Никола́й Никола́евич Каре́тников
(
28 июня
1930
,
Москва
―
9 октября
1994
,
там же
) ― советский
композитор
,
заслуженный деятель искусств Российской Федерации
(1993)
, один из крупнейших представителей отечественного послевоенного авангарда.
Биография
Николай Каретников родился в интеллигентной семье: его отец, Николай Георгиевич Каретников —
адъютант
и помощник командира 1-го Сибирского полка, артист
Московской оперетты
, преподавал вокал; мать — Мария Петровна Гуревич (в первом браке Сухова)
— пела в
Большом театре
, позже много лет работала в вокально-драматической части
МХАТа
, давая частные уроки пения; бабушка — оперная певица
Мария Адриановна Дейша-Сионицкая
, выступала в Императорской опере вместе с
Фёдором Шаляпиным
, автор популярной среди вокалистов книги «Пение в ощущениях». Учился в
ЦМШ
у
Виссариона Шебалина
и
Татьяны Николаевой
, у Шебалина продолжил своё образование в
Московской консерватории
, которую окончил по классу композиции в
1953 году
. Неофициально брал уроки у
Филиппа Гершковича
, ученика Берга и Веберна.
1957 год
становится переломным в жизни Каретникова. Приезд в Москву канадского пианиста
Гленна Гульда
, исполнившего сочинения
Шёнберга
и
Берга
, сделал Каретникова убежденным последователем
Новой венской школы
, преданность которой, в отличие от своих коллег, он сохранил на всю жизнь и на основе которой выработал свой собственный стиль. В этом же году Каретников приходит к православию и становится впоследствии прихожанином
отца Александра Меня
и крёстным отцом
Александра Галича
(1973).
Известность композитору принесли его ранние сочинения — оратория «Юлиус Фучик» (1953), балеты «
Ванина Ванини
» (1962) и «
Геологи
» (1964), поставленные в
Большом театре
Владимиром Василёвым
и Натальей Касаткиной. Последующие произведения, написанные в технике европейского модернизма, подверглись жёсткой критике со стороны
Союза композиторов
и в течение многих лет не исполнялись. Независимая эстетическая, общественная и нравственная позиция Каретникова ещё больше отдалила его от ведущих течений музыкальной жизни СССР и композитор уходит в вынужденную и, одновременно, добровольную «внутреннюю эмиграцию»; он исключает из своего портфеля почти все произведения, написанные до 1959 года, и признаёт началом своего пути Третью Симфонию (1959).
С середины 1960-х до конца 1980-х годов Николай Каретников работает над двумя масштабными сценическими произведениями, ставшими наиболее полной характеристикой творческой личности композитора, ― операми «
Тиль Уленшпигель
» (1965—1985, либретто совместно с
Павлом Лунгиным
) и «
Мистерия апостола Павла
» (1970—1987, либретто совместно с
Семёном Лунгиным
под патронажем
отца Александра Меня
). «Тиль Уленшпигель», наполненный религиозной мистикой и политическими аллегориями, не мог быть поставлен на официальной сцене. В 1988 году удалось сделать студийную запись этой оперы для несостоявшегося в итоге телеспектакля
Анатолия Эфроса
. «Тиль Уленшпигель» увидел сцену только в 1993 году в
(нем.)
(
, Германия. «Мистерия апостола Павла» была поставлена в
Мариинском театре
только в 2010 году.
При жизни музыка Каретникова исполнялась крайне редко. Не имея возможностей для публичного исполнения своих произведений, композитор активно пишет музыку для театральных постановок и кинофильмов (более 40 драматических спектаклей и 70 кино- и телефильмов), которые стали для него своеобразной музыкальной лабораторией. Среди широко известных ― «
Скверный анекдот
» (1965), «
Бег
» (1970) режиссёров
А. Алова
и
В. Наумова
, «
Прощай, шпана замоскворецкая…
»
Александра Панкратова
(1987), «Десять дней, которые потрясли мир» (1965, Театр на Таганке)
Юрия Любимова
, «Заговор Фиеско в Генуе» (1977, Малый театр)
Л.Хейфица
, «
Тевье-молочник
» (1985, Центральное ТВ)
Сергея Евлахишвили
и многие другие. В последние годы жизни композитор вновь обращается к инструментальной и духовной музыке, оставив после смерти Вторую камерную симфонию, оркестровку последней части которой по авторскому дирекциону завершил дирижёр
Игорь Блажков
.
Похоронен на
Кунцевском кладбище
.
