Interested Article - Бернхард, Томас

Дом Томаса Бернхарда , Видеоарт (2006), Кристиан Тоннис

То́мас Бе́рнхард ( нем. Thomas Bernhard ; 9 февраля 1931 , Херлен , Нидерланды , — 12 февраля 1989 , Гмунден , Австрия ) — крупнейший австрийский прозаик и драматург.

Биография

Томас Бернхард, будучи внебрачным ребёнком, воспитывался в Австрии родителями матери; дед по материнской линии Йоханнес Фроймбихлер был писателем. Учился в католической школе, оставил её в 1947 году , начав работать продавцом в лавке. В 1949—51 годах находился на излечении в лёгочном санатории, болезнью лёгких страдал всю жизнь.

В 1955—57 годах обучался актёрскому мастерству в Зальцбургском университете музыкального и драматического искусства « Моцартеум ». Затем полностью посвятил себя литературе. В 1965 году переселился в собственный дом в округе Гмунден , где и умер в 1989-м.

Любимое венское кафе Бернхарда

Творчество

Томас Бернхард нашёл своего режиссёра в лице Клауса Паймана , который ставил его пьесы в Бохуме и в венском Бургтеатре , ему Бернхард посвятил и свою последнюю пьесу «Клаус Пайман покупает себе брюки…» (Claus Peymann kauft sich eine Hose und geht mit mir essen), которая идёт в настоящее время на сцене театра «Берлинер ансамбль» . Среди пьес есть и написанные специально для известных актёров: «Минетти» ( 1977 ) — для Бернхарда Минетти , «Риттер, Дене, Фосс» ( 1984 ) — для Ильзе Риттер, Кирстена Дене и Герта Фосса.

Болезненный одиночка, непримиримый к любой фальши в личных и общественных отношениях, Бернхард своей жесточайшей критикой всех институтов австрийского общества снискал в стране репутацию очернителя и публичного скандалиста. В завещании запретил публикацию и постановку своих произведений в Австрии.

Признание

Лауреат премии города Бремен ( 1965 ), Австрийской государственной премии ( 1968 ), премий Антона Вильдганса ( 1968 ), Георга Бюхнера ( 1970 ), и Франца-Теодора Чокора (обе 1972 ), Международной литературной премии Монделло ( 1983 ), Премии Фельтринелли ( 1987 ), французской Премии Медичи ( 1988 ) и др.

Произведения

Романы и повести

  • Frost/ Стужа ( 1963 )
  • Verstörung/ Помешательство ( 1967 )
  • Das Kalkwerk / Известковый карьер ( 1970 )
  • Korrektur /Корректура ( 1975 )
  • Ja/ Да ( 1978 )
  • Die Billigesser/ Любители дешевых обедов ( 1980 )
  • Beton/ Бетон ( 1982 )
  • Wittgensteins Neffe/ Племянник Витгенштейна ( 1982 )
  • Der Untergeher / Пропащий ( 1983 )
  • Holzfällen: Eine Erregung/ Лесоповал ( 1984 )
  • Alte Meister/ Старые мастера ( 1985 )
  • Auslöschung/ Изничтожение ( 1986 )

Пьесы

  • Ein Fest für Boris/ Вечеринка для Бориса ( 1968 )
  • Der Präsident/ Президент ( 1975 )
  • Minetti/ Минетти ( 1977 , для актёра Бернхарда Минетти )
  • Vor dem Ruhestand/ Перед отставкой( 1979 )
  • Über allen Gipfeln ist Ruh/ Над высью горной тишь ( 1981 )
  • Ritter, Dene, Voss / Риттер, Дене, Фосс( 1984 )
  • Der Theatermacher/ Лицедей ( 1984 )
  • Elisabeth II/ Елизавета II ( 1987 )
  • Heldenplatz / Площадь героев ( 1988 )

Другие сочинения

  • In hora mortis/ В смертный час ( 1958 , стихотворения)
  • Ereignisse/ Происшествия ( 1991 , рассказы)

