Interested Article - Макс Офюльс

Макс О́фюльс ( Max Ophüls , псевдоним Максимилиана О́ппенхаймера , Maximillian Oppenheimer ; 6 мая 1902 , Санкт Йоханн, с 1909 г. часть Саарбрюккена 25 марта 1957 , Гамбург ) — немецкий кинорежиссёр, который работал в Германии, США и Франции. Известен образцовыми с точки зрения ясности и чёткости повествования экранизациями литературных произведений на романтико-мелодраматические сюжеты. Отец документалиста .

Биография

Макс Оппенхаймер родился 6 мая 1902 года в Санкт Йоханне (с 1909 года — часть Саарбрюккена ). Его отец купец Леопольд Оппенхаймер, женатый на Елене, урождённой Бамбергер, руководил там с 1901 года фирмой своего тестя «Бамбергер и Херц», которая с 1903 года стала называться «Дом мужской и детской одежды». В 1912 году Оппенхаймеры открыли второй магазин. С 1913 года Макс посещал гимназию Людвига, а с 1915 года — королевское реальное училище. Он играл на флейте, брал уроки игры на гитаре и фортепьяно и увлекался театром. В 1920 году играл в школьном театре. В том же году ушёл из школы.

В 1920—1921 годах был актёром-волонтером в Вюртембергском земельном театре в Штутгарте , с первым выходом на сцену назвал себя Офюльсом. В 1921 году был «начинающим актёром» в городском театре в Ахене , в 1922 году в качестве «молодого любовника и комика» сыграл второстепенные роли в более 40 спектаклях. В 1923 году перешёл в городской театр в Дортмунде , участвовал в 14 спектаклях и получил первую постановку в качестве режиссёра. С 1924 года работал режиссёром-постановщиком театра в Бармен-Эльберфельде . В 1925 году начал работу на радио в качестве декламатора пробных программ радио Эльберфельда . С 1927 года работал также на радио в Кёльне и Штутгарте, читал современную литературу и с 1928 года писал собственные сценарии радиопостановок. В 1925—1926 годах был самым молодым режиссёром венского Бургтеатра . В 1926 году женился в Вене на актрисе Хильде Валль (1894—1980). С 1926 года работал в Новом театре во Франкфурте-на-Майне , с 1928 по 1930 год — в театре в Бреслау . В январе 1931 года переехал в Берлин , работал в Театре комедии, писал сценарии радиоспектаклей для Берлинского радио.

В начале 1931 года по заказу студии Universum Film AG (УФА) написал диалоги к фильму Анатоля Литвака « ». В августе 1931 года снял свой первый короткометражный фильм « » по рассказу Эриха Кестнера . Фильм « », поставленный им по одноимённой пьесе Артура Шницлера незадолго до прихода к власти национал-социалистов, пользовался огромным успехом и послужил в дальнейшем моделью, по которой были скроены многие его последующие ленты.

После премьеры фильма, которая состоялась 16 марта 1933 года, он покинул в конце марта Берлин и после короткой остановки в Саарбрюккене эмигрировал во Францию. После плебисцита по вопросу Саара 13 января 1935 года магазины его отца были «ариизированы», и родители эмигрировали во Францию. Офюльс работал в Италии, снял несколько фильмов во Франции. В 1936 году он получил приглашение из Советского Союза и с семьёй приехал на работу в Москву , однако через два месяца вернулся в Париж . Снятый в Голландии фильм « », который объявили «высшим достижением голландской киноиндустрии», не смог покрыть высоких расходов, несмотря на хорошую критику. Следующие четыре фильма Офюльс снял во Франции. Съёмки « », посвящённого началу Первой мировой войны , были прерваны всеобщей мобилизацией во Франции в сентябре 1939 года. Фильм вышел на экраны в 1940 году, незадолго до начала войны с Германией.