4-я симфония и балет «Геологи»
4-я симфония задумывалась Каретниковым в 1962 году как симфония-балет в технике серийной-додекафонии для постановки в Большом театре балета «
Геологи
». С усилением «заморозков» после визита Никиты Хрущева в Манеж в декабре 1962 года стало очевидно, что подобное сочинение не пройдет худсовет Большого театра. В результате, Каретников заменил ее на ранее написанную им более конвенциальную «Драматическую поэму» для большого симфонического оркестра (1957), впоследствии исключенную им из своего композиторского портфеля, с добавленным небольших фрагментов из 4-й симфонии. Переработанные произведение легло на либретто постановщиков балета Владимира Василёва и Натальи Касаткиной по повести В. Д. Осипова «Неотправленное письмо» и одноименному фильму М. К. Калатозова 1959 года.
Память
В 1990 году опубликована книга воспоминаний композитора «Темы с вариациями». Избранные новеллы из неё были впервые напечатаны в журналах «
Огонёк
» и «
Юность
» в 1988 году, вызвав неоднозначную реакцию общественности. Книга была переведена на французский и японский языки и издана в Париже (1990) и Токио (1996) издательством
.
В 1992 году режиссёр Вадим Зобин снимает документальный фильм «Профессия композитор» о работе композитора с дирижёром
Романом Матсовым
над записью 4-й симфонии Каретникова.
В 1997 году профессор Ростовской государственной консерватории
А. Я. Селицкий
публикует монографию о Каретникове «Николай Каретников. Выбор Судьбы: исследование». Книга переиздаётся издательством «Композитор» в 2011 году.
В 2011 году издательство Corpus переиздаёт книгу Каретникова «Темы с вариациями: Рассказы» в рамках серии Memoriа.
В мае 2020 года к 90-летию со дня рождения Каретникова издательство Ивана Лимбаха выпускает исправленное и дополненное издание «Тем с вариациями» с фотографиями из личного архива композитора и предисловием поэта, переводчика, богослова и филолога
Ольги Седаковой
. В сборник вошли две книги воспоминаний Каретникова: «Темы с вариациями» (1990) и «Готовность к бытию» (1992).
Оценка творчества
Николай Каретников ― самобытный продолжатель традиций русской православной духовной музыки и одновременно, в течение 37 лет, убеждённый приверженец «классической»
серийной додекафонии
, на основе которой он выработал свой стиль. Он не отказывается от
тональности
там, где она оправдана конкретным замыслом, и интегрирует
двенадцатитоновую технику
с иными техниками музыкального письма. Ему удалось перешагнуть через экспериментальность языка
нововенцев
, органично сочетая
принцип серийности
с отечественной симфонической традицией. Каретников одним из первых в послевоенной отечественной музыке начал использовать додекафонию (конец 1950-х годов), а с середины 1960-х годов —
полистилистику
и эклектику как осознанный творческий метод (балет «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1964—1967), опера «
Тиль Уленшпигель
» (1965—1985). Музыка Каретникова преимущественно трагическая.
Основные сочинения
-
Оперы
-
«
Тиль Уленшпигель
» (1965—1985, Мировая премьера: октябрь 1993 года,
(нем.)
(
, Германия)
-
«
Мистерия апостола Павла
» (1970—1987, Мировая премьера в концертном исполнении: 5 августа 1995 года, Маркткирхе, Ганновер; Премьера в России в концертном исполнении: 22 июня 1996 года, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии; Мировая премьера: 14 апреля 2010 года, Концертный зал Мариинского театра, Санкт-Петербург)
-
Балеты
-
«
Ванина Ванини
» (1960, постановка: 1962, Большой Театр)
-
«
Геологи
» (1959—1963, постановка: 1964, Большой Театр)
-
«Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1964—1967, мировая премьера: 1971, Ганновер, Опернхауз; премьера в Москве: «Волшебный Камзол», 1983, постановка
В.Василёва
и Н.Касаткиной, Кремлёвский Дворец Съездов)
-
Хоровые сочинения
-
Восемь духовных песнопений для мужского хора. Памяти Бориса Пастернака (1969—1989)
-
Песнопения к святой католической мессе для пения с прихожанами (1991)
-
Шесть духовных песнопений
для мужского хора (1992)
-
Оркестровые сочинения
-
Симфония № 3 (1959)
-
Симфония № 4 (1963)
-
Концерт для духовых (1965)
-
Камерная симфония (1968)
-
Концерт для струнных (1992)
-
Вторая камерная симфония (1994)
-
Камерные сочинения
-
10 пьес, написанных в детстве. Для фортепиано (школьный репертуар) (1943—1946)
-
Lento-variationen. Для фортепиано (1960)
-
Соната для скрипки и фортепиано (1961)
-
Струнный квартет (1963)
-
Kleinenachtmusik. Квартет для флейты, кларнета, скрипки и виолончели (1969)
-
Большая концертная пьеса для фортепиано (1970)
-
Две пьесы для фортепиано (1978)
-
Из
Шолом-Алейхема
. Сюита для ансамбля (1985)
-
Квинтет для струнных и фортепиано (1991)
Музыка для театра и кино
-
Музыка к кинофильмам
-
-
1958
— «
Пастух
». Мосфильм, реж. И. Бабич.
