Смысл жизни
- 1 year ago
- 0
- 0
Смысл — сущность феномена в широком контексте реальности , неисчерпанная совокупность (в отличие от значения, которое исчерпаемо) всех психических (сознательных) , связанных со словом .
Смыслы доминируют над значением . Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности , вводит отношения « часть — », делает его необходимым в качестве части этой целостности . Смыслом также называют мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностью или общностью . Противоположностью смысла является бессмысленность , то есть отсутствие конкретного предназначения. Под смыслом может подразумеваться, например, целеполагание , а также результат какого-либо действия. В других славянских языках «смысл» может означать ощущение (ср. чеш. Smysl ).
Смысл — это понятие подразумеваемое и оно прямо зависит от знаний о предмете. Незнакомая вещь может показаться бессмысленной, если неизвестно, как ею пользоваться, то есть как можно извлечь из неё пользу. И, наоборот, по незнанию вещь может наделяться ложными полезными качествами и обладать, с этой точки зрения, значимым смыслом.
Ярким примером бессмысленных для одних и осмысленных для других вещей выступают суеверия , в особенности приметы: одни считают, что приметы помогают предсказывать будущее и потому видят в них большой смысл ; другие же в них не верят и не видят никакого смысла. То же самое можно сказать о незнакомом языке: отдельные фразы на нём кажутся бессмысленными, в то время как естественные носители языка автоматически различают осмысленный или бессмысленный характер произнесённых слов и предложений.
Язык в этом плане уникален, так как он является осмысленным носителем мыслей, образов, информационных посылов. Для народа, использующего определённый язык, каждое слово имеет свой смысл, своё назначение. Осуществляется передача какой-либо информации, достигается понимание людьми друг друга. Они могут обмениваться полезными знаниями о разных явлениях, предметах и событиях. Если бы языка не было, то смысл многих событий, которые были засвидетельствованы лишь отдельными людьми, оставался бы скрыт от других людей. События не стали бы полезными, а в случае приближения опасности люди не узнали бы о ней заранее и не успели бы подготовиться. Потому-то слова, наделённые смыслом и сказанные в нужный момент, столь ценятся (даже простые восклицания, которые на первый взгляд кажутся бессмысленными, например, «Э-эх!», «Ага-а…», « Ур-р-ра! », «Угу» и так далее). В этом отношении, а именно в ходе изучения правил и норм складывания осмысленных фраз, язык является предметом изучения лингвистики .
Изучением смысла занимается также онтология , теория познания и методология науки . В частности, в онтологии тематизируются смысловые координаты бытия, возможности разграничения сферы действительного (допустим, в рамках социума, в системах приказов). В теории познания проблема смысла входит в состав проблематики природы и источников знания, а именно границ его осмысленности и бессмысленности. В рамках методологии выявляются прикладные характеристики какого-либо конкретного научного метода, в особенности нацеленность метода на обеспечение инновационных вариантов решения отдельных старых проблем, а также раскрытие целых классов новых проблемных ситуаций. В противном случае считают, что введение нового метода лишено смысла.
В методологии ключевая роль отводится семантическому анализу и проектированию смысловой нагрузки используемых конструкций языка — футуродизайна .
Г. Фреге в своей статье «О смысле и значении» (1892) противопоставил смысл ( нем. Sinn ) и значение ( нем. Bedeutung , денотат ), хотя в немецком языке эти слова иногда использовались как синонимы . Если значение ( денотат ) — это сам обозначаемый предмет, то смысл — это информация о предмете ( сигнификат или десигнат ). Например, выражения «Вечерняя звезда» и «Утренняя звезда» имеют одно и то же значение, но отнюдь не одинаковый смысл. Вместе с тем, смысл не есть представление, поскольку несёт в себе не просто субъективный образ предмета, но некоторую общезначимую информацию . Фреге придерживался точки зрения математико-логического платонизма : считал, что смысл не принадлежит ни внутреннему миру человеческих представлений, ни внешнему миру предметов. Как объективную сущность (на манер эйдоса ) он образует «третий мир» ( нем. Drittes Reich — третье царство). При этом имеющие смысл выражения могут не иметь значения . Данное различение смысла ( понятия ), значения (предмета) и имени (слова) схематически выражается в виде треугольника Фреге или семантического треугольника .
В философии Гуссерля значение ( нем. Bedeutung ) мыслится как «лингвистически оформленный» смысл ( нем. Sinn ), который сам по себе есть интенция ( ноэма ). Гуссерль сближает смысл и значение, но противопоставляет их референту . Витгенштейн первым указал на определяющую роль контекста в выявлении смысла .
Помимо семантических определений смысла, существуют и прагматические, которые оценивают это явление с позиции человека как субъекта деятельности. В этом случае смысл становится ценностью , значимостью или характеристикой полезности предмета для пользователя. Смысл обретается в контексте жизненной ситуации, потребностей, самосохранения и проективной деятельности. Смысл содержит компонент как знания о предмете, так и отношения к нему . В выражении «какой в этом смысл?» смысл отождествляется с пользой.