Финкельштейн, Эми
- 1 year ago
- 0
- 0
Исраэль Финкельштейн ( англ. Israel Finkelstein , ивр. ישראל פינקלשטיין , род. 29 марта 1949 года ) — израильский археолог , член Израильской академии наук , профессор археологии в Тель-Авивском университете . Специализируется на археологии Израиля и его окрестностей в эпоху бронзового и железного века , совмещая методы точных наук в археологии и библейской истории .
В 2005 году он был удостоен Премии Дэна Дэвида за радикальный пересмотр истории Израиля в XIII—X веках до нашей эры . В 2009 году был награждён французским Орденом Искусств и литературы , а в 2010 году получил докторскую степень Honoris causa в Университете Лозанны .
Финкельштейн является соавтором (с ) бестселлеров : « »(2001) и «Давид и Соломон: В поисках священных королей Библии и корни западной традиции (2006)» .
Исраэль Финкельштейн родился 29 марта 1949 года в Тель-Авиве . Его родителями были Цви (Гриша) Финкельштейн (род. 1908) и Мириам Финкельштейн (девичья фамилия Элленхорн, 1910 года рождения). Финкельштейн женат на Жоэле, отец двух дочерей — Адар (1992 года рождения) и Сара (1996 года рождения) .
Исраэль Финкельштейн посещал начальную школу PICA (1956—1963) и среднюю школу Ахад-ха-Ам (1963—1967). Затем он служил в АОИ (1967—1970 годы). Он изучал археологию и ближневосточные цивилизации, а также географию в Тель-Авивском университете , получив степень бакалавра в 1974 году. В то время как Финкельштейн был учеником профессора Йоханана Ахарони , он продолжал работать студентом-исследователем под руководством профессора , получив степень магистра в 1978 году .
В 1979—1981 гг. год работал ассистентом кафедры археологии и востоковедения в Тель-Авивском университете. С 1976 по 1990 год работал на факультете земельных исследований Университета Бар-Илан . В 1987 году стал доцентом кафедры ближневосточных языков и цивилизаций Чикагского университета . С 1990 года является профессором кафедры археологии и Ближнего Востока Тель-Авивского университета .
С 1994 по 1998 год Финкельштейн был председателем Департамента археологии и ближневосточных исследований. С 1996 по 2003 год работал директором Института археологии Sonia and Marco Nadler. В 1998—1999 гг. Финкельштейн был приглашенным учёным в Центре рекреационной археологии «Ориенталь» и «Эколе Прати де Висенте Этудес» в Сорбонне , Париж .
Финкельштейн прочитал серию лекций по истории и археологии Древнего Израиля в (2002 г.); университете Буэнос-Айреса (2011 г.); Коллеж де Франс в Париже (2012 г.) и Методистском университете Сан-Паулу (2015 г.) .
С 1994 года по настоящее время Финкельштейн является содиректором раскопки Мегиддо (1994—2012 годы с Давидом Усишкиным, с 2014 года с Мэтью Дж. Адамсом и Марио А. С. Мартин). Мегиддо считается одним из самых важных мест бронзового и железного века в Леванте. Для результатов см .: И. Финкельштейн, Д. Усишкин и Б. Хальперн (ред.), Мегиддо III : Сезоны 1992—1996 годов (Серия монографий Института археологии Тель-Авивского университета 18). Тель-Авив 2000. И. Финкельштейн, Д. Усишкин и Б. Хальперн (ред.), Мегиддо IV И. В.: Сезоны 1998—2002 гг. (Серия монографий Института археологии Тель-Авивского университета, 24), Тель-Авив, 2006. И. Финкельштейн, D. Ussishkin и EH Cline (редакторы), Мегиддо V : Сезоны 2004—2008 годов (Серия монографий Института археологии Тель-Авивского университета, 31), озеро Вайнона, 2013 год. I. Финкельштейн, MAS Martin и MJ Adams (ред.), Мегиддо VI.
С 2006 года по настоящее время является содиректором раскопок в районах железного века Атар-Хароа и Нахал Бокер, а также места промежуточного бронзового века Машабе Саде и Эн Зик (с Рут Шаак-Гросс). Для результатов см .: Р. Шаак-Гросс и И. Финкельштейн, Расчетные колебания в Негевском нагорье. Реализован: влияние микроархеологических методов, радиоуглерод 57/2 (2015), стр. 253—264.
В 2017 году являлся содиректором раскопки семьи Шмунис в Кирьят-Йеарим — ключевой библейский участок в горной местности к западу от Иерусалима, связанный с повествованием о Ковчеге в Книге Самуила (с Кристофом Николь и Томасом Рёмером, Колледж де Франция) .
400 научных статей , треть из которых опубликована на
Финкельштейн, впервые, на основе археологических данных, продемонстрировал, что было 3 волны заселения в высокогорье Ханаана . Каждая последующая волна заселения: выбор определённых мест заселения, типы строений поселений, — была схожа с предыдущей волной. Последняя волна заселения относится к израильтянам .