В 1940 году Офюльса, который с 1938 года был гражданином Франции, призвали в армию. С разрешения министерства информации он смог работать в Париже над антифашистскими радиопередачами. Его передача «Спи, Гитлер, спи» транслировалась в апреле — мае 1940 года радиостанцией в Страсбурге на нацистскую Германию. В июне того же года после заключения перемирия, Офюльс, имя которого было в списке гестапо на выдачу Германии, бежал со своей семьёй на юг страны. В Провансе он готовился к эмиграции в США. Так как оформление документов затянулось, Офюльс принял приглашение театра в Цюрихе , в котором он работал с ноября 1940 года. В апреле 1941 года он переехал в Марсель , в июле получил наконец все необходимые документы и билеты на пароход. В августе 1941 года семья Офюльса через Лиссабон приехала в Нью-Йорк , а через несколько недель отправилась на машине в Лос-Анджелес .

Летом 1942 года Офюльс работал в Нью-Йорке на радио « Голос Америки », которое во время войны вещало на Европу. В Голливуде он написал экспозе антинацистских фильмов «Сага» и «Человек, который убил Гитлера», которые остались нереализованными. Успех не сопутствовал и другим проектам этого периода. Лишь осенью 1944 года после частного просмотра фильма « » Престон Стёрджес поручил ему режиссуру фильма « ». Подготовительный период занял почти два года; в это время Офюльс написал автобиографию, которая была издана посмертно в 1959 году под названием «Игра в бытии» (Spiel im Dasein). В августе 1946 года начались съёмки «Вендетты», но через несколько дней Стёрджес отстранил Офюльса от работы. В октябре 1946 года по протекции Роберта Сьодмака он получил контракт на съёмки фильма « ».

Годы его пребывания в Голливуде нельзя назвать продуктивными. Тем не менее, режиссёрская манера Офюльса, отличавшаяся грациозно скользящими движениями камеры и широким применением съёмки с движения, была подмечена американскими коллегами и повлияла, в частности, на молодого Кубрика .

В 1949 году, закончив фильм в жанре нуар « Пленница » (многими воспринятый как сатира на Говарда Хьюза ), Офюльс возвратился во Францию, где снял свои самые нашумевшие картины — « Карусель » (1950, по пьесе Шницлера, премия BAFTA за лучший фильм), « » (1953, по рассказам Мопассана ).

Летом 1954 года Офюльс приступил к съёмкам франко-немецкого фильма « Лола Монтес » в цвете и синемаскопе. Звездой фильма была Мартин Кароль — секс-идол 50-х . Однако по тем временам самый дорогой европейский фильм (по данным продюсера, он стоил 8,5 млн немецких марок) провалился в прокате. Дело не спас и изготовленный прокатчиками против воли Офюльса короткий вариант. Сотрудники « Кайе дю синема » и, в первую очередь, Трюффо с энтузиазмом защищали «Лолу Монтес» как произведение авангарда и авторского кино.

В Западной Германии Офюльс снова работал на радио: в Баден-Бадене он поставил «Новеллу» Гёте (1955) и «Берту Гарлан» Шницлера (1956). 30 мая 1956 года выступил во Франкфурте-на-Майне с докладом, который послужил основой для радиопостановки «Мысли о кино» (Радио Гессена, 1956). Летом 1956 года написал сценарий фильма о художнике А. Модильяни , но намеченные на осень съёмки были отложены. По приглашению Густафа Грюндгенса поставил в Немецком театре в Гамбурге «Безумный день» Бомарше в собственной обработке. В день премьеры 5 января 1957 года он лежал больной в отеле. 25 марта 1957 года Офюльс умер в Гамбурге от ревматического воспаления сердца. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже . В его память в Саарбрюкене ежегодно проходит кинофестиваль.

Фильмография

Max Ophüls Preis

Кинофестиваль имени Макса Офюльса ( нем. Filmfestival Max Ophüls Preis ) — ежегодный кинофестиваль, проводимый в начале года в родном городе кинорежиссёра, Саарбрюккене. Фестиваль был учреждён Альбрехтом Штуби в 1980 году .

Примечания

  1. (нем.) . Дата обращения: 22 января 2015. 19 января 2016 года.

Литература

Ссылки

  • Hans-Michael Bock (Hrsg.): CINEGRAPH. Lexikon zum deutschsprachigen Film. edition text + kritik, München 1984.
Источник —

Same as Макс Офюльс