжной фантастикой . Критик отметила, что скучное, на первый взгляд, путешествие на Луну демонстрировало будущее слияние человека и возможностей технологии. Достижение, кажущихся ещё вчера невозможными, целей за пределами Земли. Картина вовсе не о священном страхе перед загадочными машинами и их жрецами-учёными, а о том, что именно наука позволит человеку сделать следующий шаг в неизведанное .

Один из героев картины произносит пророческую фразу: «Кто бы ни контролировал Луну — в будущем будет и контролировать Землю» ( whoever controls the moon will control the Earth ). В фильме оказались предсказаны многие события, связанные с произошедшей спустя девятнадцать лет реальной высадкой на Луну — вплоть до торжественных слов, которые сопровождали первый шаг человека на Луне .

Награды и номинации

Переиздания

Картина не была издана на VHS ввиду проблем с авторскими правами картин компании , перешедшими сначала к MGM и затем к United Artists. В 2000 году, к 50-летнему юбилею картины, было осуществлено DVD издание компанией Image Entertainment. Ресурс DVD Savant оценил качества переноса как удовлетворительное, заметив, что, к счастью, картина вообще сохранилась в сколько-нибудь приемлемом качестве. Издание весьма скромно: звуковая дорожка только моно и отсутствуют субтитры. Дополнительные материалы практически отсутствуют: имеются только трейлер и несколько плакатов времени выпуска в прокат .

Комментарии

  1. После выхода фильма в прокат Роберт Хайнлайн выпустил одноимённую новеллизацию фильма, которая также приобрела популярность.
  2. By the grace of God, and the name of the United States of America, I take possession of this planet on behalf of, and for the benefit of, all mankind.
  3. Ретроспективное награждение в 2001 году.

Примечания

  1. Google .
  2. , с. 209.
  3. , с. 13.
  4. . (англ.) (9 апреля 2007). Дата обращения: 22 февраля 2013. 22 марта 2013 года.
  5. , с. 212.
  6. , с. 248.
  7. , с. 592.
  8. . (англ.) . TV Guide (26 февраля 2000). Дата обращения: 22 февраля 2013. 22 марта 2013 года.
  9. , с. 103.
  10. , с. 133.
  11. , с. 53.
  12. , с. 71.
  13. , с. 211.
  14. , с. 43.
  15. , с. 41.
  16. , с. 182.
  17. , с. 272.
  18. , с. 133.
  19. , с. 46.
  20. Mark Zimmer. (англ.) . digitallyobsessed.com (3 мая 2000). Дата обращения: 22 февраля 2013. 22 марта 2013 года.
  21. . (англ.) . dvdsavant (26 февраля 2000). Дата обращения: 22 февраля 2013. 22 марта 2013 года.
  22. , с. 103.
  23. (англ.) . New York Times (28 января 1950). Дата обращения: 22 февраля 2013. 10 ноября 2012 года.
  24. , с. 185.
  25. .
  26. , с. 57.
  27. , с. 214.
  28. , с. 145.
  29. , с. 86.
  30. , с. 45.
  31. , с. 100.
  32. , с. 101.
  33. , с. 23.
  34. , с. 95.
  35. , с. 84.
  36. , с. 249.
  37. , с. 22.
  38. , с. 24.
  39. , с. 37.

Литература

  • James A. Herrick. . — InterVarsity Press, 2008. — С. 1. — 288 с. — ISBN 9780830825882 .
  • Tom Weaver. . — ил. — McFarland, 2003. — С. 2. — 702 с. — ISBN 9780786482153 .
  • David A. Kirby. . — Ил. — MIT Press , 2011. — С. 3. — 265 с. — ISBN 9780262014786 .
  • J. P. Telotte. . — Ил. — Cambridge University Press , 2001. — С. 4. — 272 с. — ISBN 9780521596473 .
  • Gary Westfahl. . — ил. — Greenwood Publishing Group , 2000. — С. 5. — 207 с. — ISBN 9780313308468 .
  • Joseph M. Levine. . — Ил. — University of Chicago Press , 1999. — С. 6. — 267 с. — ISBN 9780226475417 .
  • John Johnson. . — Ил. — McFarland, 1996. — С. 7. — 404 с. — ISBN 9780786400935 .
  • Blair Davis. . — Ил. — Rutgers University Press , 2012. — С. 8. — 280 с. — ISBN 9780813553245 .
  • // Cinefantastique . — 1970. — Vol. 1.
  • Patricia King Hanson, Amy Dunkleberger. . — University of California Press , 1999. — С. 10. — 1115 с. — ISBN 9780520215214 .
  • Vivian Carol Sobchack. . — 2. — Rutgers University Press , 1987. — С. 11. — 345 с. — ISBN 9780813524924 .
  • John Baxter. . — Barnes, 1970. — С. 16. — 240 с. — ISBN 9780813524924 .
  • Howard E. McCurdy. . — 2. — JHU Press, 2011. — С. 17. — 408 с. — ISBN 9780801898686 .
  • Howard E. McCurdy. . — 2. — JHU Press, 2011. — С. 17. — 408 с. — ISBN 9780801898686 .
  • Geoff King, Tanya Krzywinska. . — ил. — Wallflower Press, 2000. — Т. 3. — С. 18. — 128 с. — ISBN 9781903364031 .
  • John Brosnan. . — ил. — Abacus, 1977. — С. 19. — 207 с.
  • Keith M. Johnston. . — McFarland, 2009. — С. 20. — 218 с. — ISBN 9780786454174 .
  • Thomas D. Clareson. . — Popular Press, 1971. — С. 21. — 356 с. — ISBN 9780879720230 .
  • Richard W. Haines. . — ил. — McFarland, 2003. — С. 23. — 152 с. — ISBN 9780786480753 .

Ссылки

Источник —

Same as Место назначения — Луна