Interested Article - Гомбрович, Витольд

Ви́тольд Гомбро́вич ( польск. Witold Gombrowicz ; 4 августа 1904 , деревня Малошице под Опатувом , Польша 24 июля 1969 , Ванс , Франция ) — польский писатель. Большинство его произведений гротескны и высмеивают стереотипы польского традиционного историко-национального сознания.

Биография

Вырос в состоятельной польской семье, где был младшим из четырёх детей. В 1911 семья переехала в Варшаву . После окончания гимназии изучал право в Варшавском университете с 1926 по 1932 (получил в 1927 году степень магистра) и философию и экономику в Париже . Активно участвовал в интеллектуальных и культурных дискуссиях.

Славился эксцентричным поведением, чего придерживался всю свою жизнь. В 1933 опубликовал сборник рассказов «Мемуары времен созревания», встреченный критикой очень прохладно. Следующая публикация, повесть «Фердидурка», получила гораздо большее признание.

Чемодан, с которым Гомбрович отбыл в Аргентину. Дар Риты Гомбрович Музею литературы в Варшаве

За несколько дней до вторжения фашистских войск в Польшу уехал в Аргентину . Работал в Буэнос-Айресе банковским служащим.

После окончания Второй мировой войны Гомбрович решил не возвращаться в социалистическую Польшу, где его творчество находилось под запретом до середины 1950-х гг. В 1953 году начал писать короткие эссе на польском языке, которые издавал в парижском издательстве „Kultura“ , созданном Ежи Гедройцем . Позднее эти заметки были изданы в виде трехтомника «Дневник». В первый том вошли тексты 1953—1956 годов (издан в 1957), во второй — 1957—1961 годов (издан в 1962), в третий — 1961—1966 годов (издан в 1966). На родине писателя, в Польше «Дневник» был опубликован только в 1986 году . Международная известность пришла к писателю в 1960-е годы , благодаря многочисленным переводам его произведений и постановкам пьес.

Бюст Гомбровича в Кельце

Полуавтобиографический роман «Транс-Атлантик» был поставлен в Париже и получил одобрение критики. С 1964 жил под Парижем . Вступил в брак с канадкой Ритой Ламбросс, которая была его секретарём. Последние годы жизни провёл на юге Франции. Умер в июле 1969 от астмы.

В СССР не публиковался. Много переводился на русский язык в 1990-е годы . В России впервые был издан в 1992 году издательством Лабиринт. В издание вошли рассказы Гомбровича, роман «Порнография» и отрывки из «Дневника».

В 2001 году издательство «Кристалл» выпустило собрание романов Гомбровича. В книгу вошли романы «Фердидурка», «Космос», и «Порнография», а также 10 рассказов.

Пьеса «Ивонна, принцесса Бургундская» неоднократно ставилась во многих городах и странах (в том числе Ингмаром Бергманом в Стокгольме , а также Альфом Шёбергом , Хорхе Лавелли , а в Польше — Ежи Яроцким , Ежи Гжегожевским ). Оперы на её основе написаны немецким композитором Борисом Блахером ( 1973 ) и бельгийским композитором Филиппом Бусмансом ( 2009 ).

14 мая 1998 года состоялась премьера спектакля по этой пьесе в новосибирском театре « Красный факел » (режиссёр Олег Рыбкин , художник по костюмам Андрей Бартенев). Этот спектакль явился первой постановкой по Гомбровичу в России. Он номинировался на национальную театральную премию «Золотая маска», участвовал в международном Гомбровичевском фестивале в Польше. 18 марта 2006 года состоялась премьера «Ивонны, принцессы Бургундской» (режиссёр Алексей Левинский ) в московском театре Эрмитаж . В дальнейшем его драмы ставили Алла Сигалова , Владимир Мирзоев и др.

Творчество

Гомбрович писал по-польски, но не разрешал публиковать свои произведения в Польше до тех пор, пока власти не сняли запрет на полную версию его дневника, в котором он описал их нападения на него. Поскольку он отказался от публикации в Польше, он оставался малоизвестным широкой читающей публике до первой половины 1970-х годов. Тем не менее, его произведения были напечатаны на польском языке Парижским литературным институтом Ежи Гедройца и переведены более чем на 30 языков. Более того, драмы Гомбровича неоднократно ставились по всему миру такими известными режиссерами, как Хорхе Лавелли , Альф Шёберг , Ингмар Бергман , а также Ежи Яроцкий и Ежи Гжегожевский в Польше .

Характерные черты письма Гомбровича включают в себя острое описание психологической запутанности персонажей с другими, острое осознание конфликтов, возникающих, когда традиционные культурные ценности сталкиваются с современными ценностями, и раздраженное, но комедийное чувство абсурда. Ясные и точные описания Гомбровича критикуют польский романтизм; Гомбрович однажды заявил, что писал вопреки Адаму Мицкевичу (что особенно заметно в романе «Транс-Атлантик»). Творчество Гомбровича тесно связано с экзистенциализмом и структурализмом . Он также известен своими игривыми аллюзиями и сатирой, как, например, в разделе « Транс-Атлантика», написанном в форме стилизованного дневника XIX века, за которым следует пародия на традиционную басню.

Гомоэротизм

По мнению некоторых исследователей творчества писателя и его знакомых (в частности, его аргентинского друга Алехандро Руссовича) Гомбрович был гомосексуален , что отразилось на его литературном творчестве. На протяжении всей своей жизни Гомбрович старался избегать однозначного присвоения определённой сексуальной ориентации, рассматривая вопрос пола как область «социального принуждения». В характерном для него стиле он несколько раз обращался к этой теме в своих «Дневниках» . Первый роман автора, открыто затрагивающий вопросы гомосексуальности, — «Транс-Атлантик» (1953) . В этом романе видение человека, служащего традиционным ценностям, противопоставляется новому видению, согласно которому индивид освобождается от этого служения, прежде всего реализуя себя — эксцентричный гомосексуал-миллионер Гонсало. Таким Гомбрович видел новую модель человечества .