Публикации на русском языке

  • Мидленд в Стильфсе // Австрийская новелла XX века. — М.: Художественная литература , 1981. (Записан как Томас Бернгард.)
  • Избранное: Рассказы и повести. — М.: Радуга, 1983. — 271 с.
  • Подвал // Иностранная литература . 1983. № 11.
  • Мороз. Таллинн, 1984.
  • Ребёнок как ребёнок // Повести австрийских писателей. — М.: Радуга, 1988.
  • Трагедия? Или комедия? // Искусство и художник в зарубежной новелле XX века. СПб., 1992.
  • Старые мастера. М., 1995. (Серия «Альманах немецкой литературы»).
  • Яурегг // Нева . 1997. № 6.
  • Видимость обманчива и другие пьесы. — М.: Ad Marginem , 1999. — 718 с.
  • Стужа. — М.: Симпозиум , 2000. — 491 с.
  • Племянник Витгенштейна // Иностранная литература . 2003. № 2.
  • Происшествия // «Креатив&creativity», журнал. 2005.
  • Всё во мне…: Автобиография: Повести. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха , 2006. — 573 с.
  • Пропащий; Знаменитые; Имитатор голосов // Иностранная литература . 2010. № 2.
  • Из книги «Имитатор голосов» // Носорог . Зима 2017/2018. № 7.
  • Происшествия / Перевод с немецкого Е. Гайдуковой, А. Огнева, В. Черкасова. М.: Либра, 2018.

Примечания

  1. Repertoir . Berliner Ensamble (официальный сайт). Дата обращения: 10 января 2013. 20 января 2013 года.

Литература

  • Белобратов А. В. // Иностранная литература. — 2010. — № 2 . — С. 4—10 .
  • Белобратов А. В., Новикова С. Ю. Лермонтовский след в творчестве Томаса Бернхарда // Мир Лермонтова. Коллективная монография / Под. ред. М. Н. Виролайнен и А. А. Карпова. — СПб. : Скрипториум, 2015. — С. 799—808. — 976 с. — ISBN 978-5-905011-12-2 .
  • Затонский Д. В. Австрийская литература в ХХ столетии. — М. : Художественная литература, 1985. — 444 с.
  • Котелевская В. В. // Практики и интерпретации: журнал филологических, культурных и образовательных исследований. — 2016. — Т. 1 , № 1 . — С. 15—43 .
  • Котелевская В. В. // Логос. — 2017. — № 6 . — С. 257—287 .
  • Котелевская В. В. // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2017. — Т. 9 , № 3 . — С. 96—108 .
  • Котелевская В. В. // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2019. — Т. 11 , № 1 . — С. 98—109 .
  • Котелевская В. В. . — Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального округа, 2018. — 352 с. — ISBN 978-5-9275-2778-6 .
  • Котелевская В. В. Трактовка субъекта и искусства в поэтике К. Ф. Морица и Т. Бернхарда: исток и закат модерна // . — Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — С. 57—109. — 208 с. — ISBN 978-5-9275-1351-2 .
  • Новикова С. Ю. // Известия Южного Федерального университета. Филологические науки. — 2016. — № 1 . — С. 28—36 .
  • Новикова С. Ю. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2016. — № 2—1 . — С. 52—55 .
  • Павлова Н. С. Реальность и жанр у Бернхарда // Павлова Н. С. Природа реальности в австрийской литературе. — М. : Языки славянской культуры, 2005. — С. 268—297. — 321 с. — (Studia philologica). — ISBN 5-9551-0106-3 .
  • Ромашко С. А. Достоевский и Томас Бернхард: говорящий субъект как организующий момент текста // Вопросы филологии. — 2004. — № 1 . — С. 81—86 .
  • Соколова Е. В. Исследования о творчестве Томаса Бернхарда (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение. Реферативный журнал. — 2002. — № 1 . — С. 155—170 .
  • Ташкенов С. П. // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. — 2008. — № 9 . — С. 119—128 .

Ссылки

  • (англ.)
  • (нем.)
  • (нем.)
Источник —

Same as Бернхард, Томас