Крызы
- 1 year ago
- 0
- 0
Рахшан Бани-Этемад ( перс. رخشان بنیاعتماد ; род. 3 апреля 1954 , Тегеран , Иран ) — иранский кинорежиссёр , сценаристка и продюсер . Известна как «первая леди иранского кинематографа ». В своих фильмах Бани-Этемад исследует социальные явления , в частности проблемы, с которыми сталкиваются женщины и низшие слои иранского общества .
Рахшан Бани-Этемад родилась в 1954 году в Тегеране в многодетной семье среднего класса. Её отец-бухгалтер интересовался искусством и литературой, поэтому она выросла в среде, где поощрялись любые творческие наклонности . После окончания школы Рахшан планировала изучать архитектуру, но в итоге устроилась на телевидение помощницей режиссёра и поступила на режиссёрский факультет Тегеранского университета . Снимать кино она начала ещё до Исламской революции , в 1977 году, работая над созданием телефильмов для NIRT (затем IRIB ) в качестве репортёра . Университет же окончила в 1979 году, незадолго то того, как в ходе чисток, сопровождавших «культурную революцию», все высшие учебные заведения в стране были закрыты .
К 1984 году фокус её работы сместился на документальное кино, и она взялась снимать фильмы самостоятельно — став одной из первых женщин, занявшихся режиссурой в постреволюционном Иране . Её усилия с самого начала были направлены на то, чтобы исследовать и документировать проблемы бедных и обездоленных, в том числе людей, связанных с преступностью . Такого рода социальные темы, наряду с вызовом глубоко укоренившемуся в стране патриархату , фигурируют и в её художественных кинокартинах. Первые три из них не были написаны Бани-Этемад, так как цензоры забраковали её собственные ранние сценарии, и тем не менее перед началом съёмок она смогла существенно переработать чужие . Первая кинолента, изначально написанная ей самой, « », увидела свет в 1992 году и была названа лучшим фильмом года по версии иранских кинокритиков . В то же время, в начале 1990-х годов, Бани-Этемад стала плотнее работать с проблемами женщин в Иране и выводить на передний план сильные женские образы; с тех пор почти во всех её фильмах главными героинями оказывались женщины . Следующая лента, « » (1995), принесла ей известность за рубежом и «Бронзового леопарда» на 48-м кинофестивале в Локарно .
Впоследствии она неоднократно получала международные награды: так, выпущенная в 2001 году картина « » была удостоена приза жюри на 23-м Московском международном кинофестивале , а её последний художественный фильм « » (2014) — приза за лучший сценарий на 71-м Венецианском кинофестивале . Кроме того, она регулярно становилась членом жюри международных кинофестивалей. В 2008 году Школа востоковедения и африканистики Лондонского университета (SOAS) присудила ей почётную докторскую степень .
В преддверии президентских выборов 2009 года Бани-Этемад выпустила документальный фильм «Мы — половина населения Ирана», который посвящён вопросу о правах иранских женщин и среди прочего освещает требование активисток ратифицировать Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации . На выборах она поддержала кандидата-реформиста Мир-Хосейна Мусави , за что некоторые СМИ внесли её в чёрный список «подстрекателей к мятежу». Также она была сторонницей Мохаммада Хатами .
С 1980 года Бани-Этемад замужем за продюсером (род. 1950). У супругов есть двое детей, в том числе актриса Баран Косари (род. 1985), которая не раз появлялась в фильмах своей матери .
Год | Русское название | Оригинальное название (перс.) | Английское название | Режиссёр | Продюсер | Сценаристка | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1987 | خارج از محدوده ( Kharej az mahdudeh ) | Off the Limits | Да | ||||
1989 | زرد قناری ( Zard-e qanari ) | Canary Yellow | Да | ||||
1989 | پول خارجی ( Pul-e khareji ) | Foreign Currency | Да | ||||
1992 | نرگس ( Nargess ) | Narges | Да | Да | Да | ||
1995 | روسریآبی ( Rusari abi ) | The Blue Veiled | Да | Да | |||
1998 | بانوی اردیبهشت ( Banu-ye ordibehesht ) | The May Lady | Да | Да | |||
1998 | — | داستانهای جزیره ( Baran va bumi ) | Baran and the Native | Да | Да | Сегмент фильма داستانهای جزیره / Tales of an Island (2000) | |
2001 | زیر پوست شهر, ( Zir-e pust-e shahr ) | Under the Skin of the City | Да | Да | Да | ||
2005 | گیلانه ( Gilane ) | Gilaneh | Да | Да | |||
2006 | خونبازی ( Khun bazi ) | Mainline | Да | Да | Да | ||
2009 | حیران ( Heiran ) | Heiran | Да | ||||
2014 | قصهها ( Ghesse-ha ) | Tales | Да | Да | Да |