-
1958 — «
Ветер
». Мосфильм. Реж. А. Алов и В. Наумов.
-
1961
— «
Мир входящему
». Мосфильм. Реж. А. Алов и В. Наумов.
-
1962
— «
». Мосфильм. Реж. Э. Кеосаян.
-
1962 — «
Бей, барабан!
» Мосфильм. Реж. А. Салтыков.
-
1962
— «
Монета
». Мосфильм. Реж. А. Алов и В. Наумов.
-
1963 — «
Конец и начало
». Мосфильм. Реж. М. Захариас.
-
1964
— «
Дочь Стратиона
». Одесская к/с. Реж. В. Левин.
-
1965
— «
Наш дом
». Ленфильм. Реж. В. Пронин.
-
1965 — «Письма». Мосфильм. Реж. С. Кулиш.
-
1966
— «Путешествие» (киноальманах) — новелла «Завтраки сорок третьего года». Мосфильм. Реж.
И. Туманян
.
-
1966 — «
Скверный анекдот
». Мосфильм. Реж. А. Алов и В. Наумов.
-
1967
— «
Первороссияне
». Ленфильм. Реж. А. Иванов, Е. Шифферс.
-
1967 — «
Штрихи к портрету В. И. Ленина
». Экран (Центральное ТВ). Реж. Л. Пчёлкин.
-
1967 — «Письмо нашло адресата».
ЦСДФ
-
1968
— «
Переходный возраст
». К/с им. М. Горького. Реж. Р. Викторов.
-
1970
— «
Бег
» (2 серии). Мосфильм. Реж. А. Алов и В. Наумов.
-
1970 — «Дети». Мосфильм. Реж. В. Кузнецов, О. Никич.
-
1971
— «Там, вдали, за рекой». Реж. В. Маликов, В. Фейнберг.
-
1971 — «
Конец Любавиных
» (рабочее название — «Хозяева»). Мосфильм. Реж. Л. Головня.
-
1971 — «Светлая речка Вздвиженка». ТО «Экран». Реж. Ю. Игорев
-
1972
—
1973
— «
На Севере, на Юге, на Востоке, на Западе
». Мосфильм, реж.
Е. Дзиган
-
1975
— «
». Туркменфильм. Реж. Ю. Борецкий.
-
1976
— «
Легенда о Тиле
» (4 серии). Мосфильм. Реж. А. Алов и В. Наумов.
-
1977
— «
Встреча на далеком меридиане
». Реж. С. Тарасов.
-
1978
— «Дорогие мои мальчишки!» Экран (Центральное ТВ). Реж. В. Зобин.
-
1978 — «Лев Толстой — наш современник».
ЦСДФ
-
1979
— «Белая тень». Реж. Е. Хринюк.
-
1980
— «
Верой и правдой
». Мосфильм. Реж. А. Смирнов.
-
1982
— «
Голос
». Ленфильм. Реж. И. Авербах.
-
1982 — «
». Одесская киностудия. Реж. В. Зобин.
-
1984
— «
». Узбекфильм. Реж. Р. Батыров.
-
1985
— «
Сестра моя Люся
». Казахфильм. Реж. Е. Шинарбаев.
-
1986
— «
К расследованию приступить
» (совместно с И. Вигнерсом). К/с им. Довженко. Реж. А. Бендкендорф.
-
1987
— «
Брод
». Мосфильм. Реж. А. Добровольский и Г. Дульцев.
-
1987 — «
Прощай, шпана замоскворецкая…
» Мосфильм. Реж. А. Панкратов.
-
1988
— «
На помощь, братцы!
» К/с им. Горького. Реж. И. Василёв.
-
1988 — «
Власть Соловецкая. Свидетельства и документы
» (совместно с М. Крутоярской). Мосфильм. Реж. М. Голдовская.
-
1989
— «
Свой крест
». Киностудия «Глобус». Реж. В. Лонской.
-
1989 — «
Закон
». Мосфильм. Реж. В. Наумов.
-
1990
— «
Бесконечность
». Мосфильм. Реж. М. Хуциев.
-
1990 — «
Сделано в СССР
». Фора-фильм. Реж. С.Тараховский и В. Шамшурин.
-
1991
— «Завтра». К/с Квадрат. Реж. А. Панкратов.
-
1994
— «Аксёнушка». Реж. А. Маркелов
-
1995
— «
Мелкий бес
» (совместно с А. Беляевым), посмертно. Мосфильм. Реж. Н. Досталь.
-
Музыка к мультфильмам
-
Музыка к драматическим спектаклям и телеспектаклям
-
1957 «Когда горит сердце» (В. Гольдфельд по В. Кину). Малый театр. Реж. А. Гончаров.