Экзистенциальность

Творчество Гомбровича связано как с экзистенциализмом (концепция «я»), так и со структурализмом (человек, определяемый языком, которым он пользуется, и рассматривающий мир через систему симметрии и оппозиции). Особенности творчества Гомбровича — экзистенциальные темы, проходящие через большинство его произведений, специфическое чувство абсурда и иконоборчества, затрагивающее традиционные ценности, принятые обществом, что связывает писателя с творчеством Фуко , Лакана и Сартра , которого Гомбрович обвинял в плагиате. Позже он писал: «„Фердидурка“ была опубликована в 1937 году, до того, как Сартр сформулировал свою теорию отношения к автруи . Но именно благодаря популяризации сартровских концепций этот аспект моей книги стал лучше понят и усвоен» .

Стиль

Для произведений Гомбровича характерен глубокий психологический анализ, некоторая парадоксальность и абсурдный, антинационалистический оттенок. В «Фердидурке» присутствует множество тем, исследованных в более поздних работах Гомбровича: проблемы незрелости и молодости, маски, которые носят люди, и ироничное критическое исследование классовых ролей в польском обществе и культуре, особенно дворянства и провинциалов. Оно вызвало резкую критическую реакцию и сразу же разделило аудиторию Гомбровича на поклонников и заклятых врагов .

В своем творчестве Гомбрович боролся с польскими традициями и «неправильным» восприятием непростой историей страны. Такая позиция автора стала отправной точкой для его рассказов, глубоко укоренившихся в этой традиции и истории. Ученые и поклонники помнят Гомбровича как писателя и человека, не желающего жертвовать своим воображением или своей оригинальностью ни за какую цену, человека, бога, общество или доктрину .

Сочинения

Проза
  • — повесть, 1937
  • — роман, 1953 , пер. с польского
  • — роман, 1960
  • — роман, 1965 (Международная литературная премия , 1967 )
Сборники
Пьесы

Русскоязычные издания

  • Преднамеренное убийство: Рассказы. Серия: Библиотека журнала «Иностранная литература» — М.: Известия, 1991. — 192 с. ISBN 5-206-00225-9 .
  • — роман, 1965 ( Гомбрович В. Космос: Роман / Предисл., пер. с польск. С. Макарцева. — СПб.: Амфора, 2000. — 231 с. ISBN 5-8301-0220-X )
  • Девственность и другие рассказы; Порнография: Роман; / Пер., коммент. и послесл. Ю. Чайникова . — М.: Лабиринт, 1992,— 320 с.
  • Девственность: сборник рассказов / Пер. : Климовский Вадим, Чайников Юрий Викторович, Старосельская Ксения. — М.: Опустошитель, 2021, Серия «мёртвый текст», — 284 с.
  • : Пьеса / Пер. Л.Бухова; Вступ. ст. Н.Якубовой. — Современная драматургия, 1966, № 1, с. 200—227.
  • Порнография / Пер. и предисл. С. Макарцева. — М.: Радуга, 1994. — 173 с.
  • Порнография / Пер. и примечания Ю. Чайникова. — М.: Лабиринт, 1994. — 122 с.
  • / Пер. А. Ермонского. — Иностр. лит., 1991, № 1, с. 73—211.
  • Дневник / Пер. Ю. Чайникова. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха , 2012.
  • Транс-Атлантик / Пер. Ю. Чайникова. — СПб.: Jaromír Hladík press, 2020.

Экранизации

Театральные постановки

Новосибирский драматический театр «Красный факел»
  • 1998 — «Ивонна, принцесса Бургундская», жанр: недоразумение в 2-х частях, режиссёр — Олег Рыбкин, художник-постановщик — Илья Кутянский, художник по костюмам — Андрей Бартенев, композитор — Олег Костров .
Московский театр Эрмитаж
Государственный академический театр им. Е. Вахтангова
Польский театр в Москве

2007 — « », постановка Евгения Лавренчука

Государственный Театр наций

10 октября 2016 года — «Ивонна, принцесса Бургундская», постановка Гжегожа Яжины

Примечания

  1. [lib.ru/PXESY/GOMBROWICH/burgund.txt Ивонна, принцесса Бургундская] . Дата обращения: 29 мая 2009. 2 июня 2009 года.
  2. (PDF) . (PDF) из оригинала 5 октября 2022 . Дата обращения: 26 марта 2020 .
  3. Diary , volume two, W. Gobrowicz, Northwetern University Press, 1989, ISBN 0-8101-0717-1 , str. 104—107
  4. Olaf Kuhl, Gęba Erosa. Tajemnice stylu Witolda Gombrowicza , 2005, ISBN 83-242-0357-5
  5. Gombrowicz, Witold (1978), , Grove Press, p. , ISBN 0-394-17067-9
  6. Kühl, Olaf. Gęba Erosa. Tajemnice stylu Witolda Gombrowicza. — Kraków : Universitas, 2005. — ISBN 83-242-0357-5 .

Литература

Ссылки

  • (польск.) (исп.) (фр.) (англ.) (нем.)
  • Мальцев Л. А. «Дневник» Витольда Гомбровича: реформа жанра // Славяноведение. 2009. С. 69-77.
  • Мальцев Л. А. // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2010. — № 2 (76) . — С. 155—161 .
  • / Борис Дубин // Новая Польша. — 2004. — № 11.
Источник —

Same as Гомбрович, Витольд