ПЕРИОД | ДАТИРОВКА | ВОЛНЫ ЗАСЕЛЕНИЯ |
---|---|---|
Ранний бронзовый век | 3500 — 2200 гг. до н. э. | Первая волна заселения; зарегистрировано около 100 селений |
Промежуточный бронзовый век | 2200 — 2000 гг. до н. э. | Кризис поселений; большинство селений запущены |
Средний бронзовый век | 2000 — 1550 гг. до н. э. | Вторая волна заселения; зарегистрировано около 220 селений |
Поздний бронзовый век | 1550 — 1150 гг. до н. э. | Кризис поселений; зарегистрировано только около 25 селений |
Первый железный век | 1150 — 900 гг. до н. э. | Третья волна заселения; зарегистрировано около 250 селений |
Второй железный век | 900 — 586 гг. до н. э. | Система заселения развивается и достигает более 500 селений (восьмой век до н. э.) |
Финкельштейн рассматривает библейские рассказы о еврейских патриархах, об исходе евреев из Египта, о Моисее, и об израильском завоевании Ханаана, как мифы, как идеологический манифест авторов , выдуманные жрецами левитами при иерусалимском царе Иосии в Иудее , в конце VII века до нашей эры , а не как реальные исторические события конца бронзового века.
Финкельштейн считает что археологические исследования не подтверждают библейские рассказы о еврейских патриархах, об исходе евреев из Египта, о еврейском завоевании Ханаана, и свидетельствуют, что израильтяне были коренными жителями Ханаана. .
Израильтяне были автохтонным населением Ханаана, вероятно, кочевниками-скотоводами, которые из-за нехватки зерна для своего скота, были вынуждены осесть на нагорье; в результате коллапса Бронзового века около 1200 года до нашей эры. Они были вынуждены изменить свой полукочевой образ жизни и перейти к оседлому образу жизни; таким образом, появление древнего Израиля было следствием крушения ханаанской культуры конца бронзового века.
На основе археологических исследований Финкельштейна, историю Иерусалима в библейские времена следует рассматривать в терминах трёх основных этапов:
В июльско-августовском номере журнала Biblical Archaeology Review за 2014 год вышли две рецензии на книгу Исраэля Финкельштейна «Забытое царство» (The Forgotten Kingdom: The Archaeology and History of Northern Israel). В предисловии редактора отмечается, что первоначально книга была отправлена на рецензию известному археологу . Однако, получив отрицательную рецензию Дивера, редактор посчитал необходимым удостовериться в справедливости его аргументов и привлёк ещё одного рецензента, проф. Аарона Бёрке, который так же подверг критике книгу Исраэля Финкельштейна.
Ульям Дивер в своей рецензии среди прочего отметил следующее:
Эта книга так прекрасно и умно написана, так полна драматизма, что даже мне — специалисту, — не сразу удалось разглядеть её суть.
Уильям Дивер подверг критике реконструкцию Финкельштейна древнеизраильского «святилища» в Шило (которое он раскопал). Финкельштейн предполагает на основании библейской «культурной памяти» важность этого святилища в период формирования Израильского царства, но при этом он не обнаружил никаких археологических свидетельств (вопреки тому, что утверждалось в его отчёте о раскопках в Шило). Все имеющиеся у Финкельшейна доказательства наличия в Шило святилища косвенные, и он сам это признаёт. Он слишком вольно интерпретирует данные раскопок и слишком уверенно обращается к библейской традиции, если она помогает ему достичь цели. Так, что касается свидетельств о разрушении Шило около 1050 г. до н. э. филистимлянами, Финкельштейн ссылается не на археологические данные, а лишь на пророка Иеремию 7:12—14; 26:6—9, который, по его же собственному замечанию, скорее говорит о разрушении Шило ассирийцами в конце VIII в. до н. э. (но это невозможно и тогда, поскольку это место было заброшено). В завершении своей рецензии Дивер резюмировал:
В этой книге Финкельштейн не «открыл потерянное царство», он изобрел это. Внимательный читатель, тем не менее, улучшит кое-какие представления об Израиле — Израиле Финкельштейне.
Аналогичное мнение о книге высказал и второй рецензент, проф. Бёрке:
Книга изобилует умозрительными реконструкциями, которые зависят от ряда предположений о хронологии и библейской истории, которые не могут быть подтверждены. Таким образом, его книге не хватает сформулированной методологии. Его попытка объединить изучение библейских текстов с археологией только показывает, насколько трудным является такое предприятие, и, в основном, насколько неопределенными будут результаты. Прежде всего, это напоминает нам о том, что мы должны придерживаться более беспристрастного подхода к применению приближений и допущений, которые мы делаем при попытках исторических реконструкций библейских периодов.