Стряпуха (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Эдмо́нд Гареги́нович Кеосая́н ( арм. Էդմոնդ Գարեգինի Քեոսայան ; 9 октября 1936 , Ленинакан , Армянская ССР , СССР — 20 апреля 1994 , Москва , Россия ) — советский кинорежиссёр и сценарист . Член КПСС с 1963 года . Заслуженный деятель искусств РСФСР ( 1976 ).
Родился 9 октября 1936 года в городе Ленинакане Армянской ССР , армянского происхождения.
В 1937 году отец был репрессирован, мать с детьми была выслана на Алтай. В Ереван удалось вернуться после 1945 года .
Учился в Московском экономическом институте (1954—1956), Ереванском театральном институте (1956—1958). В 1964 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Е. Л. Дзигана ). В режиссуре дебютировал короткометражными телефильмами, отмеченными на Международных кинофестивалях («Лестница», Главный приз Международного кинофестиваля в Монте-Карло , 1962; «Три часа дороги», приз МКФ в Канне , 1963). В 1965 году экранизировал пьесу А. В. Софронова «Стряпуха», открыв этой «колхозной мелодрамой» для широкого зрителя такие актёрские имена, как С. А. Светличная и В. С. Высоцкий .
В 1966 году Кеосаян сделал вторую в истории советского кино экранизацию повести П. А. Бляхина «Красные дьяволята» (первая — 1923 год, режиссёр И. Н. Перестиани ), персонажи которой — четвёрка юных бойцов Первой конной армии С. М. Будённого — стали культовыми героями для нескольких поколений кинозрителей. Популярность героев фильма, основанная на уверенной, изобретательной режиссуре, дала возможность продолжить их приключения в двух новых фильмах («Новые приключения неуловимых», «Корона Российской империи»). Несмотря на то, что режиссёр не чурался копировать сюжетные ходы, а иногда и целые эпизоды голливудских вестернов, его картины и их герои стали характерным продуктом советской массовой культуры. Немаловажно, что популярность приобрели не только положительные персонажи, но и герои отрицательного плана, сыгранные Е. З. Копеляном , В. Л. Трещаловым , А. Б. Джигарханяном , С. В. Крамаровым , а также песни на музыку Б. А. Мокроусова и Я. А. Френкеля .
В 1970-х годах, работая на «Арменфильме», Кеосаян обратился к национальной тематике. Наиболее известным фильмом этого периода стала психологическая драма « Когда наступает сентябрь » (приз МКФ в Каире, 1975), где режиссёрский замысел — вызвать сочувствие и симпатию к человеку «на закате жизни» — был воплощён талантливым актёрским ансамблем во главе с А. Б. Джигарханяном. Темой исторической кинодилогии « Звезда надежды » по роману С. Н. Ханзадяна «Мхитар Спарапет» стала борьба армян под предводительством Мхитара Спарапета с турецкими завоевателями.
С 1982 года Кеосаян вновь работал на «Мосфильме». Им была поставлена киноповесть о героях антифашистского Сопротивления «Где-то плачет иволга», драма о жертвах сталинских репрессий «Вознесение». Несмотря на расхожее представление о Кеосаяне как о «режиссёре одного фильма» («одного цикла»), он сумел показать себя незаурядным мастером в работе с драматургическим материалом, хорошо понимавшим специфику киноязыка, внёсшим известный вклад в национальный армянский кинематограф [ источник не указан 1436 дней ] ; был соавтором сценариев многих своих фильмов.
Умер Эдмонд Кеосаян 20 апреля 1994 года от рака горла . Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище , 10-й участок.
Супруга — Лаура Геворкян (р. 1939). Сыновья — (1961—2022), Тигран Кеосаян (р. 1966). Внучка — актриса Лаура Кеосаян .
Год | Фильм | ||||
---|---|---|---|---|---|
Режиссёр | Сценарист | Актёр | Роль | ||
1962 |
|
||||
1963 |
|
||||
1964 |
|
|
строитель в кепке | ||
1965 | Стряпуха |
|
|||
1966 | Неуловимые мстители |
|
|
||
1968 | Новые приключения неуловимых |
|
|
|
шпик |
1971 | Корона Российской империи, или Снова неуловимые |
|
|
|
шустрый брюнет |
1972 | Мужчины |
|
|
||
1974 |
|
|
|||
1975 | Когда наступает сентябрь |
|
|
||
1978 | Звезда надежды |
|
|||
1979 |
|
|
|||
1982 | Где-то плачет иволга |
|
|
||
1988 |
|
|