-
1959 «Карточный домик» (О. Стукалов-Погодин). Малый театр. Реж. Д. Вурос.
-
1964 «Атомная станция» (Х. Лакснесс). Театр им. Пушкина.
-
1964 «Большое волнение» (И. Дворецкий). Ленком. Реж. О. Ремез
-
1965 «Десять дней, которые потрясли мир» (по Д. Риду). Театр на Таганке. Реж. Ю. Любимов.
-
1965 «Герой фатерлянда» (Л. Кручковский). Малый театр. Реж. Д. Вурос.
-
1969 «Мореход» (Е. Шанявский). Театр на Малой Бронной. Реж. К. Свинарский.
-
1971 «Похождения солдата Швейка» (О. Ремез по Я. Гашеку). Театр им. Пушкина. Реж. О. Ремез.
-
1971 «Тоот, другие и майор» (И. Эркель). Современник. Реж. А. Алов и В. Наумов.
-
1972 «Человек и джентльмен» (Э. Де Филиппо). Театр им. Пушкина. Реж. О. Ремез.
-
1972 «Поющие пески» (А. Штейн по Б. Лавренёву). Театр им. Моссовета. Реж. П. Штейн.
-
1973 «Человек на своём месте» (В. Черных). Театр им. Маяковского. Реж. О. Ремез.
-
1973 «Весенний день 30 апреля» (А. Зак, И. Кузнецов). ЦАТСА. Реж. П. Штейн.
-
1974 «Пятнадцатая весна» (А. Зак, И. Кузнецов). ЦАТСА. Реж. П. Штейн.
-
1974 «
». Центральное ТВ. Реж. К. Худяков.
-
1977 «Заговор Фиеско в Генуе» (Ф. Шиллер). Малый театр. Реж. Л. Хейфец.
-
1979 «Король Лир» (В. Шекспир). Малый театр. Реж. Л. Хейфец.
-
1980 «Нора» (Г. Ибсен). Центральное ТВ. Реж. И. Унгуряну.
-
1980 «Человек на все времена» (Р. Болт). ЦАТСА. Реж. И. Унгуряну.
-
1980 «Заговор Фиеско в Генуе» (Ф. Шиллер). Центральное ТВ. Реж. Л. Хейфец, Ф. Глямшин.
-
1985 «
Тевье-молочник
» (Шолом-Алейхем). Центральное ТВ. Реж. С. Евлахишвили.
-
1986 «Макбет» (В. Шекспир). ЦАТСА. Реж. И. Унгуряну.
Официальные записи
-
Le Chant du Monde, Russian Season LDC 288029/30. Nikolai Karetnikov: Till Eulenspiegel (Opera in 2 Acts) 2 CDs. Soviet State Cinema Orchestra; Conductors: Emin Khatchaturian/Valery Poliansky
-
Le Chant du Monde, Russian Season LDC288070, Audio CD DDD. Karetnikov, Nikolai: Chamber Music. Performers: Oleg Kagan, Vladimir Skanavi, Vladimir Loukianov, Konstantin Komissarov, Alexander Petrov, Alexander Gothelf, and Yury Slessarev.
-
Le Chant du Monde, Russian Season LDC 288012, Audio CD DDD. 20th Century Religious Singing in Moscow. Male choir by Valery Rybin. Nikolai Karetnikov «Eight Spirituals Songs», tracks No. 15 — 22.
Библиография
-
Каретников Н.
Темы с вариациями. // Издательство Ивана Лимбаха. Спб., 2020
Литература
-
Тараканов М.
Апология непризнания. // Журнал «Советская музыка», № 7 за 1990 год.
-
Тараканов М.
Драма непризнанного мастера. О творчестве Николая Каретникова // Музыка из Бывшего СССР. М., 1994. С. 112
-
Раабен Л. Н.
Николай Каретников, в сб.: О духовном ренессансе в русской музыке. СПб, 1998. Стр. 208―215.
-
Баева А.А
Поэтика жанра: Современная русская опера. М., 1999. С. 137
-
Баева А.А
Мистерия жизни Николая Каретникова // Люди и судьбы. XX век: Книга очерков. ― М., ОГИ, 2002. С. 174.
-
Мариинский театр.
Буклет к премьере постановки оперы Николая Каретникова «Мистерия апостола Павла». // Мариинский театр. СПб, 2010.
-
Селицкий А.
Николай Каретников: выбор судьбы // Издательство «Композитор». М., 2011.
Примечания
-
(неопр.)
. Дата обращения: 25 ноября 2018.
25 ноября 2018 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 1 июля 2021.
9 июля 2021 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 2 апреля 2017.
7 сентября 2017 года.
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|
Произведения
|
Оперы
|
|
Балеты
|
|
Симфонические произведения
|
|
Другие произведения
|
|